Генюшка. 17. Мужичные и едашные
Начало семнадцатого года принесло семье сразу две радости. В январе у Марии Ивановны и Кузьмы Егорыча родился ещё один мальчик. И тоже вылитый Кузьма. Большеглазый, кудрявый, смуглый. Младенца нарекли Дмитрием.
А через некоторое время старшая Онфимия пошла под венец с хорошим парнем из соседней деревни. Отпраздновали венчание и свадьбу, и уехали Онфимия с наречонным в Боровикову, в старый родительский дом. Там и обосновались.
А потом грянула Февральская революция. Февральская никаких ощутимых изменений в жизнь селян не принесла. Ну скинули царя и скинули, ну пришла к власти в уездном городе буржуазия, ну и что с того. Главное мужикам крестьянствовать не мешают и старые порядки не навеливают.
С конца ноября стали ходить тревожные слухи, что Ирбит сожжён. И как потом оказалось – это было правдой.
А спустя некоторое время Бобровская волость узнала, что в России произошла очередная революция, на этот раз социалистическая.
В Бобровку приехали полномочный из города и уездный комиссар чтоб разъяснить Декрет о земле. Полномочные объявили, что в Петрограде подписаны Декреты о мире и о земле, а затем медленно и внятно растолковали крестьянам суть аграрной политики большевиков..
Выслушали мужики полномочных внимательно и разволновались.
- Слыхали, мужики, земля-то тепереча общая! Отобрал народ у помещиков угодья!.
- Как землю-то делить будем? «По мужикам», али «по едокам»?
И тут сельский сход разделился на непримиримых «мужичных» и «едашных».
«Мужичные», конечно, вопилили, что «по мужикам». «едашных» было больше. Но «мужичные» горластее, горлопанистее, как что и есть. Зато «едашные» массой брали. И быть бы большой драке, и закончилось бы всё великим мордобоем. и сельский мир разрушен был бы на долгие времена. Но тут вышел вперёд Кузьма Егорыч, чтоб «полюбовно» решить этот заковыристый, но самый важный для любого крестьянина вопрос. И как прорвало его.
- Долгие годы, ещё со времён наших пращуров сельские общества делили землю по «мужикам», - начал Кузьма, – и это было в корне неверно.
- Ты Кузьма Егорыч, воду тут не мути, чертей не гоняй. Курица – не птица, баба – не человек! - закричал один из «мужичных».
Но Кузьма перекрыл его выкрик зычным басом.
- Ну, коль курица не птица, пойдём щас с мужиками и всю твою домашнюю не птицу, сиречь, куриц, по-изничтожим. Коль не птица она, то с какого ляда зря в птичнике место занимает да зерно жрёт. А я и не знал, что баба-то твоя не человек! И как только тебя с нечеловеком обвенчали? Не по закону! А вот у нас бабы – люди! Мы законно венчаные! Ну, а коль баба твоя не человек, так надо её в клетку посадить да в зверинце за деньги показывать. Дать тебе клетку?
На последние слова Кузьмы весь сельских сход уже не мог разогнуться от хохота, даже «мужичные».
Кузьма дал им просмеяться, а потом скомандовал: «Ну посмеялись и будя!» и продолжил:
- Нечестный этот раздел «по мужикам», не справедливый. Вон у Еремеича десять душ и все девки да бабы, восемь дочерей мал мала меньше, супружница да мать старая. И все есть хотят. Хлебушка своего мягкого да свежего, а не чужого сухаря плесневелого, подаянием добытого. А он один и надел один. Да разве ж с одного надела такую ораву прокормишь?! Или вон у Петровича, их семеро и все девки-голодные рты, да жена больная! А Евсеич, а Михалыч, а Устиныч? Им как быть со своими «не человеками»? Голодом морить? Или вот мою семью взять. Восьмеро у меня их. Ну ладно, одна обвенчалась недавно, отделилась. Но семь-то детушек осталось. Из них – четыре девки, которым наделы не полагаются да супружница моя, Мария Ивановна пятая, без надела. Пять ртов и все большенькие, все вкалывают, все есть хотят. А мужиков-то нас четверо, трое сынов да я. Правда меньшому-то самому надел ещё не нарезали. Так что, как мне кормить нас девятерых на три надела? А когда прежний муж моей Марии Ивановны, Василий Иванович, помер, и она одна с шестью детьми осталась, парнишечка-то только один, а значит и надел один, как им жить, как всемером кормиться? Ладно хоть, Василий Иванович, Царствие ему Небесное, успел до кончины своей землицы прикупить, а то бы по миру пошли.
Вот вы думаете откуда кулаки взялись? Так вот от этого дурацкого закона – земля «по мужикам» и взялись! Что, они лучше нас «едашных» работают? Да как бы не так! Вон у боровиковского Ухваткина сколько мужиков? Десять! Он сам, шестеро сыновей, дед, да племянник с работником в покормята записаны, им тоже надела полагаются. Десять наделов, а едок безземельный всего один, жена его! А что, они сами работают? Да батраки у них, издольщики! И вот опять же Ерофеича взять – десять едоков да он сам и один надел. Так кто богаче жить будет?
А Захар Тимофеевич, помните такого? Пять сыновей было, шесть наделов. Да только пошла беда за бедой. Одного сына грозой убило, второй утонул, третьего деревом задавило, а самый старший в Мировую погиб. И вот теперь мужиков-то только двое, он сам да младшенький. И надела два. А едоков? А едоков безземельных шестеро – старуха-мать, супружница, три дочери да внучка-сирота. Так что, каждый из «мужичных» в одночасье «едашным» стать может. Пути Господни…
Сход слушал его как заворожённый. Никто не шелохнулся даже. Слова не вымолвил. Против не выкрикнул. Тишина неимоверная. И только громовой голос Кузьмы.
Когда высказался Кузьма, вышел вперёд один из «мужичных», старый уважаемый Африкан Никодимыч и сказал: «А ведь он полностью прав. Пути Господни…»
- Всё правильно, Кузьма Егорыч! Дело говоришь. И ты, Африкан Никодимыч, зришь в корень! – сказал комиссар, - только землю теперь никто делить не будет. Земля – это народное достояние. Она переходит в бесплатное пользование. Право пользования землею получают все граждане России, без различия иола. В Декрете о Земле так и сказано, что теперь вся земля переходит в пользование всеми трудящимися. А женщины и есть первостепенные трудящиеся, значит земля, полагается и им! Земля будет распределяться всем поровну, каждому гражданину. Земельные переделы будут проводится в зависимости от прироста населения.
- Так стало быть «по едокам» распределение? Справедливое? – закричало сразу несколько человек.
- Стало быть «по едокам»! – засмеялся комиссар.
- А там уж, кто как работать станет – тот так и жить будет, - добавил Кузьма.
Свидетельство о публикации №124070501536