идея глубокой аналогичности всего сущего

Дмитрий Галковский:
- Мощь предсказаний Николая Данилевского в том, что он (а за ним его ученик Леонтьев) мыслил по аналогии. Его, учёного-ихтиолога, затронула (если и не захватила, как энтомолога Набокова) идея глубокой аналогичности всего сущего. Удивительное эстетическое совершенство раковин моллюсков или крылышек бабочек есть проявление некоторой космической ритмизации реальности. Человеческое искусство лишь помогает раскрытию эстетической идеи, присущей самой природе.
Отсюда, кстати, видны преимущества мышления по аналогии, которое оказывается более реалистичным и продуктивным, чем стилизованная под объективность дедукция из неполной индукции (для человека всегда смехотворно неполной, унизительно неполной). И чем сложнее изучаемый объект, тем естественнее опираться на на ритм аналогий, а не на логический анализ. Логический анализ ещё возможен в начале игры в эндшпиле. Но в середине партии главное - это уловить частоту сетки аналогий, попасть в её структуру. Это высшая форма человеческого мышления. Божественная. Вовсе не логика приближает к Богу, а эстетика мышления. Машина, псевдотворение разума, как раз в миттельшпиле и гибнет. У неё нет альтернативы в логике, кроме метода проб и ошибок. Нет творчества.
Человек не может стать Творцом, как не может создать творящее творение. Человек конечен, и, став Творцом, он окажется в положении твари к своему же творению. На него что-то оценивающе посмотрит из глубины того, что он создал. И якобы Бог окажется здесь абсолютным ничтожеством. Вершина оборачиваемости.

Lubovv Nikolavna:
- Насчет творящего творение согласна, а с остальным - нет. Я думала, это вы написали, Юрий. Только поэтому прочла от слова до слова. И уже была готова согласиться с ‘вами’. Но дочитала до слов о Боге - и расхотела соглашаться. И на ваш троллинг отвечать не буду - у меня и так мозги набекрень в такую жару.
Юрий Извеков:
- В тексте Галковского речь идет не о Боге, а о "якобы Боге", то есть человеке, посягнувшем на роль Бога-творца. Бог глядит на человека-творца из сотворенного им (человеком). Бог в любом творении.


Рецензии
Мне интересно, откуда вообще появилась логика. Ведь очевидно, что сначала должна была появиться концепция множественности-единичности. Но эта концепция лишь другая сторона концепции единства. Итак, концепция: мир (единичность-множественность) -- единство (Бог) выскакивают вместе, как зайчик из шляпы фокусника. У меня только один вопрос, Юрий: на чьей голове эта шляпа? Говоря проще: кого это волнует?

Рь Голод   09.07.2024 15:11     Заявить о нарушении
"Главное - это уловить частоту сетки аналогий, попасть в её структуру. Это высшая форма человеческого мышления." - Данилевского взволновало же. Галковский это заметил.
Из шляпы фокусника. Но у фокусника на голове не шляыпа, а колпак.

Юрий Извеков Улан-Удэ   09.07.2024 22:40   Заявить о нарушении
Сшит колпак не по колпаковски

Рь Голод   10.07.2024 21:54   Заявить о нарушении
Шляпа это реквизит.

Юрий Извеков Улан-Удэ   11.07.2024 04:10   Заявить о нарушении
Я лишь пытался, Юрий, нащупать дорожку к этому "мышлению по аналогии" путëм углубления в вопрос, откуда появилось само мышление, и куда оно исчезает. Поиск корня мышления. У одного из авторов подобное исследование называется "аутолизис" ("самопереваривание"). Человек пишет то, что сейчас приходит -- на том уровне искренности, на который сейчас способен. Искренность, для меня, это не некое отношение, а скорее способность с возможной ясностью выводить на свет (на лист бумаги) то, что видно сейчас. Мышление само по себе, без понимания его сути, всегда поражение, всегда застревание в формах и смыслах. Найти корень -- означает стряхнуть с себя всю двусмысленность мысли, позволить ей вернуть туда, откуда она пришла. И это Пространство не нуждается в аналогиях, поскольку здесь только созвучие всего-со-всем, только резонанс, и даже эти слова исчезают.
Если ли другие способы открытия этой Тишины, за пределами тишины-мышления? Их много. Возможно самый удивительный и прямой указан в трудах англичанина Дугласа Хардинга ("Жизнь без головы", "Маленькая книга жизни и смерти" и др.). Я как-то упоминал этот Путь Видения в разговоре с Вами.
Есть более известные и проверенные тысячелетиями способы. Непрерывная молитва или мантра. На Западе это Иисусова молитва. На Востоке мантра с личным обращение к одному из Божественных имëн. Эта практика очищает и центрирует ум. В конце концов, она ведëт к той-же Тишине, за пределами слов и практик.
Путь Адвайты, недвойственности также ведëт к этой безусильной Аналогии. Как говорил один из авторов (Нисаргадатта Махарадж): "Я съел этот мир, и мне не нужно заботиться о нëм".
С уважением

Рь Голод   11.07.2024 07:22   Заявить о нарушении
Этьу тему поднимал в ФБ Андрей Парибок. Он начал с разделения на рассудок и мышление. Я ему тогда ответил или не ответил:

http://stihi.ru/2024/01/25/8287

Но вы, Игорь, наерное это прочитали.

Юрий Извеков Улан-Удэ   11.07.2024 12:39   Заявить о нарушении
Уважаю Андрея Парибка, читал и смотрел когда-то. Мой друг учился у него. Однако, в данном случае, его рассуждения по аналогии для меня не слишком интересны, они затрагивают довольно поверхностный материал.

Рь Голод   11.07.2024 13:56   Заявить о нарушении