Убеждение

«…И без убеждения достойной жизни нет!»…
В этот миг я вошел в купе
И поздоровался. Господин постарше вскипел,
Не отвечая на мое приветствие.
— Ах, это так старомодно! Кого теперь занимают подобные вещи?
Ведь все так или иначе относительно, обусловлено, зависит
От обстоятельств! В реальной жизни
Речь идет в лучшем случае о «подходящих мнениях»
Или «кажущихся истинными диагнозах». Кто живет теперь,
В нашу просвещенную эпоху, с «убеждениями»
Или «по убеждениям»?
Станет ли утверждать подобное образованный врач?!.
Господин помоложе сохранял
Драгоценное спокойствие. Лишь его глаза, казалось, тайком посмеивались.
«Вы меня удивляете,
Господин тайный советник! Я смущен. Как я могу ответить на Ваш гнев, если знаю,
Что приговорен с самого начала?
Тем более, что в Ваших вопросах звучит твердое убеждение,
Что убеждений
Нет и быть не может. Мое положение несколько затруднительно: Ваше убеждение
Чувствует во мне убеждение
Противоположное, да еще говорится, его и быть не может.
А если быть не может,
Как я смею защищать свое? Поэтому я вынужден просить Вас, терпимого релятивиста,
О снисхождении и терпимости. Но я уже вижу Вашу добрую улыбку»…
«Хорошо, дорогой коллега, я снова кроток. Но «убеждение», как таковое,
Остается для меня все же
Психологической загадкой. Я надеюсь, Вы не станете отрицать,
Что все на свете относительно? Откуда же тогда
Эта уверенность у так называемых «убежденных» людей?» Господин помоложе
Внезапно посерьезнел.
Внутренний накал
Чувствовался в его слегка приглушенном голосе.«Мне остается защищать
Мое «на-том-стою». Насколько я понимаю, не все так относительно:
Существуют абсолютные конечные истины,
Которые переживаешь в так называемой «очевидности».
Этим я, конечно, вовсе не хочу вас рассердить.
Я бы хотел предположить,
Что все в действительности «относительно»,
И — попробовать отыскать дорогу к убеждению».«Вот и попробуйте, пожалуйста», —
Ободряюще обронил господин постарше.
«Все относительно» означает то же,
Что и «ничто не достоверно»; то есть что все изменчиво, текуче, условно
И сверхусловно,
Обманчиво. На этом ничего не построишь.
Отсюда настоятельная потребность в твердой почве, поиски фундамента, воля
К «не-относительному». Глубокая и искренняя потребность — ручательство того,
Что сам принимаешь в этом участие сердцем и умом,
Что не скользишь
Равнодушно по поверхности вещей. Исследовательская работа со своей стороны
Требует сосредоточенности и неутомимости. Так воля создает
Своеобразный внутренний опыт. При этом не пытается из всего
Выделять «относительное» — его так легко найти, оно объявляется само,
Но возникает вопрос,
Есть ли что-нибудь в жизни, что, несмотря на свою условность,
Установлено безусловно
И имеет силу. Такая постановка вопроса открывает перед человеком как бы новое
Измерение:
Глубины, погружения и укрепления.
При этом остаешься совершенно трезвым, осторожным,
Проверяющим; ничего от меланхолии
И мечтательности. Ощупью ищешь какую-нибудь скалу; затем взбираешься на нее;
Затем твердо встаешь на нее
И даешь потоку относительности нестись мимо тебя.
Разумеется, я описал
Все это лишь образно;
Но, возможно,
В  качестве психологического намека и этого довольно.
Точно так же и у нас, в медицине, необходимо погружаться
В предметные дебри,
Или — если хотите —
На дно морское. Истинное убеждение получаешь,
Конечно, при помощи свидетельства людей и чужих описаний,
Но сначала
Через жизнь в предмете; ибо предмет всегда
Наилучший свидетель, наилучший путь к истинному убеждению; он есть сама скала.
И наши древние предки были правы, строя свои замки и крепости на скалах.
Подобным образом люди приходят к таким переживаниям,
Как совесть, достоинство, честь, право, Родина и приобретают твердые, как скала,
Убеждения»… «Ну, — проворчал
С некоторым недовольством господин постарше, — я и не знал,
Что Вы профессиональный философ. Кстати, нам
Выходить, если мы намереваемся успеть на сессию».
На этот раз оба попрощались со мною довольно любезно.
И государственный советник, конечно,
Пошел впереди.

Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"


Рецензии