М. И. Бабанова - О чем говоришь ты, Море
С возрастом я все чаще вспоминал свое детство. Несмотря на то, что, при взгляде со стороны, многие события этого времени вряд ли можно было бы назвать радужными, мне виделось мое детство счастливым. Да и как не поддаться искушению этой оценки, когда, сравнивая со своими воспоминаниями все, что окружает современных детей, все, чем они заняты,чем увлечены, многие взрослые люди одного поколения со мной, не могли бы похвастаться богатством и осмысленной насыщенностью и разнообразием детской жизни своих внуков. К тому же, с самых ранних лет я был фантазером и мечтателем, что насыщало детское воображение способностью видеть обычные, будничные моменты в обертке почти сказочного флера. Еще одна особенность моего характера добавляла большую толику положительных эмоций. Я очень любил песни, музыку. Вообще вся жизнь советских людей, от мала до велика, постоянно сопровождалась песенным фоном. Причем песни того времени были очень музыкальными и задушевными. Вспомните, сколько прекрасных песен звучало с экрана. Не редко даже посредственные фильмы запоминались именно благодаря написанным для них песням. Кстати, многое из того, что пели малыши и школьники, в том числе и пионерские песни - а с четвертого класса я с гордостью носил пионерский галстук - вспоминалось впрследствии с удовольствием. Ко всему прочему я со второго класса занимался музыкой. У меня не было идеального музыкального слуха, зато была хорошая музыкальная память. До сих пор из гавани этой памяти нет-нет да и выплывают, казалось бы, прочно забытые кораблики мелодий и музыкальных композиций. Иногда эти кораблики везли с собой загадочный груз интереса к литературным произведениям, как-то связанным с музыкой. Мне очень нравилось слушать передачу «Театр у микрофона». Одна из постановок настолько запала в душу, что после нее я запоем зачитывался романом Чарльза Диккенса «Домби и сын». И приворожил меня голос Марии Ивановны Бабановой, озвучивавшей роль Флоренс. Колыбельная о море, которую пела сестра маленькому Полю Домби, навсегда врезалась в мою память. А чудаковатые и преданные персонажи(именно только они) романа, да еще и получившие зрительное воплощение в прекрасных иллюстрациях Х.Н.Брауна, стали для меня литературными друзьями . "О чем говоришь ты, Море…" Дивный голос Бабановой заставил меня, уже совсем взрослого, искать в интернете запись спектакля в забытой рубрике «Театр у микрофона». Как же я удивился и сожалел, обнаружив, что переплетенные в памяти радиоспектакль и прочитанный и перечитанный роман не срослись в единое целое. Радиоспектакль оказался лишь небольшим фрагментом романа. А ведь так хотелось, чтобы все персонажи довели свои "роли" до конца.
Еще одно соображение возникло в моем сознании по итогам воспоминаний и долгих размышлений. Оказалось, что не только музыка и сопровождавший ее голос, но и голос как таковой, но хорошо поставленный и от природы привлекательный, заставлял слушателя, вне зависимости от возраста, испытывть неизъяснимое волнение. Та же Бабанова, Александр Ханов, Николай Литвинов - накрепко вошли в память своей исключительной магией голосов. Это была своеобразная музыка литературной речи.
Сожаление о потерянном за время взросления не остановилось на спектакле. Ушли из эфира музыкальные заставки и передачи «Угадайка», «Клуб знаменитых капитанов» и «Радио-няня». Умолкли инсценировки «Оле Лукое», «Дюймовочки», «Маленького Принца», многое любимое исчезло в "шорохе мышином, в скрипе половиц…". Это естественный процесс, но так обидно, что на смену приходили жалкие однодневки, о которых мои внуки вряд ли вспомнят уже через пару-тройку лет или даже месяцев!
*колыбельную Флоренс в исполнении М.И.Бабановой в Яндекс музыке не найти. Придется искать запись радиоспектакля в интернете. Есть еще в интернете большой очерк о творчестве Марии Ивановны. В нем тоже звучит эта колыбельная.
Рецензии