Почему в мире столько разочарования? Ошо

Потому что так много ожиданий. Живите с ожида­ниями, и разочарование неминуемо. Ничего не ждите, и разочарования не будет. Разочарование — это побоч­ный продукт ожиданий: чем большего вы ожидаете, тем сильнее будет ваше разочарование. Так что разоча­рование — это, на самом деле, не проблема, а результат.

Проблемой является ожидание.
Разочарование — это всего лишь тень, которая сле­дует за ожиданием. Если вы хотя бы одно мгновение проживете без ожиданий, если из вашего ума ожидания исчезнут, все станет просто: вы задаете вопрос — прихо­дит ответ — вы удовлетворены. Но если вы спрашиваете с какими-либо ожиданиями, ответ вас разочарует.

Все, что мы делаем, мы делаем с ожиданиями. Если я в кого-то влюблен, ожидание приходит так, что я даже не знаю об этом. Я жду ответной любви. Я еще не полю­бил, я еще не вырос в любовь, но ожидание уже тут как тут, и теперь оно все разрушит. Любовь рождает боль­ше разочарования, чем что-либо другое в мире, потому что, когда вы любите, вы погружаетесь в ожидания, вы тонете в утопиях. Вы еще даже не были в пути, а уже думаете о возвращении домой.

Чем сильнее ваше ожидание любви, тем труднее любви будет течь обратно к вам. Тот, от кого вы ждете любви, будет ощущать это как оковы; для него любить вас будет обязанностью, тем, что он должен делать. А ког­да любовь является обязанностью, она не приносит удо­влетворения, как обязанность любовь мертва.

Любовь может быть только игрой, но не обязаннос­тью. Любовь — это свобода, а обязанность — это око­вы, тяжелое бремя, которое вы должны нести. А когда вы что-то должны нести, это утрачивает свою красоту.
Свежесть и поэзия исчезают, и другой человек момен­тально чувствует, что ему предлагают что-то мертвое.

Если вы любите с ожиданием, считайте, что вы убили любовь. Это бесплодно — ваша любовь будет мертвым ребенком. И вас ждет разочарование.

Пусть ваша любовь будет как игра, а не как сделка, любите не потому, что вы хотите взамен что-то получить. Пусть ваша любовь к другому человеку будет самоцелью. Благодарите существование за то, что вы полюбили, и не думайте о том, воздастся вам за это или нет.

Не превращайте любовь в сделку, и вы никогда не будете разочарованы; ваша жизнь будет наполнена лю­бовью. А когда любовь расцветает во всей своей полноте, наступает блаженство, наступает экстаз.

Я взял любовь только в качестве примера. Тот же закон применим ко всему. В мире так много разочарования, что трудно найти человека, который не был бы разочарован. Даже ваши так называемые святые разо­чарованы: разочарованы из-за своих учеников, разоча­рованы, потому что у них были ожидания относитель­но них: ученики должны делать это и не делать того, ученики должны быть такими-то и не быть такими-то. С таким подходом неизбежно наступит разочарование, оно уже наступило.

Ваши так называемые рабочие тоже разочарованы, потому что и у них есть ожидания. Каким бы ни был их идеал, общество должно ему соответствовать; какой бы ни была их утопия, каждый должен ей следовать. Они ожидают слишком многого. Они считают, что весь мир должен немедленно преобразоваться согласно их иде­алам. Но мир продолжает идти своим путем, поэтому они разочарованы.

Очень трудно найти человека, который не был бы разочарован. И если вы найдете такого человека, знайте: это религиозный человек. Не имеет значения, что стало объектом, причиной, источником разочарования. Мож­но разочароваться во власти, в престиже, в богатстве. Можно разочароваться в любви. Можно разочароваться даже в божественном.

Вы хотите, чтобы на вас низошло божественное. Вы начинаете медитировать, и возникает ожидание.

Я встречался с людьми, которые медитируют по пят­надцать минут каждый день в течение недели, а затем приходят ко мне и говорят: «Я медитирую, но я все еще не познал божественное. Похоже, что мои усилия бес­полезны». Они посвящают медитации по пятнадцать минут в течение семи дней, а божественность все еще не посетила их. «Я попрежнему не чувствую божествен­ного, так что же мне теперь делать?» Даже в поисках божественного у нас есть ожидания.

Ожидание — это яд. Именно из-за него возникает разочарование; так и должно быть. Осознайте лицеме­рие, ядовитость ожидающего ума. Постепенно, если вы начнете это осознавать, ожидания исчезнут, и разочаро­ваний не будет.

Так что не спрашивай: «Почему в мире так много разочарования?» Спроси: «Почему я так разочарован?» Такой вопрос полностью все изменит. Если кто-то зада­ется вопросом, почему мир так разочарован, в этом уже присутствует ожидание: мир мог бы быть менее разо­чарованным. Но независимо от того, разочарован мир или нет, вы останетесь разочарованными.

Мир разочарован — это факт. Но пойдите и попы­тайтесь выяснить, почему разочарованы вы. Окажется, что вы разочарованы из-за ваших же ожиданий. Это — источник, коренная причина. Прекратите это!

Не думайте о мире, думайте о себе. Вы — это мир, и если вы меняетесь, мир тоже меняется. Его часть, его неотъемлемая часть, стала другой: мир начал меняться.

Мы слишком озабочены изменением мира. Это про­сто бегство. Я всегда чувствовал, что люди, которые пытаются переделать других, на самом деле убегают от своих собственных разочарований, от своих собствен­ных конфликтов, от своих забот, от своих страданий. Они сосредотачивают свое внимание на чем-нибудь снаружи, они занимают свой ум чем-нибудь внешним, потому что сами не могут измениться. Легче пытаться изменить мир, чем изменить себя.

Не забывайте о том, что вам необходимо найти при­чину своих собственных разочарований. И чем скорее вы это сделаете, тем лучше. Ситуации меняются, но источ­ник разочарования всегда один и тот же: ожидание.

Ошо


Рецензии