Как играть Гольдберг-вариации?

Как играть Гольдберг-вариации?
Раз и навсегда установленная традиция предлагает исполнить подряд 30 номеров: мол так и сам Бах желал сохранить такой порядок — 1, 2, 3 , ...   29, 30.
Причём, безумно трудно сыграть эти вариации на одной клавиатуре и гораздо легче на двух манулах — как на клавесине.
Главный подарок от Баха, это его полифонический стиль, в котором он чувствует себя настолько свободно, что для меня, такой свободой не обладающего, прочтение этого сочинения есть непрерывное открытие красоты сокровенной и  чем дальше тем больше этой красоты открывается. Предела нет.
Около семи номеров из этих вариаций настолько сложны, что я пробовал убрать перекрёстные движения, играя левой и правой руками в крайних диапазонах.
Можно добавить синтезатор и тогда получится аналог клавесина с двумя манулами.
Но можно просто играть на одной клавиатуре, создавая удобные положения для обеих рук: вовремя поручая исполнение неудобных пассажей левой руке или правой.
Руки друг другу не мешают и остаётся только как можно более лиричнее исполнять произведение, не заботясь о непременном наращивании темпа.
Старая традиция предписывает играть Баха как можно боле сухо, не увлекаясь гармоническими красотами.
А я вот увлекаюсь. Увлекаюсь и стараюсь как можно более точно следовать нотным знакам.
Вариации исполняю примерно в одном темпе и пробую менять порядок номеров.

В настоящее время нашёл такой оптимальный вариант:

26, 17, 5, 28, 11, 1, 30;
20, 12, 2;
21, 13, 3;
22, 14, 4;
23, 15, 6;
24, 16, 7;
25, 18, 8;
27, 19, 9;
29, 10 .....    главная тема.


Обживание музыкальных шедевров может происходить долгие годы. Это как неспешное знакомство с незнакомыми планетами и спешка удовольствия не прибавит.
Порядок вариаций можно растянуть на неделю и даже оставить один выходной для отдохновения. Разумеется, эти рекомендации интересны только для *начинающих музыкантов.

ср             26, 17,  5, 28, 11;
ч              1,  30,  20, 12, 2;
п              21, 13,  3,  22, 14;
с              4,  23,  15, 6,  24;
в              16, 7,   25, 18, 8;
п-к            27, 19,  9,  29, 10 .....     тема.

вторник                ***************************************


* — ещё один совет для начинающих пианистов...
   
    Со временем техника повысится и можно будет все тридцать вариаций прочитать за один день.
От повторений вариаций лучше воздержаться и первые вольты тоже — лучше пропускать. Так легче будет угадать, почувствовать стиль и манеру композитора. Гораздо важнее расслышать скрытую полифонию, нежели выучить номера наизусть.

        Наизусть — это подстёгивание мышечной памяти и она легко может подвести исполнителя. Только внимательно читая ноты можно приблизиться к пониманию замысла композитора.
Это всё равно что пытаться повторить рекорд штангиста — если сразу играть со всеми повторениями и наизусть.


Рецензии
Эти рекомендации важны для начинающих музыкантов, но рассуждения на эту тему очень интересны всем, кто любит классическую музыку. Жаль, что не могу услышать "вашего Баха".Его музыка одновременно лиричная и полна философских размышлений, обращена одинаково и к чувству, и к разуму. Поэтому настоящий музыкант не просто нажимает на нужные клавиши в нужный момент, а пропускает мелодию через своё сердце.
Я не музыкант и не сильна в классике, я просто люблю её и так чувствую.)
Хорошей Вам осени, мой друг, и вдохновения!

Черненко Светлана Михайловна   01.09.2024 12:06     Заявить о нарушении
К нашему времени сохранилось много записей, где эти вариации исполняются различными составами: от хоров до различных ансамблей инструментальных.
Так же и заменитые пианисты играют очень по-разному Гольдберг-вариации. Первое, что я слышу у Баха, это заботливое участие — дабы не помышлял ученик о славе но только о красоте, укрытой за нотными знаками.
С учениками я пробовал играть клавирные сочинения Баха четырьмя руками и бывали очень хорошие результаты.
Единственная трудность, которую приходилось преодолевать, это приучить ученика к правильному счёту.

Леонид Тимофеев   01.09.2024 15:29   Заявить о нарушении