ТАКТ

Жизнь — искусство; а всякое искусство призвано создавать гармонию.
Существует и социальная гармония;
Искусство подготовить ее, создать и сохранить называется «тактом».
Но что такое такт,
Не знает никто.
Ибо тот,
Кто им обладает, пользуется им почти бессознательно, интуитивно,; а у кого
Его нет, тот живет,
Как будто «этого» и вовсе нет. Бестактный от природы не поймет
И проблемы такта.
Человек сразу становится бестактным,
Если он внимателен лишь к себе и оставляет без внимания
Чужую душу. Так, однако,
Поступают многие — отчасти
От душевной грубости, которая вовсе не воспринимает сложное и тонкое, отчасти
От высокомерия и самодовольства  или от жесткой негибкости характера,
Делающей невозможным какое бы то ни было вчувствование в чужую жизнь. Бестактный
В  известной степени подобен близорукому или слепому, который не подозревает,
Однако,  о слабости своего зрения;
Каждый его шаг неверен,
Он бредет на ощупь, часто неуклюже, он губит все, перекрывает
Себе все пути, окружает
Себя изгородью постоянно возникающих
Невозможностей и, конечно, не подозревает
О  том, что он неотесанный парень.
Он относится к другим так, будто все они
Подобны друг другу или все они —
«Низкие заурядные люди»; то есть он не видит присущее им своеобразие
И обходится с ними грубо. Возникающую
При этом неудачу он, инкриминирует тому самому «обычному человеку-каналье».
Однако неудача следует по пятам бестактного —
В дружбе, в работе; в личной жизни, общественных делах.
Изначально ясно, что нельзя
Доподлинно изучить
Человека своего окружения. Часто довольно подчас быстрого взгляда,
Мгновенной интуиции. Однако требуется постепенное вчувствование в жизненный ритм
И содержание других,
То есть тонкость восприятия,
Повышенная чувствительность и дар наблюдательности восприимчивой души.
Это вчувствование позволяет человеку верно предвидеть душевную и реальную
Реакцию
Своего партнера (возможно, своего врага) или с уверенностью ожидать
Ее. Для этого часть
Души обособляется, чтобы жить как бы противником
Или как бы «в противнике»,
Чтобы освещать и претворять в дело разрешаемую задачу
Не только с своей собственной, но и с чужой точки зрения. Такт является,
Таким образом, ценным искусством для правильного понимания
Других — и друга, и врага;
Избегать ненужных уколов;
Не разжигать
Вредных страстей, а успокаивать их; сдерживать
Центробежные силы. Такт подобен
Дорожному сторожу:
Он «прокладывает путь», «расчищает», «перекрывает». Он умеет воздать
Должное каждому, так что все чувствуют себя
«Хорошо понятыми» и окруженными вниманием
Он владеет любой ситуацией, в том числе неприятной
И запутанной. Он
Вносит посредничество, меру и вкус. Он создает «взаимное понимание»
И творит мир; «примирение» — его пароль; «взаимность» — его лозунг. Он
«Дипломатичен» в самом благородном смысле слова. Он всегда заботится о том,
Чтобы люди не только «спорили» между собой,
Но и «находили» друг друга; чтобы
Созидательное общество и органичное сотрудничество стало возможным
На земле. Тут Платон, возможно,
Спросил бы: не заложено ли в такте
Нечто «божественное»? А Конфуций утверждал бы, что такт
Относится к «тао», то есть к созидательному «пути середины»,
К вечному ритму мира,
Из которого и возникает гармоническое равновесие.

Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"


Рецензии