Неуловимости 1987 - стихи разных лет - 135

___________________

"НЕУЛОВИМОСТИ" (1987)
___________________

ЛЕВ ГУНИН


    СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ

   избранное


Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия


  ИЗДАНИЕ 2019

  © СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ.

______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -

В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то (это касается стихов 1970-1991), скорее всего, стихотворение было написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________

___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
© 2018 – Lev Gunin [Лев Гунин]
© ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО (1981-1989) - 14 - НЕУЛОВИМОСТИ (1987): Лев Гунин
© L';diteur | Edutor : Lev Gunin | Издатель: Лев ГУНИН
© La couverture du livre et le design | cover and book design: Lev Gunin |
© Layout and Design: Lev Gunin
© Electronic (computer) versions and conversion: Lev Gunin
© Электронные (компьютерные) версии и конверсия: Лев Гунин
© Вёрстка и цифровой текст, вёрстка для печати и дизайн: Лев Гунин
ISBN:
____________________________

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 14

НЕУЛОВИМОСТИ (из сборника стихов) (1987)
____________________________________
Из конфискованного томика номер 9 до-эмиграционной поэзии (сохранившиеся черновые версии, поначалу не вошедшие в собрание стихов разных лет).

(См. комментарий автора ниже)

____________________________________


ОТ АВТОРА

В 2007-м году случилось одно - трагическое для меня - событие, которое негативно сказалось на всём моём поэтическом творчестве последующих лет: пропал 9-й (в другой версии - 6-й) томик машинописного собрания, которое я подготовил ещё на Родине, в Беларуси, до фактической депортации из родной страны (которую покинул навсегда (и, вероятно, никогда больше не увижу (в Канаде я "невыездной"; не говоря уже о невесёлой социально-экономической ситуации). (Надо добавить, что некоторые мои друзья, упоминая эту пропажу, путают даты, ошибочно называя то 2006, то 2008 год).

Всего было 3 копии 9-томного собрания ("главная" и две отпечатанные под копирку). Томики были переплетены в виде книг с картонной обложкой. Одна копия хранилась у меня дома. Вторая - у моей мамы. Третья - у одного из приятелей.

Когда я спохватился, что 9-го тома (самого объёмного, охватывавшего наиболее широкий - хронологически - период) нет на месте, я сразу бросился к моей маме, у которой всё собрание (2-й экземпляр) хранилось на полке в тёмной комнате (кладовке). 8 томиков оказались на месте, но последнего недоставало ...

9-й том пропал СРАЗУ же после того, как я прочитал по телефону примерно 10 стихотворений (из 3-х последних томиков) своему близкому другу, культовому кинорежиссёру Юрию Белянскому. Не исключено, что все разговоры с Юрием (а то и все мои разговоры по телефону) "мониторятся", и пропажа 9-го тома каким-то образом связана с политической деятельностью Д. (сына Юрия).

Вот отрывок из моего письма моему близкому другу (и другу моего покойного брата Виталия) - поэту, фотографу, гениальному художнику, резчику по дереву и чеканщику, мастеру червления по металлу, автору получивших европейские призы работ, искусствоведу Евгению Алмаеву:

От кого: Лев Гунин <leon987654321@mail.ru>
Кому: Евгений Алмаев <aeg7@mail.ru>
Дата: 31 Дек 2007 20:25:56
Тема: Re[3]: -------- ctixi ==================

(отрывок)
========
еще одно несчастье
со мной приключилось:
пропал 9-й томик моих стихов.

еще в Беларуси я когда-то
отпечатал на машинке, на
добротной бумаге, свои
избранные стишки, переплел,
получилось в виде аккуратных
книжек - 9 пузатеньких
томиков.

(...)

примерно полгода восстанавливаю
"изначальные" версии ранних
стихов по черновикам,
постепенно выкладывая вот сюда:

www.gunin.artlaboratory.org

когда дошел до 9-го тома, оказалось,
что его нет! надо сказать, что
во всем, что касается книжек и тетрадок,
я человек предельно - педантично,
фанатично - аккуратный: у меня все
на своих местах, и, если что-то
не там, меня это бесит.

несколько дней назад томик был
на месте.

элементарно изъяли.... уроды...

звоню приятелю, которому
отдал на хранение 2-й, менее
притязательный, вариант тех же
9 томиков. звоню, спрашиваю,
не выбросил ли он
еще мои тетрадки в
мусорку.

нет, говорит, и смеется. все
на месте. на кухне, в шкафчике,
где им и положено быть.

идет, не отключаясь, с трубкой
на кухню, вот, говорит, все
в порядке. я прошу его вспомнить,
сколько было томиков. а у него
очень хорошая, математическая,
память. он отвечает: 9. я его
прошу пересчитать. и вот те на!
9-го томика нет!

уроды!.. другого слова нет!
_______________________
Трагична судьба Жени Алмаева (который был примерно на 12 лет младше меня). Именно в 2007-м году он повредил руку при несколько подозрительных обстоятельствах, и - вскоре - у него развилось урологическое онкологическое заболевание. Врачи запустили болезнь (судя по обстоятельствам - возможно, умышленно), и, когда, наконец, Жене объявили диагноз, опухоль была уже на неоперабельной стадии. (Кстати, мой раздел gunin.artlaboratory.org был уничтожен, и все выложенные туда стихи пропали).
В любом случае, исчезновение самого объёмного тома собрания моей до-эмиграционной поэзии именно в то время представляется неслучайным. Именно тогда (после периода "затишья") возобновилась компания шельмования, когда целая команда русскоязычных участников поэтической "тусовки" с израильскими паспортами вновь пошла в атаку, распространяя обо мне порочащие слухи, подвергая мои работы (в том числе и стихи) необоснованным ярым нападкам, изображая меня примитивным (на уровне дебилизма) "одноклеточным червём". Ставилось под сомнение моё высшее музыкальное образование (даже мои дипломы за музыкальную школу и музыкальное училище объявлялись "выдуманными"); утверждалось, что я "никогда и нигде не работал" (и т.п.). Понятно, что возможность появления в Сети моих стихов, которые "не соответствуют" такому "портрету", не устраивало тех персонажей, что стояли за компанией шельмования: их сильно раздражали мои исторические, философские, теологические работы.

Ряд стихотворений (которые входили в 9-й том) я восстановил по сохранившимся черновикам (примерно 40 процентов стихов из того же тома (в отличие от предыдущих томиков) "не имело" черновиков). Эту работу затрудняли следующие обстоятельства. 1) несколько рукописных тетрадей: у себя на родине я переписывал одни и те же стихи из одной тетради в другую - по мере накопления объёма; и, бывало, изменял одну-две строки. 2) в самых первых черновиках на клочках бумаги (или в блокнотах с отрывными листками) - иногда давалось до 5-ти версий какого-нибудь слова или строки. 3) после пропажи 9-го тома я стал хранить свои тетради у разных друзей, и это - опять-таки - затрудняло пересмотр.
Уже после того (примерно в 2012-м) как предпринятая работа была в основном завершена - я наткнулся (в 2014-м) на рукописную тетрадь, где обнаружил циклы и версии, которых раньше не заметил. Я отсканировал эту тетрадь, пропустил текст через специальную программу (которую - как программист-любитель - сам написал (точнее: модифицировал одну из "официальных" программ OCR-распознавания), переведя текст в цифровой формат, и записал на один из "бесчисленных" DVD.
Через какое-то время отыскать эти файлы среди океана других оказалось не так-то просто. Только теперь, когда уже составлено множество книжек собрания разных лет (121 сборник), я случайно наткнулся на "потерю". Пришлось нарушить хронологию - и "вставить" (после 121-го сборника) несколько циклов из уже далёких (сегодня) лет.

Цикл стихов "Неуловимости" навеян (как и цикл "Прошлое и Будущее") разломом эпох: ощущением движения их тектонических плит, когда одна из них уходит вглубь, а другая наезжает на монолит предыдущей эры. Это предощущение конца эпохи в конце 1980-х проводится ("за кадром") как параллель не менее критического разлома в начале XX века, который (на деле) начался ещё в 1880-х. Тут присутствует ещё один, "дополнительный", мотив: дегуманизация человека, превращение его в робота, точнее, в придаток машин. Ещё в 1970-х я написал эссе под названием "По образу и подобию", в котором обосновал свою "теорию мультипликации": гипотезу о неодолимом инстинкте Человека, толкающем его на создание "саморазвивающихся" "само-мульциплицирующихся" объектов, эволюция которых - в итоге - уничтожит человеческую расу. Большое влияние на мои идеи оказал роман Адама Вишневского-"Снерга" "Робот" (книга была подарена мне в Кракове самим автором). Оригинал этого эссе (на польском языке) был напечатан в журнале "Дзенник тэхничны для млодзежи" (польск.). В 1990-х авторская английская версия была опубликована в легендарном журнале "Wires". Русская версия появлялась в нескольких изданиях, включая журнал "МЫ", издававшийся моим близким другом, знаменитым верлиблистом Кареном Джангировым. Нет ни малейшего сомнения в том, что братья Вашовски - создатели культового фильма "Матрица", - использовали мои идеи, а также идеи Вишневского-Снерга.
Борис Георгиевич Миллер - мой старший друг, с которым я познакомился в Париже: близкий родственник легендарного генерала Миллера, мыслитель, идеолог, один из ведущих деятелей так называемой "белой эмиграции". Посвящение Борису Георгиевичу было добавлено во время редакции 1994 г. (уже в Монреале).
___________________
СОДЕРЖАНИЕ:
ОТКРЫТКИ ВЕКОВОГО ПОРУБЕЖЬЯ (ред. 1994):
1. старинный шёлк и лица кружевные
2. в каждой мечте: тоска
3. не сотвори кумира: рек пророк
4. грузные красавицы
5. В саду мы одни. И блестят напомажено вихры
УХОДЯЩЕЕ:
1. благословенно во веки веков уходящее
2. на мне рука неведомого пишет
3. слово тут же исчезает
___________________________

--------------------------------

ИЗ НЕ ОПУБЛИКОВАННОГО: 1981-1989
циклы и сборники стихов - 14


Лев Гунин
               
              из цикла стихов
           НЕУЛОВИМОСТИ
                1987

    Борису Георгиевичу Миллеру
    Адаму Вишневскому-Снергу
    Евгению Алмаеву


ОТКРЫТКИ ВЕКОВОГО ПОРУБЕЖЬЯ

1.
старинный шёлк и лица кружевные
изящные нательные кресты
и взгляды в дол - и вздохи неземные:
свидетельства ушедшей красоты

в раю должны быть райские услады
и старики в мечтательном пенсне...
и две скамьи задумчивого сада...
шептания о счастье и луне...

и кажется - на лица эти глядя -
что там они не ведали вражды
злопамятства - токсичного как радий -
и роковой отчаянной беды...

но сталь кромсала мягкие их души
и в грудь вонзались острые клинки
и нас они оказывались лучше
и твёрже перед лезвием тоски

и нас они оказывались крепче
и за мечтой и в полымя и в ад
шагали сохраняя счастье в сердце
те жившие до нас сто лет назад

и это МЫ их судьбы роковые
проклятье их: законам вопреки
мы их ресницы залепивший иней
мы их могилы в роще у реки...


2.
в каждой мечте: тоска
в каждом подобье: разность
жизнь всегда - впопыхах
и вдохновенье - праздность...

вся красота: изгой
среди суровых будней
нет на тебе креста
коли ты праздным будешь

кровь заполняет труд
смысл: это сердца жало
может быть нас найдут
преодолевши жалость

может быть что-то есть
за высотой предела
только свой крест нам несть
уж до конца без дела...


3.
не сотвори кумира - рек пророк
отвергнувший красоты неземные
пустынник и аскет что превозмог
мечты земной навязчивые сини

пустынный демон плоть его укрыл
от мягкости душевной парадигмы
и посох его в змея превратил
и затвердели в сердце его стигмы

и в камне жёстком неземным огнём
слова громоподобно написались
и под угрозой их с тех пор мы и живём
и мыкаемся с душами из стали...


4.
грузные красавицы
скульптурные улыбки...
отчего нам нравятся?
почему так зыбки?

крали современные -
тонкие как волос...
почему не сернами
кажутся на голос...

слишком приземлённые
вопреки их формам...
и души лишённые…
скопом или... хором...


5.
В саду мы одни. И блестят напомажено вихры
Роскошной листвы, не успевшей опасть от дождей.
И шум денной жизни, и детские окрики стихли.
И вечер уже накатился на лестницу дней.

Наш час расставания грифелем чёрным прописан
На чёрном листке, и мелком - на вокзальной  доске,
И рвутся наружу мозг переполнявшие мысли,
как рвётся в полёт растревоженный голубь в руке.

Прекрасная скука во всех мелочах проступает.
Кто гонит её - тот не знает гримас бытия.
За это изгнали Адама и Еву из рая,
и юдоль земная заполнила всё по края.

Но век приближается новый гигантом до неба.
Ему не до мёртвых и не до живых - не до нас.
Задавит, шагая, он жизни чарующий стебель.
И прошлое сгинет; оставив нам только "сейчас".

И будут рождаться на свет одномерные люди.
И будут ходить по заведомо мёртвым полям.
И завистью-жадностью расу земную загубят,
последним живым - после смерти - завидуя нам...

    Август - октябрь, 1987.
----------------------------------------------


   УХОДЯЩЕЕ

1.
благословенно во веки веков уходящее
более тонкое нежное чем настоящее
в нём и сокрыта вся тайна из тайн бытия
жизней фрагменты в нём пылко трепещут как ленты
и составляют мозаично то что есть "Я"
всё сохраняя в волшебной частице момента

лица родные на тонких пластинах веков
взгляды глядящие в сердце нам с дагерротипов 
и распадается мир состоящий из слов
нам не дающий свободы встающей из мифов…

2.
на мне рука неведомого пишет
свои вневременные письмена
и тайна мира мне в затылок дышит
из смутного пророческого сна

сияют гроздья не моих ответов
на главные вопросы бытия -
и люди заплюют меня за это
хотя вердикт произносил не я…

3.
слово тут же исчезает
не успев оформиться
время сущность распыляет
на частицы стронция

мы вне времени проводим
жизни неухватный сон
не постигнув наших родин
не познав закон времён

на обломках беспричинных
что "реальностью" зовём
мы с привычным не едины
и находимся не в нём

и сполна об этом знают
колдуны-бородачи
мир иной от нас скрывая
и познания ключи…
  Октябрь - ноябрь, 1987.

_____________________



+++++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++++++


Рецензии