Выступление к 45-летию истфака Башгоспединститута
Истфак уфимского Педа второй половины 80-х… Это немыслимая, мне кажется, атмосфера вольнодумства, свободы и решительности… Кто в молодости не был либералом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума. Эта расхожая фраза, приписываемая Уинстону Черчилю, более, чем точно отразила дух того времени, настроение молодежи.
Истфак того времени в Пединституте дал заряд той накопившейся энергии, которая требовала своего выхода и вылилась в виде образования первого Совета факультета, института с участием самих студентов, осознанной работе студентов на семинарах, лекциях и других практических занятиях. Поистине, выражение: стоять в очереди за «правдой», появилось в среде истфака того времени неспроста. С 4 утра многие оккупировали киоски «Союзпечать», чтобы купить очередной экземпляр «правды» от газеты «Московские новости», преуспевающей в этом деле. Начали печататься в передовых журналах того времени первые романы и повести, отлежавшиеся на «запретных» полках.
Вдвойне стали интересны уроки и предметы, преподаваемые нашими педагогами факультета. Появилась некая личная причастность к самому историческому процессу, какая существовала у молодежи 20-30-х годов. Понимание этого накладывало огромный груз ответственности на плечи не только студентов, но и преподавателей, которые, умудренные жизненным опытом, с интересом и опаской наблюдали за происходящими событиями. В кулуарах (на лекциях такое бывало и чаще!) часто можно было наблюдать группу студентов, окруживших своего преподавателя и внимательно прислушивающихся к тому, что он говорит. При этом нередко такие «диспуты» оканчивались «жесткой» полемикой и… звонком на занятия.
Когда меня многие (поверьте, таких за годы моей жизни было немало!) спрашивали: что дал тебе твой Пединститут, для чего ты учился на истфаке, если не преподаешь в школе? Я всегда с глубоким жаром и полной уверенностью утверждал, что мой институт мне дал свободу, он научил меня общению с людьми в социуме, а истфак мне дал масштабное (не побоюсь этого слова, как бы оно не звучало громко!) видение той социально-политической и экономической ситуации в стране, мире на определенный момент времени. Это не раз помогало мне в трудные моменты моей биографии вовремя переосмыслить сложившиеся обстоятельства и принять верное решение.
Наш Пед научил меня учиться и не из-за того, что педагоги не удовлетворяли своими преподаванием и компетентностью, а из-за того, что система образования, сложившаяся на тот момент в перестроечной стране, заставляла человека выживать.
Легко обучаемость на всех этапах своего жизненного пути, стрессоустойчивость считаю также заслугой не только трудностей того времени (не легко было всегда!), но и системой сложившегося преподавания в институте тех лет.
И когда меня порою спрашивают чисто из любопытства: кто вы по специальности. Я без всякой опаски и ожидания подвоха со стороны собеседника, с гордостью вещаю: я – Учитель после уфимского Педа. Потому что Учитель – это надолго, это навсегда, это работа Души Человека на протяжении многих своих воплощений и ЭТО неизлечимо... Лично мне так кажется... (2019 год).
Свидетельство о публикации №124070502712
Если Вам интересно, посм. мой сборничек "Издалека".
С наилучшими!
ХУДГРАФ 1988-91
Станислав Чёлушкин 26.10.2024 22:31 Заявить о нарушении
Борис Борисов-Уфа 27.10.2024 22:41 Заявить о нарушении
Станислав Чёлушкин 27.10.2024 23:33 Заявить о нарушении