Таланту Льва Толстого. Причины явлений
Мир мудрых русских – он таков!
Так было и так будет
Тысячи тысяч веков!
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений.
Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека.
И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений,
из которых каждое отдельно может представляться причиною, существовавшей века,
хватается за первое, самое понятное сближение и, отыскав, говорит чинно:
вот причина.
В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей)
самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей,
которые стоят на самом видном историческом месте, —
исторических героев, собравшихся в данный миг истории вместе.
Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события,
то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии,
чтобы убедиться, что воля исторического героя, видимо,
не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима.
Казалось бы, всё равно - понимать значение исторического события так или иначе.
Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток,
потому что Наполеон захотел этого – похода на Восток,
и человеком, который говорит, что это совершилось,
потому что должно было совершиться и так, и потому так получилось,
существует то же различие, которое существовало между людьми,
утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг неё,
и теми, которые говорили, что они не знают, на чём держится земля,
но знают, что есть законы, управляющие движением и её, и других планет вокруг неё.
Причин исторического события — нет и не может быть среди множеств причин,
кроме единственной - причины всех причин!
Но есть законы, управляющие событиями,
отчасти неизвестные среди потоков событий возможных,
но нащупываемые нами среди всех возможных.
Открытие этих законов возможно только тогда,
когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека,
точно так же, как открытие законов движения планет стало возможным только тогда,
когда люди отрешились от представления утверждённости Земли на бесконечные века.
______
Л. Н. Толстой. Война и мир. Том четвертый
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I
Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, — исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно, понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события — нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможным только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.
Свидетельство о публикации №124070501137