Как играть Гольдберг-вариации?
Раз и навсегда установленная традиция предлагает исполнить подряд 30 номеров: мол так и сам Бах желал сохранить такой порядок — 1, 2, 3 , ... 29, 30.
Причём, безумно трудно сыграть эти вариации на одной клавиатуре и гораздо легче на двух манулах — как на клавесине.
Главный подарок от Баха, это его полифонический стиль, в котором он чувствует себя настолько свободно, что для меня, такой свободой не обладающего, прочтение этого сочинения есть непрерывное открытие красоты сокровенной и чем дальше тем больше этой красоты открывается. Предела нет.
Около семи номеров из этих вариаций настолько сложны, что я пробовал убрать перекрёстные движения, играя левой и правой руками в крайних диапазонах.
Можно добавить синтезатор и тогда получится аналог клавесина с двумя манулами.
Но можно просто играть на одной клавиатуре, создавая удобные положения для обеих рук: вовремя поручая исполнение неудобных пассажей левой руке или правой.
Руки друг другу не мешают и остаётся только как можно более лиричнее исполнять произведение, не заботясь о непременном наращивании темпа.
Старая традиция предписывает играть Баха как можно боле сухо, не увлекаясь гармоническими красотами.
А я вот увлекаюсь. Увлекаюсь и стараюсь как можно более точно следовать нотным знакам.
Вариации исполняю примерно в одном темпе и пробую менять порядок номеров.
В настоящее время нашёл такой оптимальный вариант:
26, 17, 5, 28, 11, 1, 30;
20, 12, 2;
21, 13, 3;
22, 14, 4;
23, 15, 6;
24, 16, 7;
25, 18, 8;
27, 19, 9;
29, 10 ..... главная тема.
Обживание музыкальных шедевров может происходить долгие годы. Это как неспешное знакомство с незнакомыми планетами и спешка удовольствия не прибавит.
Порядок вариаций можно растянуть на неделю и даже оставить один выходной для отдохновения. Разумеется, эти рекомендации интересны только для *начинающих музыкантов.
ср 26, 17, 5, 28, 11;
ч 1, 30, 20, 12, 2;
п 21, 13, 3, 22, 14;
с 4, 23, 15, 6, 24;
в 16, 7, 25, 18, 8;
п-к 27, 19, 9, 29, 10 ..... тема.
вторник ***************************************
* — ещё один совет для начинающих пианистов...
Со временем техника повысится и можно будет все тридцать вариаций прочитать за один день.
От повторений вариаций лучше воздержаться и первые вольты тоже — лучше пропускать. Так легче будет угадать, почувствовать стиль и манеру композитора. Гораздо важнее расслышать скрытую полифонию, нежели выучить номера наизусть.
Наизусть — это подстёгивание мышечной памяти и она легко может подвести исполнителя. Только внимательно читая ноты можно приблизиться к пониманию замысла композитора.
Это всё равно что пытаться повторить рекорд штангиста — если сразу играть со всеми повторениями и наизусть.
Свидетельство о публикации №124070804024
Я не музыкант и не сильна в классике, я просто люблю её и так чувствую.)
Хорошей Вам осени, мой друг, и вдохновения!
Черненко Светлана Михайловна 01.09.2024 12:06 Заявить о нарушении
Так же и заменитые пианисты играют очень по-разному Гольдберг-вариации. Первое, что я слышу у Баха, это заботливое участие — дабы не помышлял ученик о славе но только о красоте, укрытой за нотными знаками.
С учениками я пробовал играть клавирные сочинения Баха четырьмя руками и бывали очень хорошие результаты.
Единственная трудность, которую приходилось преодолевать, это приучить ученика к правильному счёту.
Леонид Тимофеев 01.09.2024 15:29 Заявить о нарушении