10. 14. На пасхальной вечере
На Пасху агнца ели ночью с пресным хлебом и горькими травами, что напоминало им о горьком времени рабства. Вкушая агнца, нужно было изобразить сцену готовности к пути, имея на ногах обувь и держа в руках посох.
Они исполнили все повеления Божьи, и в ту самую ночь царь египетский послал сказать им, что они могут идти, ибо стали свободными. Наутро иудеи отправились в путь к земле обетованной.
После этого события ежегодно, в ночь, в память об исходе из страны Египетской израильтяне справляли Пасху в Иерусалиме. Для проведения праздника каждая еврейская семья в Израиле ела агнца с горькими травами и пресным хлебом точно так же, как это делали их праотцы в Египте. Празднуя Пасху, родители рассказывали своим детям о милости Божьей, благодаря которой народ израильский был избавлен от плена.
Подошла Пасха, и Христос должен был отпраздновать ее вместе с учениками Своими. Он сказал Петру и Иоанну, чтобы они подготовили место для проведения Вечери.
В эти дни множество народа съезжалось в Иерусалим, и местные жители охотно предоставляли свои дома приезжим.
Спаситель сказал Петру и Иоанну, что, войдя в селение, они встретят человека, несущего сосуд с водою. Нужно последовать за ним в тот дом, куда он войдет. У хозяина нужно спросить: "Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?"
Человек покажет просторную комнату, в которой и нужно будет приготовить все для проведения пасхальной Вечери. Все произошло так, как предсказал Учитель.
На пасхальной Вечере ученики были наедине со Христом. "Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания".
На столе было сладкое вино. Он взял чашу и, возблагодарив Господа, сказал: "Примите и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного доколе не придет Царствие Божие" (Луки 22:11, 15, 17, 18).
Это была последняя Вечеря, которую Христос проводил со Своими учениками. Это была и последняя Пасха, которую им должно было соблюсти по закону, ибо агнца заклали, чтобы возвестить народу о смерти Христа. Но после того, как Сам Христос — Агнец Божий — будет заклан за грехи мира, уже отпадет нужда буквально закалать агнца, чтобы символизировать грядущую смерть Сына Божьего.
Иудеи, решив отвергнуть и распять Христа, вместе с Ним отвергли и все то, что составляло существо истинной Пасхи. С тех пор соблюдение этого великого праздника выродилось в традиционное соблюдение формы обряда.
Духовным взором Христос видел страшную сцену Своей великой жертвы. Он мысленно уже находился на кресте, страдая сердцем. Он постигал всю муку, которую придется перенести от боли. Он знал, какой неблагодарностью и жестокостью воздадут Ему те, кого Он пришел спасти и ради которых Он обрек Себя на великое страдание. Но более всего Его повергло в скорбь не собственное страдание, а участь тех, кто, отвергнув Его как Спасителя, обречет себя на лишение жизни вечной. Он смотрел на Своих учеников и видел, какая им предстоит борьба после того, как Он покинет этот мир.
Многое нужно было сказать им прежде, чем Он покинет этот дом. Но Он видел, что они не готовы для принятия Его слов.
Ученики стали спорить между собою. Они были убеждены, что Христос займет царственный престол, и каждый из них желал иметь наивысшее место подле Него. Ревность пробудила в них недобрые чувства в отношении друг друга.
Была и другая причина, вызвавшая некоторые разногласия. Существовал обычай, когда слуга умывал ноги гостям. Были приготовлены сосуд с водой, посуда и полотенце, но не было слуги. Один из учеников должен был выполнить его обязанность, но никто из них не хотел быть слугой. Молча, не глядя друг на друга, разместились они за столом.
Выждав некоторое время и видя, что никто не желает умыть ноги своим братьям, иисус встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и, налив воды в таз, начал умывать ноги ученикам. Петр воспротивился такой почести, оказанной ему Христом, но Спаситель сказал, что он скоро поймет смысл Его поступка. Окончив, Он сказал им:
"Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; ибо Я… сделал вам" (Иоанна 13:14, 15).
Этим обрядом Иисус показал, насколько каждый должен смириться пред ближним своим и быть готовым служить другому. Сам Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь бедным и грешным. И Он желает, чтобы и мы поступали так, как поступил Он.
Ученики устыдились собственного самомнения и желания быть выше другого. Их сердца возгорелись любовью к Учителю и к друзьям, и они были готовы внимать словам Христа.
Они еще продолжали сидеть за столом, когда Иисус взял хлеб и, возблагодарив Господа, преломил его и дал каждому, говоря: "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание". Также и о чаше было сказано: "Сия чаше есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается" (Луки 22:19, 20).
Хлеб и вино — это символ тела и крови Иисуса Христа. Как хлеб был преломлен и вино разлито, так и тело Христово было ломимо на кресте и кровь пролита для спасения всех людей.
Принимая хлеб и вино, мы тем самым показываем, что верим в то, что Жертва Христа была истинной, раскаиваемся в своих грехах и принимаем Христа как нашего Спасителя.
Ученики видели, что печаль не покидает Учителя. Тяжелое молчание было предзнаменованием скорбной вести. Наконец, Иисус сказал: "Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня". Ученики были поражены этими словами и сильно опечалились. Каждый попытался проверить собственное сердце: нет ли в нем хотя бы тени недоброй мысли против Учителя?
Один за другим они стали спрашивать: "Не я ли, Господи?"
Иуда не спрашивал. Это привлекло к нему внимание присутствующих. Заметив, что за ним наблюдают, он также спросил: "Учитель, не я ли?" Иисус ответил: "Ты сказал" (см. Матфея 26:22, 25).
Иисус умывал ноги и Иуде, но это не вызвало у Иуды любви к Спасителю. Видя, что Иисус выполняет работу слуги, он убедился, что Христос никогда не будет царем, и его решение предать Иисуса укрепилось еще больше. Даже тот факт, что его намерение известно Иисусу, не пробудило в нем должного страха перед всевидением Христа. Он поспешил выйти из горницы для исполнения своего замысла. С его уходом ученики почувствовали облегчение. Спаситель стал говорить ученикам, что Он идет в дом Отца Своего, просил, чтобы они молились во имя Его, и что их молитвы будут непременно услышаны. И Он тут же молился за них, прося Отца сохранить их от зла и чтобы они имели любовь друг к другу, как и Он возлюбил их.
Иисус молился за нас, как и за Своих первых учеников, когда говорил: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня… и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Иоанна 17:20—23).
Свидетельство о публикации №124070502292