Верность

Что могут люди без верности?
Что удается без верности?
Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит
Корыстный произвол; он ослабляет все связи;
Он жаждет освобожденного человека. Он лишен верности и не замечает
Ее  отсутствия. Всеобщее освобождение от оков,
Всеобщее взаимное предательство ведут нас к гибели. Все великое заложено глубоко;
Оно зреет медленно; требует людей
С глубокими чувствами и твердой волей — людей,
Имеющих потребность
В окончательной крепости своих убеждений
И  чувствующих себя
Только тогда хорошо, когда
Знают, что их поддерживает верность.
Скоро возникает лишь неполноценное; зато оно
И живет недолго, как бабочка-однодневка, и оно
Незначительно как сметенная пыль.
Великая идея — глубокие раздумья — долгие усилия — истинная верность:
Это единая цепь предпосылок, на которых
Зиждется все творчески-великое как в жизни народа,
Так и в духе отдельного человека. Как просто и точно звучат вот эти слова:
«Я остаюсь тем, кто я есть; я буду любить то,
Что привязало сердце мое;
И я буду действовать так,
Пока моя
Грудь будет подниматься от дыхания жизни». Кажется, как просто ведет себя Верность!
Однако она —
Редкий гость на земле. Почему? Потому что верность
Идет изнутри
И предполагает цельность души;
Но современный человек
Склонен к распылению, рефлексии,ко все отрицающему
Критиканству.
Если человек
Целен,
Он обладает одним-единственным духовным центром,
Который и определяет его жизнь; тогда он склонен к верности.
Если же он распылен, в нем наличествуют несколько состязающихся друг с другом
И потому бессильных «центров»,
Между которыми он колеблется и которые постоянно предают друг друга.
Но верность — это то душевное единство, та духовная «тотальность»,
Из которой рождается
Внутренняя уверенность верного.
Чтобы быть верным,
Надо что-то любить;
То есть надо вообще уметь любить,
А именно безраздельной полной любовью. Эта любовь и определяет
Человека. Она привязывает
Его к любимой ценности,
И верность таким образом есть приверженность ценности.
Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный,
Все предающий. Кто действительно любит, тот
«Не может иначе»: в нем властвует внутренний закон,
Святая необходимость. Не то чтобы эта необходимость была
Ему в тягость или закабаляла его:
Нет, но он и не хочет иначе, он ничего
Другого и не желал
Бы и не мог.
Эту необходимость он воспринимает как
Нечто избранное им и желанное: как
Самоопределение, как истинную свободу. Она для него
Легка и «естественна»; и он несет
И свою
Верность, как единственную и естественную возможность своей
Жизни… Верный человек обладает
Глубиной характера.
Тому, кто неглубок и пуст, верность не «удастся».
У верного человека ясное, честное сердце. Тот,
Кто живет
С  сумбурным, мрачным сердцем, однажды теряет
Свою верность в этом мрачном хаосе.
Верный человек обладает
Сильной, твердой волей.
Как может соблюсти верность слабовольный
Человек?
Верный человек
Есть та духовная сила Бытия, та непроизнесенная присяга и клятва,
Та точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. Возникая
Из внутренней силы,
Верность сама является источником силы.
Она подкрепляется характером, достоинством и честью. Она — искра Божия,
Благословение Божие,
Она — истинное укрепление в Господе…
Все, что сделалось в человеческой истории по-настоящему истинным и «реальным»;
Что сумело победить все сомнения, страхи и опасности; что черпало
Из глубины и страждало
По-рыцарски — жило в верности. Верность для нас,
Таким образом, как зов наших предков и — обет нашим внукам; а для нас
Это слово звучит как глубокое убеждение, утешение
И успокоение.
А кто действительно ведает верность,
Тот сумеет поведать кое-что о блаженстве и высшем счастье ее.

Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"


Рецензии