Без святыни
Чего-то очень важного,
Чего-то существенного. Мы недосчитываемся его и не знаем,
Что это такое. Было ли так всегда?
С каких пор это так? Довольно трудно сказать.
Сначала мы почувствовали это во время войны, где бодрствовали окопах ночами,
И звезды стояли
На небе. А затем — в неурядицах послевоенного времени, где все казалось
Таким бессмысленным
Безнадежным, невыносимым. Но ни одна жизнь не бессмысленна;
И тот, кому неотступно смотрела в глаза смерть,
Вообще не может выносить более бессмысленной жизни. Ибо смерть
Обладает силой вопрошать о смысле жизни так,
Что приходится давать
Честный ответ. Лишь простая честность, лишь полная откровенность могут ее
Удовлетворить; но то,
Чего мало ей, также не сможет дать и нам ни удовлетворения, ни покоя.
Нам нужен этот покой —
Не как подушка лентяю для сна жизни, но скорее
Как уверенность, как источник душевного
Равновесия, как возможность созидательной сосредоточенности…Современному
Человеку становится все яснее,
Что он живет без святыни и что жизнь без нее
Будет невозможно вынести. Он все больше понимает, что его
Жизнь осквернена и жаждет святыни.
В этом он прав. Не в том смысле,
Что объективное существование мира как-то «потеряло свое
Значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего
Все по-прежнему. Как и прежде, перед его очами
Раскрывается молчаливая тайна
Небосвода, как и прежде,
Благоухают причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде,
Предлагает ему свои неисчислимые дары мировая история, борется
За свое тысячелетнее сокровище отчизна, борется
И молится, и побеждает трудящийся люд. Осквернен
Не мир как таковой;
Он остается тем же, чем был всегда —
Великим иероглифом Господа, воспламененным
И оживленным
Божественными лучами света, богатый внутренним значением, призванный стать
Выдающимся
Произведением искусства…
Осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его
Восприятия, его сердца и, соответственно — к возникшему в нем образу мира. Его
Духовная жизнь как бы опустошена и обессилена;
Ему не хватает силы
Разъеденной сомнением веры, власти безоговорочной отдачи, силы
Окончательной очевидности. Душевно-духовные органы, которые призваны найти
Святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир
И не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних
И в себе
Самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе
Мировоззрение без солнечного света:
Холодную тьму, бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность…
Современный «просвещенный» человек ведет таким образом скверную жизнь. В нем
Погасло
Святое пламя
Сердца. Ему недостает
Духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых
В мировой истории
Не свершалось ничего великого. Он
Слишком «умен», чтобы быть цельным. Он
Слишком «образован»,
Чтобы неизменно во что-то верить. Он
Слишком «скептичен», чтобы стать сильным. Он
Слишком слаб, чтобы следовать Богу.
Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила
Вливается в человека из Святыни.
Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"
Свидетельство о публикации №124070500510