И так сойдёт, или Псевдопатриотика рулит...

И ТАК СОЙДЁТ, или
ПСЕВДОПАТРИОТИКА РУЛИТ...

В последнее время валом повалила гражданская лирика. Оно и понятно: времена наступили сложные, напряжённые, началась СВО, поднялось волонтёрское движение, страна включилась в дело победы, а параллельно идёт информационная атака на Россию, всюду ложь и скверна, враги нагло, изуверски нападают на наше приграничье, а мир тем временем трясёт от политических интриг и нехороших предчувствий. Планета в который раз зависла над бездной... Тут творческому человеку не откликнуться сложно – всё же он и некий камертон, задающий высоту мысли и чувства сограждан, и эхо, отзывающееся на действительность, одновременно. Ну, натуры такие – тонкие, возбудимые, неравнодушные...

В общем, поэты всех мастей и калибров закатав рукава взялись за перо. Сегодня патриотическая тема не просто востребована, но и, к сожалению, успела стать модной, при этом очевидно, что многие ринулись осваивать этот пласт в надежде въехать на теме войны в литературу с парадного хода.

Много чего нынче можно про всё это Z-движение сказать, но это тема для другого разговора. Мне же сейчас хочется остановиться именно на качестве современной патриотики, поскольку освещать тему – это безусловно похвально и необходимо, но вот вопрос: все ли имеют на это профессиональное, а также моральное право? У всех ли это получается на должном уровне? Ведь это не про лютики-цветочки писать, а давать оценку политической ситуации в стране и мире, отражать происходящие события, говорить от лица воюющих и их близких – в общем, воплощать в слове эпоху, если уж называть вещи своими именами, да простится мне пафос. А каждому ли рифмоплёту это по плечу да по сану? Не навредит ли иной такой «отразитель» своим доверчивым читателям, не осквернит ли фальшивой ноткой память погибших, не исказит ли историческую правду?

Вот автор некто Ирина Трусова. Весьма продвинутый уже автор, раскручивающийся активно на патриотической тематике. Ну, вроде как благое дело делает, прославляет Россию, не боится браться за серьёзные исторические сюжеты, освещать СВО и Великую Отечественную... И всё бы хорошо. Да только вопрос в том, как она это делает, какими словами, так сказать, высвечивает тему. С чем она идёт к своему читателю. Ведь писать на такие знаковые, сакральные во многом темы может далеко не всякий. И научиться рифмовать и сносно излагать свои мысли мало, ничтожно мало для такой миссии (а писать о войне это именно миссия!). Нужно иметь внутреннее ПРАВО говорить о таких сложных вещах со своим народом. Моральное право нужно иметь. А право – это не только тот факт, что у тебя достаточно для этого знаний и понимания вопроса, лексического запаса, эрудиции и ума, но вдобавок и личностью ты должен быть прежде всего состоявшейся, и глаз иметь острый, и мышление самобытное, и художественные задачи уметь решать, и собственные идеи воплощать в слове и образах на высоте, и многое, многое ещё нужно иметь и уметь для того, чтобы решиться приступить к написанию сложной и драматичной патриотической лирики...

А тут, у Трусовой, в стихотворении, посвящённом началу войны 22 июня 1941 года, мы читаем какие-то удивительно наивные, необработанные мысли, встречаем незрелые эмоции, неточные выражения и ходы, при этом автора явно увлекло лишнее педалирование и нагнетание ужасов, попытки надавить на читательскую слёзную железу при довольно-таки схематичном, эмоционально сухом и отстранённом письме.

Судите сами, привожу трусовский текст целиком:

* * *
Заголосила на рассвете,
Как в страшном сне, упала ниц:
Нет пол-избы, где спали дети!
Из танка в прорези бойниц

Глаза смотрели, не моргая,
На обезумевшую мать:
В сорочке ситцевой, босая,
Она вдруг попыталась встать.

Июньский жар смешался с гарью...
Ариец вымолвил:" Serh gut!".
Блеснул снаряд немецкой сталью,
И на броню упал лоскут

Сорочки, что была цветною...
С крестами танк продолжил ход.
Рассвет. Июнь. Двадцать второе.
Кровавый сорок первый год.

14.06.2024

Такой слабый и схематично-слезливый текст, к сожалению, выполняет авторскую задумку с точностью до наоборот: не гнев в сердцах всколыхивает, не болью режет по читательским сердцам, а вызывает раздражение, досаду и, как ни парадоксально, бросает тень на наше славное прошлое. Потому что если о таких страшных вещах, как расстрел семьи, уничтожение дома, циничная расправа над мирными жителями писать вот так безвкусно, косноязычно и с холодным сердцем, то результат получается обратный желаемому.

Ну только попробуйте представить себе, что это такое за «из танка в прорези бойниц». Что это за прорезь бойниц такая из танка?! А почему в июне на рассвете жар? А как вам оборот «глаза смотрели не моргая»?! Да, можно смотреть не моргая, есть такое выражение в русском языке. Но не глаза же смотрят не моргая?! А попробуйте проговорить вслух это уродское сочетание слов «Нет пол-избы, где спали дети!» – как, язык не сломался? А танк, который с крестами продолжил ход? Какая корявая инверсия! Я уж не говорю про низкосортные рифмы «моргая – босая», «цветною – второе» и пр. Всё стихотворение неувязанное в единое целое, состоит словно из разрозненных кусков, плохо пригнанных друг к другу. Автор пытается парцелляцией придать тексту недостающего веса, но получается скверно и упрощённо, уплощённо-примитивно:

Сорочки, что была цветною...
С крестами танк продолжил ход.
Рассвет. Июнь. Двадцать второе.
Кровавый сорок первый год.

Кстати, а зачем читателю это уточнение про то, что сорочка была цветною? Что это концептуально меняет?

Здесь всё случайно, кое-как, неумело, поверхностно, нелепо. Однако у автора уже масса поклонников, воспевающих эти хоть и злободневные, но весьма сомнительного качества вирши. Под стишком – целый отряд хвалельщиков и подпевал, кричащих на все лады браво и бис.

Когда я читаю такое, мне становится больно за нашу поруганную автором историю, ибо таким «творчеством» можно только оттолкнуть ищущего и думающего читателя и от поиска правды, и от желания сопереживать, и от самой поэзии в конечном итоге.

Недоумеваю, наивная: как могут авторы с таким скудным поэтическим арсеналом, с таким нижеплинтусным уровнем стихосложения, таким слабым знанием истории и владением словом ничтоже сумняшеся браться за такие глыбы, как Великая Отечественная война и СВО (а на эту тему у Трусовой тоже есть, и немало, будь спок!)?

Например, автор стремится словом подбодрить наших славных воинов, выбрав для этой цели лубочный стиль и частушечный размер:

* * *
Дави чертей до талого
Во чтобы то не стало бы,
Вбивай им кол осиновый
С невиданною силою.
Чтоб дальше нечисть черная
Не прорастала зернами,
Не растекалась ядами,
Не шла в дома отрядами.
Стреляй на поражение,
Сейчас твоё служение
В спасении Отечества
От этой черной нечисти.

Работай, брат, чертей давя.
И пусть Господь хранит тебя!

24.06.2024

Разудало, да, и лихо. Однако почему надо давить чертей до талого и кто такой этот талый, автор опять-таки не поясняет, можно лишь догадываться, что речь о снеге и о весне. Впрочем, Ирина Трусова не лыком шита – она, похоже, большой мастер подобных стихотворных шарад. Куда или во что необходимо вбивать кол? Автор вновь не уточняет, говоря «вбивай им». С трудом представляется и нечисть, одновременно растекающаяся ядами, прорастающая зёрнами и идущая отрядами. Набор плохо связанных образов работает на разрушение общей метафоры. Очевидно, что автор нарифмовала лозунгов в меру своих способностей, полагая, что приняла серьёзное участие в современном мейнстриме. Все пишут про СВО, поддерживают солдат, и я не отстану, вставлю свои пять копеек! Вот только... не надо вставлять, если плохо получается. Иногда куда полезнее для общества просто помолчать...

И про Русь есть у Трусовой – непременно поруганную и оболганную, конечно, и, конечно, стихотворение написано столь же схематично, шаблонно, заштампованно и поверхностно, как и все остальные:

Моя поруганная Русь,
Оболганная кем попало.
Ты стольким хлеб и кров давала
Без клятв взамен "не отрекусь".

Моя великая страна -
Соборность прадедов и дедов.
За сотни лет всего изведав,
Ты всепрощения полна.
................................

Но если враг решит украсть
Девичий сон твоих просторов,
Ему достанется без спора
Аршин земли могильной всласть!

Кого б на Русь не принесло,
Сыны достанут меч из ножен.
Мiр без России невозможен:
Она удерживает зло.

Кстати, орфография везде авторская. И обратите внимание на эти общие места, которые автору либо лень, либо не по силам прописывать и прояснять для читателя: оболганная КЕМ ПОПАЛО, за сотни лет ВСЕГО изведав и т. д. Кем оболганная и чего такого всего изведав, из скромности, видимо, не уточняется... А про аршин земли могильной всласть, который достанется врагу без спора, фраза столь косноязычна, что без поллитры не разберёшься, ей-богу... Ну да уж про то, как Россия УДЕРЖИВАЕТ ЗЛО, вообще нужно отдельный трактат писать. То ли в России так много зла и она его внутри себя зачем-то удерживает, то ли она со злостью удерживает невозможный без неё мир, то ли Россия всё-таки удерживает на своих границах то зло, которое на неё извне напирает... Словом, из рубрики «Хуже не скажешь» или «Нарочно не придумаешь»...

Меня при чтении подобного словесного месива мучает один лишь вопрос: неужели не стыдно прикасаться к святыням, не имея на то ни необходимой творческой потенции, ни должного душевного развития? Зачем множить эту низкосортную псевдопатриотическую продукцию, которая практически дискредитирует и само патриотическое движение в нашей стране, и всю современную поэзию заодно?

Мне – читать стыдно. А таким вот авторам писать – нет?
Впрочем, судя по тому, с какой настойчивостью они штурмуют нынче конкурсные площадки, издательства и литературные журналы, со вздохом должна признать: видимо, всё-таки нет. Не стыдно. И остановить их, я вижу, сегодня совершенно некому.


Рецензии
Валерия,Вы правы,таких авторов с их "гениальными" стихами,как говорится пруд пруди...Ни смысла,лишь пустота,игра слов в рифму,итог - ни о чём...

Эстрела Мар   12.07.2024 19:37     Заявить о нарушении
Эстрела, так и есть, спасибо!
Для многих из них главное попасть в тему, найти слабые струнки в душах читателей и на них играть... Очень жаль, что мы утратили институт критики и отменили цензуру…

Валерия Салтанова   21.07.2024 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.