Пятидесятый псалом. Богословие спасения
(опыт прочтения)
«…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании»
(Лк.24,25-27)
Писание говорит о Нем. Это принцип, положенный в основу составления Священного канона Ветхого Завета, это смысл пророческого служения, служения Слову в Духе Святом, предвозвещающего о том, как надлежит пострадать Христу и войти в славу Свою. Кто же мы, когда не узнаем Его, шествующего с нами по дороге в Еммаус, вечно занятые происшедшем, но не видящие происходящего? – несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! В пророческом ряду, выбранным Христом от Моисея из всех пророков, оказывается Давид и его Псалтирь.
Пытаясь найти в псалмах Давида ответ на вопрос, так категорично поставленный перед нами Господом, вынесенный эпиграфом к этой статье и являющимся ее лейтмотивом, мы должны всегда помнить, что «…никто не может истолковать псалмы, кроме Того, Кто имеет «Ключ Давида»; только те, кто в Нем, могут понять «Песнь Моисея и песнь Агнца». Ни один человек недостоин открыть Книгу и снять печать, кроме «Льва Иудина, Корня Давидова». Помазание царя перешло на певца и воина; все это обретается во Христе и те, кто в Нем, участвуют в Его помазании» .
Вот что пишет о Давиде отец Александр Мень, подчеркивая пророческий смысл Псалтири и богодухновенность Давида: «Давид-псалмопевец. Псалтирь, или Книга Хвалений, слагалась веками (см. т. II, 13-14). Но основу ее заложил Давид – св. поэт Ветхого Завета. В Новом Завете он даже назван "пророком", ибо он слагал свои молитвы под действием вдохновения свыше.
Псалмы, непосредственно принадлежащие Давиду (в частности, 17, 23, 50, 109 и др.), вводят нас в святая святых его души, в мир его личной веры. Одним из древнейших Давидовых псалмов экзегеты обычно считают 17-й. В нем сосредоточены основные темы, характерные и для других псалмов – он говорит о Боге, Который избавляет гонимого и протягивает руку страдающему избраннику. Вопль "из глубины" отчаяния завершается благодарственной хвалой и уверенностью в спасении. Не случайно на кресте Господь молился словами одного из таких псалмов (21)» - «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» (Пс.21,2).
Таким образом, в Писании мы видим не просто пророчество о грядущем, мы видим само грядущее, которое воплотившийся Бог собрал в единое целое из множества частиц, отразивших замысел Божественного Домостроительства в земном служении Его провозвестников, собравшихся, как в фокусе линзы, в один момент истории Земли при Понтийском Пилате во Христе Иисусе. И эти лучи Божественного наития Святого Духа, озарявшие сердца Божиих избранников, сведены для нас в Священное Писание, потому-то и пишет Афанасий Великий: «подвижнику должно стараться об уразумении каждого речения» . Что же читают православные христиане ежедневно в утреннем правиле, произнося слова 50 псалма Давида? Попробуем ли мы медлительные сердца наши постараться обратить в слух и уразуметь, что же предвозвещал Святой Дух через великого пророка и праведника Божьего Давида, восхищенного от пастушеского звания к царскому достоинству, который в сознании своей праведности на вершине своего царского могущества проводил дни свои и пел великолепные псалмы своего благочестия, в нем видя свое спасение:
Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня;
Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
Ибо все заповеди Его предо мною и от уставов Его я не отступал.
Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне...
(Пс.17:21-24)
Очень похоже на Евангельского юношу, который все ЭТО сохранил от юности своей (Мк.10,20), но этого оказалось недостаточно для совершенства. И Господь не дает праведности закрыть путь Спасения, Господь попускает своему возлюбленному пасть для того, чтобы провести его через познание необходимости Спасителя и возвысить его до новой высоты пророческого служения. И если до этого момента надежды Давида на спасение были связаны с блаженной человеческой праведностью, то страшный грех лишил его этих ложных надежд. Величайшее заблуждение Давида было промыслительно уничтожено.
«Давид согрешил перед Богом, грубо пренебрегнув узами Его завета, когда взял жену Урии Вирсавию, а самого Урию обрек на смерть, хотя тот свято соблюдал верность царю (2 Цар. 11,11). Но и согрешив, Давид уповает на то, что Бог останется верным узам заветной милосердной любви, связывающим Его с избранным народом» .
1. В конец, псалом песни Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, 2. егда вниде к Вupcaвиu.
«"В конец. Псалом Давида". Надписание псалма ясно указывает нам его значение; а сами речи псалма достаточны для изучения глубины заключающихся в нем мыслей. Нужно при этом знать, что псалом содержит и предсказание о будущем, почему и надписан: "в конец", что означает, что пророчество будет иметь конец (исполнение)» .
«Давид воспевает этот псалом, содержащий в себе исповедь в двух преступлениях: в убийстве Урии и в прелюбодеянии с Вирсавиею...» .
Итак, мы встречаем великого царя Давида в тот момент его жизни, когда две заповеди Декалога нарушены, праведность попрана, «святость» потеряна. Как страшно пасть праведнику!
Для чего же случилось так? Чтобы понять это обратимся с этим же вопросом к другому сюжету – для чего было попущено Аврааму положить на жертвенный алтарь своего сына и занести над ним ритуальный нож? На это Сам Господь сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). То есть, Авраам приобрел или правильнее сказать пережил опыт, опыт, которого у него не было – опыт Голгофы. И он, Авраам, возрадовался, ибо узрел Крест спасения человечества.
Что же приобрел праведный Давид, что увидел он? Как поменялся его песенный настрой, и о чем гласит его 50-ый псалом? - Давид прозревает нечто, что сделало его одним из величайших пророков Ветхого Завета – тайну Христа.
Так на вершине своего могущества и сияния своей славы Давид ниспадает в бездну греха, и черные тучи в мгновение ока закрывают от него солнечное и ясное небо богообщения, и вся глубина богооставленности проглатывает его словно ад, поглощает его как первозданного Адама, соделавшего первый грех. И «отчаявшийся» Бог уже готов к тому, что очередной праведник спрячется за куст и снова обвинит кого угодно в своем падении.
Но к великому изумлению Божию, Господь вдруг слышит из адской глубины человеческого греха молитву, молитву покаяния, обращенную к Нему:
3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,
и Господь радуется этому одному взыванию грешника более, чем всем 99 псалмам праведника.
И вот уже первые строки псалма вводят нас в недоумение, заставляют проникнуть глубже видимого, ведь Господь, если внимательно читать книгу Царств, уже снял с Давида грех (2 Цар. 12:13)! О том же пишет Феодорит Кирский, что Давид уже прощен: «Ты даровал уже мне оставление грехов через пророка Нафана, говорит Давид, и как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям» . О чем же еще молит Давид, что недостает пророку?
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Это начинает Давид путь, неведомый еще путь, Путь, который еще не пришел в мир, Путь, который еще не был явлен на землю. Величайший Давид из тьмы Ветхого Завета прозревает его, слыша первый призыв Христа: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Так началась его исповедь, подводящая к множеству щедрот Божиих.
«изгладь (очисти) беззакония мои. Древнееврейское слово, переданное здесь как "изгладь", в других местах Писания, как правило, имеет значение "начисто вытереть тарелку". Только в 4 Цар. 14,27 оно употреблено в значении "искоренить", т.е. практически в (таком) том же, что и в данном стихе» .
Давид, как и множество людей до него, повторяет путь Адама. Но его совершенно не устраивает не только удобопреклоннось ко греху, но даже легкий намек на прошлый след, который остается, как разводы на тарелке после мытья, может оставаться после того, как ее помыли, если не вытереть насухо, но до того, как ее начисто вытерли. Грех ненавистен Давиду. Он, совершив свое собственное грехопадение, желая иметь совершенное очищение, начинает путь, которым должно идти все человечество, путь вражды с отцом лжи, путь вражды с виновником греха (см. Быт 3, 15) . Куда приведет его этот путь? Давид начинает свое приближение к Царству Небесному. С чего же оно начинается, с того, с чего начинается оно у каждого христианина – с покаяния.
Первое, к чему призвал Господь (Мф.4, 17) и к чему призван человек, и к чему прибегает (каждый) христианин, познавший Бога – это к таинству исповеди, в котором по множеству щедрот очищаются все беззакония прибегающих к великой милости Божией. Вот и Давид, становясь на путь исповедания Христа Спасителя, начинает с покаяния, с исповеди, позволившей ему просить:
4. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
«Древнееврейское слово, переданное в переводе словом "омой", обычно имеет значение "выстирать". Псалмопевец, таким образом, уподобляет свою грешную душу перепачканной одежде, нуждающейся в стирке» .
Он испрашивает Господа о чистоте, об избавлении от греха, в котором он запачкался. Теперь он не просит у Бога милостей в знак своей праведности, ибо это не то, для чего Господь ведет человечество, это не высота пророческая, это только этический монотеизм, это обыденность и мещанство религиозного сознания. Нет, теперь Давид начинает понимать, что очиститься от греха – вот задача, не разрешимая для праведности того завета с Богом, в котором он пребывает, и он со всей своей болью вопиет: от греха моего очисти мя. Как быстро исчезло бывшее ранее: «Воздал мне Господь по правде моей», но оно сменилось сильнейшим проявлением святости в познании своей греховности.
Итак, после грехопадения Давид приобретает опыт, которого у него не было раньше, опыт, заставивший его искать спасения не в праведности человеческой, а в Божьей милости, фактически подводя Давида к христианскому учению о покаянии.
Ибо с покаяния начинает открываться Царство Небесное для всех, кто, прибегая к Господу, говорит вместе с Давидом:
5. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Давид увидел грех, грех падшей человеческой природы, грех, несмываемый праведностью. Теперь он осознает, что грех – это то, что сосуществует с человеком, что «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20) и беззаконие свое он знает.
Так в глубине своего падения Давид начинает прозревать образы и судьбы всего человечества, доходя в своем прозрении до начала исторических времен, до первого грехопадения, до праотца Адама. И, прикоснувшись к этому началу, начинает сознавать сущность греха, восклицая ко Господу:
6. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих,
Любой грех – это восстание против Господа, и об этом сокрушается Давид: Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих – «от очей всякого человека скрывшись в беззаконии, не укрылся от Твоих только очей» , Господи.
О ком это говорит пророк? О всечеловеке Адаме, а вместе с ним и о каждом из нас, несущем в себе последствия первородного греха, и каждый грех, совершенный нами, является откликом того деяния, которое совершено было первыми людьми в Раю. И Давид осознает цепочку ужасной связи – историю человечества, в середине которой стоит он – Царь Израилев – человек во всей своей человеческой природе.
И изгнан был Адам из Рая, и суд Божий свершился на нем, и этот суд вершится в каждом человеке. Но то уразумел Давид, что не уразумел Адам, спрятавшийся от Бога за кустом:
яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Праведны суды твои Господи, говорит Давид. Какая важная истина познана Давидом: «Ты праведен в приговоре... и чист в суде» . «Давид убежден в абсолютной справедливости Господа. Апостол Павел цитирует эти слова (см.: Рим. 3:4 )» . «Поэтому речение: яко не означает здесь причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и народ, да оправдается Бог; а напротив того, и по учинении ими греха, открывается Божия правда; потому что Бог всячески промышляет о Давиде; и о народе его, и о всех человеках» .
И Давид все глубже и глубже проникает в сущности вещей и говорит:
7. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Первородный грех, вошедший в Адама, передается каждому, ибо во гресех роди мя мати моя, и как будто маска заблуждения слетает с Давида, который воспевал когда-то свою праведность, говоря: Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим (Пс.17:22).
«Давид знает, что, в силу грехопадения человека, он греховен с самого рождения. Его мысль находится в полном соответствии с учением Библии о том, что дети рождаются уже отягощенными грехом, а не становятся грешниками лишь с возрастом» .
«…все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя — означает, что общая всем нам матерь — Ева — первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию» .
Итак, в бездне собственного грехопадения Давид духовно проникает в тайну первородного греха и его последствий, провозглашая учение церкви о последствиях грехопадения первых людей.
«Кто родится чистым от нечистого? Ни один … Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? … И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?» (Иов. 14:4, 15:14, 25:4).
И здесь пауза…
Пауза смерти, пауза безысходности… пропасть разума, ибо если: я хранил пути Господни и не был нечестивым (Пс.17:22), все равно смерть? – Шеол ? ибо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя… Ад, Смерть, Точка.
Продолжение после паузы…
Так, потеряв праведность и увидев греховность всего человеческого естества, Давид осознает необходимость в Христе Спасителе – вот он – проблеск Света, и снова запел псалмопевец:
8. Се бо, истину возлюбил еси,
«обратите внимание на слово еси – оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину. Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6)), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине» .
Так явлением Господа начинает свое евангельское благовествование ВЗ-ый пророк, Духом Божиим предваряя нагорную проповедь Христа, сказавшего: Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся (Мф.5:6), и насыщает без меры Господь возлюбившего, а значит возжаждавшего Истины пророка, вставшего на краю безысходности существования человеческого, но как и Авраам не поверившего в немилостивого и жестокого Бога, и увидели оба День Господень и возрадовались, ибо:
безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
«неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего…» .
И что это за Премудрость Божия, которая безвестная и тайная? – Предвечный Внутритроичный Совет, который был явлен Давиду, как явлен он был и Аврааму в Мамрийской дубраве, когда три ангела пришли возвестить о чудесном рождении сына. И вот пророк прорвался сквозь темные тучи греха, сквозь безысходность земной жизни к великой тайне, где, рассеивая мрак бытия, пророк видит воссиявший Свет: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин.1,5–4)
«…словами: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecu, дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все что будет, и что положил Он в Своей премудрости» : «Не только утвердил Ты меня (Давида – прим. автора) на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгого времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и Воскресение единородного Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святого крещения» .
Вот как Иоанн Златоуст в этом месте псалма размышляет за Давида: «Такую честь оказал Ты мне, что открыл и сделал известным мне Своего Сына. Я узнал, что Ты имеешь Сына, имеешь Сопрестольника, узнал, что Он хочет сделаться человеком. Мы благовестили вселенной Евангелие, крест, гроб, воскресение, восшествие на небеса. Я сказал о пришествии Его на землю, сказал об Его восхождении, сказал о сидении Его одесную (Отца), сказал о призвании Церкви, о спасении язычников, об отвержении иудеев, об избрании апостолов. И все это потому, что "неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне". Ты так почтил меня, так возлюбил, что открыл мне и величайшую из тайн – Своего Сына ... Вот что значит: "и тайное премудрости Твоей Ты явил мне". [Конечно, я считаю себя совершенно недостойным прощения, оказавшись неблагодарным после стольких даров. Ведь, Ты не только посадил меня на царский престол, но и открыл мне то, что будет долгое время спустя, и неизвестное другим сделал мне известным, чтобы и других я научил о вочеловечении Единородного Твоего Сына и о Его спасительной страсти и воскресении. Всему этому наученный Твоим Святым Духом, я умоляю, чтобы и мне сподобиться той благодати, какую я предвещаю другим. Поэтому я взываю:»
9.Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
И «здесь – надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости»
Что за иссоп, которым вдруг очистится Давид, чем может он омыться, чтобы стать белее снега. Иссоп – это растение, из прутьев которого делали кропило; и кровью завета кропил Моисей народ, «говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (Исх.24,8). Знал об этом Давид, но об этой ли крови взывает он сейчас, когда сознание его стоит на грани познания безвестной и тайной Премудрости. Нет, открылась ему кровь Агнца Нового Завета, которая единственная способна очистить его. «Ибо единый дар крещения может произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь всяческих обещал через пророка Исаию, сказав: ;измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших;, через несколько слов изрек Он: ;аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; (Ис. 1, 16-18). И сам великий Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это; ибо говорит: ;внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в Селмоне; (Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне; Пс. 67, 15). Посему это же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той благодати, которая будет дана всем человекам, потому что она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне белизну снега. А что иссоп ни мало, не дает отпущения грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний; ибо человекоубийцу и похитителя чуждого ложа не окроплениями очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте иссопом окропив овчую кровь на пороги, избегли руки Погубляющего; и это было образом спасительных страданий. И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение, подаваемое приступающим с верою» .
Как и Афанасий Великий пишет: «Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх. 12, 22), а мы искуплены наиболее честною кровию. Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега» .
Кропление кровью совершал Моисей, когда получал закон. Христос окропил мир своею честною Кровию, преобразуя закон Моисеев в сущностное очистительное действие над всей человеческой природой. Давид перерастает ветхозаветный закон и молит об окроплении себя кровью Нового завета, спеша причастится узретой им воплощенной Истине.
Не открылась ли здесь же и вода – вода, проистекшая из ребра Спасителя, ибо воскликнул Давид омыеши мя, и паче снега убелюся. Что это за воды, способные убелить человека паче снега! – Только воды крещения.
«Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега… И здесь кровь, и спасительное древо, и спасение, уготованное всем, приходящим с верою» .
Так Давиду открываются высочайшие тайны Божии, в которых он духовно прозревает решение Внутритроичного Совета об Искупительной Жертве Христа.
И вот этот человек, принесший покаяние, прозревший новое рождение через воду и кровь, возбуждает звуки своей псалтири на гимны новозаветных времен и поет:
10. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
«Духом предуготовишь меня снова к тому, чтобы слышимо было мною радование и веселье, какое будет в последние времена – пишет Афанасий Великий и вопрошает – Что же это такое, как не ведение будущего воскресения, о котором и учил, сказав: возрадуются кости смиренныя? Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут (Ис.66:14)»
О дивное чудо, чудо слышания Слова Божия, Благовестия Евангельского услаждает, радует и веселит Давида, но где он слышит это – в Шеоле. В Шеоле уже будет Давид, когда услышит проповедь распятого Христа и выйдут они оттуда в ожидании того, когда смиренные кости Давидовы возрадуются в воскресении мертвых и в жизни будущего века. И дерзает Давид ко Господу:
12. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.
Ибо нет более власти греха и беззаконий держать человека, ибо пришло спасение и каждый просящий с Давидом Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти получит то, чего просит, ибо: …Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! (Пс.31:1), покрыты кровью Агнца.
Так ветхозаветный пророк исповедует чаяние Воскресения мертвых и жизнь будущаго века.
Но мало этого Давиду, на большее дерзает праведник.
13. Сердце чисто созижди во мне, Боже, …
Немыслимо… Давид, Давид… В ликовании своем, как посмел произнести ты это слово. Слово, которое может произнести только Бог, слово, которое и Бог-то произнес всего три раза. Воистину сказал писатель, что в нас пульсирует энергия, сотворившая миры . Давид просит Бога, страшно сказать: Сердце чисто БАРА (евр.) во мне. БАРА –употребление того же глагола, что и в рассказе о сотворении мира, глагол Божий, которым сотворено то, что прежде не имело бытия, Давид просит Бога еще раз произвести то, чего не существует ни в мире, ни за миром - чистое человеческое сердце. О дерзновенный Давид, о неуемный в своих просьбах, что он говорит? Умолкнем, чтобы услышать голос апостольский:
2-ое послание к Ефесянам (10-14):
«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
«Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2Кор.5:17)
и дух прав обнови во утробе моей.
Давид просит, чтобы именно в его утробе было спасение всему человечеству, чтобы Спаситель был его сын, Сын Давидов из колена Иесеева. Какое космическое чувство пророка! Вот она космогония Христианства, вот он – Давид, из глубины ада увидевший Бога и оттуда дерзнувший просить Его соединится с ним соитием Святого Духа, говоря:
14. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
чтобы радость спасения Божия была через него, чтобы Его Сын утвержден был во веки Духом Владычным. Давид в своем пророческом служении восходит к видению своего сына – Сына Божия, на котором почиет Дух Святой.
И православная церковь, исполненная единого с Давидом Духа Святого, навсегда усвоила 13 и 14 стихи его псалма как песнь Евхаристической тайне спасения, используя эти строки в качестве припева в последовании ко Святому Причащению, вначале которого читается и весь 50-ый псалом.
Посмотрим, как же Давид разумеет сотериологию христианства.
Говорит о сердце - созижди (бара, евр.), понимая, что создается новая Евхаристическая плоть. Тело и Кровь Христовы, в котором таинственно неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно творение соединено с Творцом.
Говорит о духе – обнови, ведая что дух человеческий, как дыхание жизни, полученное человеком в Раю, являющееся носителем воли в человеке, направленности ума не меняя своей сущности во Христе обновляется, исправляя нарушенное Адамом непослушание – не-любовь к Богу, в совершенное послушание – Любовь Бога. Ибо «не-любовь есть причина падения – первородный грех. Любовь – цель Боговоплощения и спасения людей» .
Говоря Духа Святаго – не отыми, предваряет вопль Христа на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф.27,46).
Всем этим указывает на то, что Христос воплощается, созиждет новое – единение человеческого и божественного естества, послушанием обновляет человеческий дух, образом достигая подобия и все это приводит на крест где Он встает перед немыслимым для Него фактом смерти – разлучением с источником жизни – Богом. И в этой немыслимости и невозможности Божественной смерти обретается радость Спасения.
14. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
«Радостью спасения называет пришествие Господне, по сказанному Симеоном: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк. 2, 30)»
О какой радости просит Давид, о той, которой возрадовался Авраам, видя День Господень (см. Ин.8,56) в момент жертвоприношения Исаака, видя славу великой и неизреченной Тайны Креста Христова, через который Духом Владычным утверждается всякое спасение. Вот она кульминация Давида-пророка, она же и кульминация жизни патриарха Авраама, она же и кульминация всей человеческой истории вместе взятой и каждого из нас в отдельности.
О милостивый Давид, сподобившийся удержать всю цепь священной истории от ветхого Адама в одной руке через самого себя до Христа Спасителя – Адама Нового в другой, вытаскивая в мысленном своем боговидении свой род, но и не оставляя при этом и всего человечества и вместе с ним и нас с вами, втягивая в круг этой безвестной и тайной премудрости и говоря о нас:
15. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Мы с вами – беззаконныя и нечистивии, язычники и не чаявшие спасения, мы с вами вспомнены Давидом. Какой мировой универсализм пророка, пророка, который через Сына своего научит нас путям Господним, и мы, обратившись к Богу, омоемся в водах крещения и убелимся паче снега…
Это уникальное место псалма, в котором он пророчествует о самом псалме, о его смысле для нас с вами, читаемых сейчас эти строки. Мы сейчас же научаемся путям Божьим и обращаемся к Господу. Эта строка чудесным образом актуализирует, синхронизирует этот текст с текущим мировым временем. Из глубины веков пророк Давид своим псалмом учит нас, направляет, настраивает, обращает от беззаконий и нечестий к спасительному пути.
«Замечательно, что, когда помазание Давида пророком Самуилом впервые описы-вается в Св. Писании, тотчас после этого говорится о его пении. Сказано после пома-зания: «и почивал Дух Господень на Дави¬де, с того дня и после». И затем тотчас же упоминается, по-видимому, без соблюдения порядка во времени, о его игре на гуслях пред Саулом и о том, что злой дух отсту¬пил от несчастного царя. Упоминание об игре одновременно с упоминанием о Духе Гос¬поднем, почившем на нем, как бы указыва¬ет на то, что игра его была божественного свойства; она соучаствует во внутреннем помазании его и служит выражением и запечатлением Духа Божия, наполнявшего его сердце … Таким образом, первое упоминание о Давиде является знамением и залогом того, чем он должен был сделаться в будущем до конца Мира» . «Псалмы — это, если можно так выразить¬ся, как бы молитвенник Самого Нашего возлюбленного Спасителя. Пред нами в псалмах — вся борьба действительной жиз¬ни Давида, как певца, воина, кающегося грешника, как сокрушающегося отца. Все его сердце в псалмах, и во всем он помазан¬ник Божий» .
16. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего,
«(из кровей – более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой – обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу» .
Да, для Давида как кающегося грешника это было прошение избавления от греха, но для Давида – пророка, на котором почивает Дух Божий, каково могло быть видение этого избавление? Откуда нам ждать прекращения кровавых жертв, не несущих этого избавления? Неужели пророк говорит, что от кровей (из кровей) произойдет избавление, от Кровей излившихся из ребра Сына Человеческого, Господь произведет спасение всем Человекам, о том что избавимся мы кровию Нового Завета, за многих изливаемой во оставление грехов (см.:Мф.2:,28)?
И тогда непременно:
возрадуется язык мой правде Твой.
И вот теперь уже в полноте Открытому Евангелию Правды радуется слух Давид слыша, и язык Давида предвозвещая, благовестие Христово. «Я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои» .
17. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Поет псалмопевец хвалу Господу, Господу Спасения, избавившего человека от греха, от смерти, не за праведность человеческую, а по множеству щедрот Своих. Подобно хвалебной песни Моисея звучат здесь струны великой псалтири, воспевающей переход всего человечества во главе с Давидом через воды умертвления фараона мысленного, державшего нас в порабощении, и рождение в новую жизнь Божиего водительства в Царство Небесное.
18. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
«Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов» .
Вот оно великое дело: ветхозаветный пророк объявляет, что кровь тельцов и козлов не смывает грех, он пророчествует о Новом Завете, ибо новозаветное в Ветхом Завете древнее ветхозаветного , ибо Бог неизменен и Давид познал, что будет принесена единственная спасительная жертва Богу:
19. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Не вместе ли с Исаией произносит Давид евангельские слова: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис.42,1-4). Не уничижит Бог духа Сына своего, который в кротости и смирении сердца приносит единственную истинную жертву Богу и венчая свое пророчество Давид говорит:
20. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Просит Давид ублажить благоволением гору Сион, от которой придет Избавитель (Рим.11:26). И на этом месте созиждутся стены Иерусалимские. Стена – образ защиты от врагов, от врагов рода человеческого, а Иерусалим по словам Ветхозаветного пророка в проломах, и не огражден стеною дом Израилев, чтобы твердо стоять в сражении (см.: Иез.13:5), и Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (Иез.22:30).
Первородный грех пробил бреши в душах человеческих для сил зла, и молит Давид, чтобы восстала Стена – Стена Иерусалимская, что это за стена Иерусалимская, воздвигнутая на горе? – Крест, на котором Сын Человеческий, созиждет неприступный бастион для сил зла, восстанавливая могущество рода человеческого. И эти стены Иерусалимские, воздвигнутые на краеугольном камне, Камне, который отвергли зиждущие, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна (1Пет.2:7), на горе Сионе ублаженную по словам Давида благоволением Твоим, т.е. Духом Святым, сошедшим на апостолов, эти стены являют собой Церковь Христову, которую не одолеют врата ада (см. Мф.16:18).
Итак, «Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем (Еф. 1, 10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои» , потому что Он Господь сказал: «Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис.46:13).
Итак, вероисповедание Давида о домостроительстве Божием заканчивается пророчеством о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, так как, то утверждается, что «Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь» .
Или как написал об этом Иоанн Златоуст: «Упомянув выше о дарах Святого Духа и потом ниже указав, что Богу неугодны законные жертвы, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устроении на земле небесного Иерусалима, о введении нового строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву бессловесные, но (будет) возношение и жертва правды» .
И в том увидим необычайный промысел, что 50-ый псалом указывает на основание Церкви в 50-ый день по Воскресении Христовом в праздновании именуемый - Пятидесятницей.
Но что же дальше?
21. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
«Поелику выше говорил пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону; то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумные и живые, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1). Ибо божественный Давид, как дознавший безвестная и тайная премудрости Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшего и совершенного освобождения от грехов, вожделевая мгновенного и решительного очищения» .
Ибо все жертвы, принесенные в мире, не в силах были привести к спасению, пока Господь сам не благоволил принести жертву Правды, отдав Сына своего Единородного на возношение и всесожигаемое, как жертва за все грехи мира.
«Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иepycaлимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы. Возношение и всесожегаемая, и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы. Тогда возложат на олтарь Твой тельцы, то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды» .
Как и Христос говорит самарянке, что будут поклонятся на всяком месте и Господь ищет себе поклонников в духе и истине, но спасение из Иерусалима. (см.Ин.4,21-24) И вот ныне настало время, когда в бескровной Евхаристической жертве мы, по словам пророка, возлагаем на Алтарь Твой тельцы!
Вот оно исповедание христианской веры, провиденное величайшим пророком и певцом Божией славы Давидом, которое мы, христиане, с огромным благоговением читаем каждое утро в нашем утреннем правиле. И не случайно, после того, как мы проходим вместе с Давидом этот путь покаяния и спасения через крещение, из бездны грехопадения к видению славы Креста Господня, установления на земле Церкви Христовой и ожидания воскресений мертвых, сразу за 50 псалмом мы с вами в том же утреннем правиле поем Символ Веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя … И во единаго Господа Иисуса Христа … Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес … Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ... крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».
Вот так чудесно тема великого покаяния Давида, связанна в церкви с провидением и пророчеством Грядущего Спасения, и значит, так должны мы уметь настроить молитвенную псалтирь нашу, чтобы Символ Веры – словесное выражение реализовавшегося во всей полноте пророчества о нашем Спасении, возбуждало в нас великое покаяние царя и пророка Божия.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
(Лк.24, 31-32)
Посему хотелось мне прежде всего истолковать это пророчество, и во глубине его сокрытую пользу предложить благоразумным торжникам, чтобы, воспевая и вместе проникая в смысл воспеваемого, получили они сугубое приобретение.
Свидетельство о публикации №124070806765