Саня, вперёд! или Ещё раз о музыкальной критике
…Каждый критик не раз и не два получал, в ответ на свою «критику», ведро из-под поп-корна. Как правило, поп-корном запасаются любители острых скандальных ощущений, озабоченные поиском таковых повсюду, где бы им ни понравилось. Они являются в чужой зал, демонстративно усаживаются в первом ряду, бесконечно перебивают ведущего в начале мероприятия, устраивают классическое шоу с бросанием помидоров, яиц и прочего - в сторону ведущего, чтобы в конце концов увенчать его голову своим (с собой принесли) помойным ведром и любоваться достигнутым впечатлением, приглашая вкусить удовольствие публику, явившуюся сюда не с тем…
Дорогие попкорнисты! Подберите вёдра и приберитесь за собой, вы не на базаре, а в концертном зале для демонстрации высокого искусства, в данном случае, музыки.
Для того, чтобы слушатель не потерялся в своих впечатлениях и вышел на правильную дорогу, концерт снабжают «путеводителем». В виде рекламной книжечки, заботливо оставленной на кресле. К ней прилагается выход на сцену ведущего ( последующего за этим мероприятия), который объявит станции промежуточные перед прибытием поезда к месту назначения. Наконец, на сцену могут пригласить и специалиста, и вот именно он расскажет о том, с чем вам предстоит иметь дело ближайшие час-два вашего бесценного, чёрт знает как вырванного из вашей донельзя заполненной всякими необходимыми вам процессами и процедурами (как-то шопинг, маникюр, боулинг и казино) единственной и неповторимой жизни…
Итак, на сцене музыковед. Импозантный мужчина неопределённого возраста, внешне безукоризненный, внутренне богатый всем тем, чего у вас нет(потому что зачем оно вам?). Но чаще на сцене появляется дама в чёрном длинном бархатном платье с ниткой жемчуга на шее и эксклюзивным брильянтиком на пальце левой руки. Он не самый крупный (фи, это безвкусица), он именно такой, какой нужен в этом случае и, поверьте, я сумею незаметно, изящно, безупречно - его продемонстрировать, чтобы он блеснул в луче софита перед тем как софит погасят и наведут луч прожектора на спину дирижёра. Этот блеск ни с чем не сравним. Это луч истины. Это взмах меча самурая.
Это что-то, чёрт возьми!..
Ради этого в зале публика. Ради этого на сцене Саня у рояля, дирижёр перед пультом, оркестр наизготове. А иначе зачем ещё приходят в концертный зал если не узнать «за смысл жизни и что делать, когда кто-то виноват». Каждый человек встречается с искусством для того, чтобы ещё раз узнать, куда идём и верна ли дорога, а главное, вздорожают ли помидоры на Привозе. Когда с концерта человек уходит удовлетворённым, цель оправдана, стоимость билета окуплена, цель жизни впереди. Музыкант должен уйти со сцены с гордо поднятой головой и чувством исполненного долга (и погашенного банковского кредита). А теперь о «долге», то есть, собственно, о музыке…
Вот меня тут упрекали в том, дескать, что я утопила своих же однокашников, обозвав их «авангардистами» и тут же усомнившись в этом. Ну, знаете, критика дело такое… Какое? А вот какое! Не купишь ни за какие деньги. Попросить (по старой дружбе) можно. Чего попросить? Ну, мы давно и хорошо знаем друг друга - мы, однокашники, композиторы и музыковеды, потому что одну и ту же кашу ели вместе, ели долго, так что усвоили. Композитор суммирует свои жизненные впечатления вкупе со своими взглядами на искусство, т.е. как оно должно быть, выражая в удобной для него форме музыкального произведения. Ему - для фиксации своих впечатлений и выводов - требуется время. И вот готов результат. Нуждается ли он в проверке? Да. Прежде чем отправиться на суд слушателя, произведение получает экспертную оценку искусствоведа. Она бывает разной на одно и то же произведение. Если музыковед - это жена композитора, что случается всегда с погрешностью в один процент (к примеру, не все музыковеды замужем за композиторами, потому что композиторов меньше, чем музыковедов учится в консерваториях. В моё время это соотношение составляло один к пяти.), оценка чаще положительная. Или добрая знакомая - тогда оценка может быть восторженной. Нужно ли это автору? Нет, ему нужно не это. Он сам знает, что им УЖЕ написано, сделано, пережито, а он честолюбив (иногда даже честен) и ему хочется двигаться дальше вперёд и вверх, а не наоборот. Автору не нужен пересказ в восторженных выражениях того, что он сделал (он сам знает, что он гений и всё такое). Это прошлогодний обед. Это позавчерашние лобстеры. А он голоден и скоро станет от этого зол.
И вот тут он вспоминает моё имя и звонит, начиная издалека что-нибудь лирическое наподобие: «А помнишь, как в фольклорной экспедиции я помогал тебе тащить магнитофон «Юпитер»?» Ещё бы! Мне напомнили, что я весила тогда сорок пять кэгэ и, соответственно, была чудо как хороша. Понятно, что-то надо. «Ну, ты же знаешь…» Да неужели? Ты хочешь… правду? «Честное мнение»? Да ты в своём уме?
Автор «в своём уме». Редкость, однако. Придётся найти время послушать «незамыленным ухом» и высказать «Ну, как ты умеешь, ничего не скрывай, не щади». Ага, щас! Чем это всегда кончается, ты знаешь. Вёдрами. Твоим голодным ребёнком и раскормленными композиторскими. Но искусство важнее всего, и ты слушаешь… И ты говоришь ему прямо в лицо, как ты умеешь, что врать стыдно, что молоток из-под рояля надо убрать в кладовку и что никакой ты не «авангардист», а сучий потрох, старьёвщик, вор, мошенник, и куда тебе до авангардистов и т.д. И ты знаешь, что никто этого Сане не скажет, потому что конкуренция должна вести к своему карману, а не к саниному, а «искусство» в вечном у нас долгу и т.д.
А Саня порылся в своей умной голове, припомнил всё, что он знает об авангарде, а знает он всё, что было до этого. Он умный, Саня! И вообще, он так старался, пёр этот магнитофон семь километров до села «Зимовенька», и даже голос его есть на той записи (кассета у меня в столе, запись единственная и уникальная, ей… вчера стукнуло сорок лет! А какая гроза тогда случилась, и как мы в темноте выбирались по грязи из этого сельца, и как бедный Саня пёр этот гробище- «Юпитер»… я защищалась на записанных тогда песнях… а собрала я их больше тысячи… а тему диплома с трудом пробили через Гнесинку… а песни мы собирали в Шебекинском районе по реке Нежеголь! а их сегодня обстреливают! И чтоб я, зараза такая, не помогла Сане вправить его мозги в его чёртовом Дюссельдорфе?! Не дождётесь. Искусство превыше всего.) Дело же не в том, чтО у тебя там во второй части в коде, в сто первом такте или девяносто тысяч шестом. Если ты всегда прав и доволен собой, ты любишь не «искусство в себе, а себя в искусстве», чем нас так пугали в институте. И вот ты найдёшь его, ещё раз, и потом, если тебе необходимо. И выйдет на сцену другая я с брильянтиком на пальчике и объявит: «Сегодня Вашему вниманию мы представляем новый Концерт для фортепиано с оркестром Александра Македонского…» и так далее. В первой части художник показывает несовершенства мира и задаёт вечные вопросы… во второй, лирической, он вспоминает светлые картины мирного радостного детства и исполненной дерзаний юности… в третьей (вы помните, что форма инструментального концерта, в отличие от симфонии, не четырёх-, а трёхчастная) части, в Финале, герой вступает в схватку с роком (он отбивает все ракеты, полетевшие на Шебекино!), борется, не сдаётся и, наконец, по-бе-жда-ет! Как удивительно хороша партия рояля(за роялем автор!), как неповторимо уникальна каденция солиста, победившего оркестр! Ты молодец, Саня. Ты - авангардист, Саня! Короче, звони на старый номер…
А можно, я себе оставлю одно ведёрко из-под поп-корна? На память о благодарной публике. Рядом с саниным портретом поставлю на полочку. «Благодарим вас за внимание! Концерт окончен.»
08.07.2024.
Свидетельство о публикации №124070801888