СНОБ

Его не трудно узнать именно по чувству собственного превосходства,
Переполняющему его. Он же «единственный», «непревзойденный»,
Он выше толпы. Он старается подняться над ней,
Создать дистанцию между собой и ней.
Он — человек с положением. Он непрерывно старается дать нам
Почувствовать, что он снисходит до нас,
Серых людей толпы: он снисходителен, он терпит нас,
Он старается извинить нас за то, что мы так вульгарны,
Недостаточно прилично одеваемся
(Немодно! неряшливо!
Неуклюже!), что наш стиль жизни банален,
Что мы не в состоянии проявить понимание
К «изысканности» «высшего света», избранных. Все это он
Нам и простил бы, но при условии, что мы
Станем им
Восхищаться; если же это произойдет, он попытается скрыть свое
Легкое отвращение. В остальном он оказывается знатоком,
Сибаритом, гурманом.  И при этом он считает себя знатоком
И хранителем «хорошего тона».
Мир знает «легкого сноба»
И «тяжелого сноба».
Легкий сноб комичен. Он ухаживает
За своей внешностью: костюмом, руками,
Прической, манерами, особенно за галстуками, туфлями и носками.
Он не ходит, он семенит.
Он не садится, он «усаживает себя». Он не говорит,
Он картавит и сюсюкает. На его лице прочитывается высокомерное
Разочарование.
Его улыбка напоминает гримасу.
А как он держит за едой вилку… с мечтательной грацией
Презирающего пищу. Все для него событие: курение, поглядывание
На часы, чье-то обращение к нему. Он занимается
Вечным кокетством с самим собою — зеркальным
Отражением своего Я. Аффектированно и искусственно он вышагивает
По жизни, пустой сам по себе и смешной
Для окружающих. В остальном
Он мало уважаем и довольно безвреден.
Тяжелый сноб, в отличие от него, вреден.
Он хочет судить, судить
Компетентно, решительно вмешиваться в жизнь;
И там, где это ему удается, возникает ущерб и нужда.
Он — салонный знаток несущественного, с которым сам,
Однако, обращается как с чем-то наисущественным и, кстати,
С ужасающим
Апломбом. Он выступает
С такой непомерной самоуверенностью, что даже внушает
Боязнь скромным, наивным, безобидным дилетантам.
Они видят перед собой «уважаемого, величайшего
Специалиста во всех областях жизни», позволяют
Ему импонировать себе, уступают
Ему поле сражения и с глубоким почтением молчат. Но не только его
Апломб валит с ног прочих, потрясенных; разумеется — и его
Заносчивость: «если кто-то так чванится, вероятно, у него
Есть на то причина… Возможно, он действительно знает все?»
Уклонишься от перспективы неуместного, злого салонного спора
(С грубыми окриками!), и поле боя
Остается за изображающим аристократа
Победоносным фатом…
То, что он рассказывает, годится также для того,
Чтобы прикончить бедных слушателей. Ведь он
Точнейшим образом, до мелочей, придирчиво,
Педантично
И исчерпывающе искушен во всех областях.
От него не ускользает ни одна деталь.
Он разбирается в политике, моде, истории,
Искусстве, садоводстве, бальнеологии,
Гомеопатии, истории народного костюма.
Даже поваренное искусство
Доисторических времен и жизнеописания
Знаменитейших мошенников мира в сфере его специальных знаний.
Особенно всезнающ он в области истории искусств. Ему известен род занятий
Отца второй жены Рембрандта; он точно знает,
Сколько кофейных зерен отсчитывал себе Бетховен по утрам на завтрак;
Какое имя носила по отцу бабушка Праксителя и так далее.
Порою его память
Кажется безмерной; порою создается впечатление, что к его услугам во всех странах
Есть ловкое частное
Детективное агентство и что он выучил наизусть «Энциклопедию всеобщего знания»…
В действительности же его знания
Несущественны и мелки, бездуховны и обесценены.
Все они
Подобны эмпирической пыли, а он сам — пылесосу. Как знаток
Он беспредметен; его рассудок ничего не создает;
Его авторитет
Не является авторитетом.
Святая и глубокая суть вещей ускользает
От него; и то, что он схватывает, —
Лишь налет подробностей, показного и формального.
Поэтому все его поведение поверхностно и мелко. Сноб —
Духовная видимость существования. И атмосфера, которую он создает
Вокруг себя, — снобизм — тщеславна и вредна.
Бахвал м ветреник по роду занятий, он умеет лишь болтать
О великих вещах;
А  из болтовни еще никогда в жизни не получалось ничего доброго.

Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"


Рецензии