Жизненные наблюдения - 66. И такое бывало - 21

                Жизненные наблюдения - 66
                И такое бывало - 21

                Необычное дело

 В 1977 году в Краснодарский краевой суд поступило необычное дело-молодой человек
двадцати с небольшим лет обвинялся по нескольким статьям УК РСФСР: ст.102 УК РСФСР("Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах")- мера наказания от 8 до 15 лет лишения свободы или смертная казнь; ст.218-1("хищение огнестрельного оружия" - до 7 лет лишения свободы;и весьма редко встречающейся статье 64("Измена родине") в виде "бегства за границу"(так именовался один из признаков этой статьи)- мера наказания от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества(суровее, чем убийство!).
 Фабула дела была таковой: жила-была в Казахстане семья ссыльных немцев из числа депортированных в 1941-42 годах из разных мест(в том числе из Поволжья - после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья). Всего, согласно официальным данным, было депортировано около миллиона человек. Власти опасались, что нелояльные к советской власти немцы будут заниматься вредительством, шпионажем, диверсиями
и тому подобными делами.
 Такие "мероприятия" не были в России чем-то новым:"Уже накануне Первой мировой войны в Российской империи резко ухудшилось отношение к немцам, попавшим под подозрение в нелояльности, шпионаже и симпатиях к врагу. Этому способствовали публикации в газетах «Новое время» и «Вечернее время», подрывавшие репутацию прибалтийских немцев.
 Рост антинемецких настроений вылился в немецкие погромы в Санкт-Петербурге в ночь с 22 на 23 июля 1914 года. Власти опасались повторения насилия в отношении немецкого дворянства, которым отличались революционные события 1905 года в остзейских губерниях. Курляндский губернатор С. Д. Набоков сообщал об антинемецкой агитации с призывами к латышам расправиться с немцами в отместку за карательные экспедиции 1905—1907 годов. Принятые им и главным начальником Двинского военного округа А. Е. Чуриным распоряжения предотвратили негативное развитие событий. Но обстановка на фронтах в первые месяцы 1915 года осложнила положение немцев. Военные власти выступали за их высылку из прифронтовых районов. На этом настаивали главнокомандующий армиями Северо-Западного фронта Н.В. Рузский, начальник штаба Верховного главнокомандующего Н. Н. Янушкевич и его преемник в этой должности М. В. Алексеев.
Антинемецкие настроения бурно росли в среде местного латышского и эстонского населения остзейских губерний. Боясь за своё дальнейшее существование, остзейцы проникались симпатиями к Германской империи. Что стало уже прямым поводом для высылок, опыт которых был взят на вооружение эстонскими и латышскими большевиками, которые в феврале 1918 года сами попытались депортировать прибалтийско-немецкое дворянство в Сибирь"(Из "Википедии").
 Короче говоря, "подсуропил" Пётр Великий немцам, привлекая их, хороших специалистов в разных сферах человеческой деятельности, в страну(около половины иностранцев, приехавших в Россию при Петре, были немцами).
 Жизнь депортированных была, ясное дело, "не сахар" - немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках - в так называемых "трудармиях".
 Мой отец, родившийся в Иркутской области в 1919 году, в 1938 году был призван в армию, тяжело ранен во время военного конфликта с японцами на озере Хасан, комиссован вчистую и отправлен обратно в Сибирь, по месту жительства, а с началом Отечественной войны, когда всех военнообязанных, здоровых мужчин призвали в армию, его назначили директором местной школы. Учителей-мужчин не было - лишь один депортированный в Сибирь немец, преподававший немецкий язык. Отец говорил, что немец был интеллигентным, умным человеком, дети и учителя полюбили его. "Однажды" - рассказывал отец - "его забрали двое людей в форме прямо с урока и больше мы его никогда не видели".   
 Время шло, война закончилась, наступила "оттепель", и депортированные немцы(как и представители других национальностей, депортированных при Сталине) потянулись обратно, - туда, где они родились и жили до принудительного переселения.
 Так вот, - одна из депортированных семей, вернувшихся из ссылки поближе к Европе - в Краснодар, состояла из трёх человек: отец, мать и сын. Понятно, что в семье ненавидели всё советское и мечтали выехать в Германию, на родину предков, но, конечно, не в социалистическую ГДР, дабы не менять "шило на мыло", а в ФРГ.
 Родители мальчика-немца оббивали пороги различных инстанций, писали заявления и жалобы на отказы выпустить их из СССР в Германию, но всё было тщетно.
 В рассказе «Будка» (1868) писателя-народника Глеба Ивановича Успенского (1843—1902) главный герой — будочник Мымрецов то есть постовой полицейский при будке, служащей ему укрытием от непогоды был обязан как пишет Г. И. Успенский, "во-первых, «тащить» и, во-вторых, «не пущать»; тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали".
 Этот принцип остался неизменным и через 100 лет после его формулировки Успенским.
"Насильно мил не будешь" - говорит русская поговорка, но власти всё время про неё забывали.
 Мальчик-немец, выросший в обстановке нетерпимости ко всему советскому и русскому,стал юношей, а потом молодым мужчиной, который вынашивал лишь одну мысль
 - всеми правдами и неправдами уехать из СССР.
 Он стал обдумывать, как лучше осуществить мечту своих родителей и свою собственную. В конце концов, он начал готовиться к побегу: купил надувную резиновую лодку, другие принадлежности, перевёз всё это на грузинско-турецкую границу(в районе Батуми), изучил действия пограничной службы.
 Однако, в голову ему пришла совершенно чумная мысль - "нужно добыть оружие". Зачем, почему-для чего оно ему понадобилось, неизвестно. Отстреливаться от пограничников, что ли?
 Осуществил он свою идею самым кровавым образом: он решил завладеть автоматом постового воинской части. Несколько дней он наблюдал за действиями постовых в одной из частей и решился: ночью он напал с ножом на солдатика, убил его, забрал автомат и тоже перевёз его в район границы. Убийство солдата, кстати, тогда не было раскрыто.
 Забрав всё своё снаряжение, ночью он спустил лодку на воду и стал грести в сторону Турции. Глупости и наивности его не было предела - он не понимал, что его затея обречена на провал, что пограничники довольно быстро его обнаружат и задержат. Так и случилось
 После задержания и установления личности его перевезли в Краснодар, где органы КГБ занялись расследованием.
 Прошли месяцы, пока расследование закончилось.
В здании краевого суда началось слушание дела. Допросили подсудимого, его родителей, представителя потерпевшего, - убитого солдата. В зале заседаний царила тягостная атмосфера: плакали родственники убитого, сверлили всех собравшихся ненавидящими глазами супруги-немцы.
 Суд вынес вполне ожидаемый приговор: приговорить к исключительной мере наказания - смертной казни.
 Через несколько месяцев, после отклонения жалоб и ходатайств о помиловании, приговор привели в исполнение.
 Печальная история - а ведь всего этого могло бы и не быть, если бы власти того времени могли видеть дальше своего носа: прошло не так уж много времени, когда началась "большая эмиграция". Выезжали из СССР по идеологическим, политическим, религиозным, национальным и другим причинам
 "Количественно же в период "холодной войны" доминировала этническая эмиграция. Суммарные показатели третьей волны, согласно оценкам зарубежных экспертов, таковы: за 1948-1986 годы из СССР выехало около 290 тысяч евреев, 105 тысяч советских немцев и 52 тысячи армян. Основными странами приема эмигрантов третьей волны стали Израиль и США"(Из "Википедии").
 Статья 27 Конституции РФ гласит:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
 К чему привёл иной подход, который был в годы "холодной войны", я рассказал - только к плохому.
"Вольному-воля, спасённому - Рай" - говорят на Руси, а замечательный русский поэт, ушедший в 41-м году добровольцем на войну - Юрий Левитанский, сказал:
                Каждый выбирает для себя
                женщину, религию, дорогу.
                Дьяволу служить или пророку —
                каждый выбирает для себя.

 Воистину так!

                06.07.24
               


 


Рецензии
Спасибо, Юра! Грустная история. Всех жалко. Боялись партийные вождли, что из их построенного (на костях) благолепия социалистического, побежит народ, как из чумной палатки, дай только волю. Про то, как уезжали евреи из СССРа хорошо у Юза Алешковского написано. Ну, а уж какие очереди в голландское (тогда) посольство стояли в перестроечное время, и потом, после краха системы - тут уж и говорить нечего!

Ольга Цветикова   07.07.2024 20:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Оленька!"Принуждение к счастью" обернулось "принуждением к смерти!"

Юрий Иванов 11   09.07.2024 06:05   Заявить о нарушении
Да, политологи теперь рассуждают на тему развала СССР, разоблачают происки США и пятой колонны - что угодно, только не саму систему.

Сергей Долгов   11.07.2024 17:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!Демагогов у нас всегда хватало - колебалась линия партии и они колебались вместе с ней. Давным-давно я написал стишок о причине причин наших тоскливых дел. Века идут, но ничего не меняется:

РАБСКАЯ НАТУРА
(НЕКРАСОВСКОЕ)

Мы ждём того же барина,
Хоть много лет прошло:
Приедет он и вставит нам
По первое число.

Ведь люди мы не гордые -
Привыкли к шомполам.
Пусть бьёт нас - мы покорные,
Он, видно, не со зла.

Ништо - накормит досыта,
И то - неровен час -
Ведь мог забить и до смерти,
А, вишь, - жалеет нас.

28.10.2011


Юрий Иванов 11   11.07.2024 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.