Культурологические вариации-1
Эссе не то же самое, что статья, иначе почему разные названия?
Я бы сравнила эссе с верлибрами в поэзии, менее жёсткая структура, больше вольности формы. Обычно у философов и писателей эссе это разделенные звёздочками короткие абзацы на определенный круг тем, необязательно одну.
Это сродни свиткам ассоциаций.
Таковая форма мне органична, если взглянуть на мои рецензии, в том числе самой себе, это свитки. Разворачивающиеся в пространстве и во времени, обычно по несколько часов за присест, или по пол-дня с возвратами.
Это тоже литература. И найдет своего читателя, но вряд ли в ворохах рецензий, а делать из этого статьи_двойная работа и исчезновение очарования непосредственности первоисточника.все лучше делать с чистого лист чем переделывать.
Почему вариации? По аналогии с "Кантианскими вариациями" Мераба Мамардашвили. Он не любил писать сам, а его длинные монологи послужили основой публикаций и изданий с переизданиями.
Сократический стиль, я бы назвала таковой, ибо Сократа до нас донес Платон, издавший диалоги Сократа с собеседниками.
Зера Черкесова.Пик лета, после дождя, под виноградником.
2 июня 2024г.
Рецензия на «Мои скудные познания во франц. лит. , уже больше» (Зера Черкесова Новеллы)
Это черновики 2021г., по чтении Википедии - пришла в ужас от такоего количества имен, никогда раньше не слышанных, впервые узнала, что все не начиналось с Пушкина или Дюма, а открытие новых литературных миров.
Я очень небрежно написала эти заметки и забыла о них, даже не выправив. Теперь вижу, что это открывается, несмотря на странное словосочетание: "скудные познания" - в заголовке(чтобы сразу показать читателю свой убогий уровень!), и нужно:
1) вычитка и правка.
2) прибавление новых знаний, а с 2021 они прибавлялись, и уже в европейской литературе средневековья(медиевистика) я не ощущаю себя как в параллельной Вселенной, а в Барокко вообще обжилась и чувствую в барочных мирах - как дома.
Зера Черкесова Новеллы 30.06.2024 21:23
***
Ссылки проставить что написала по литературе и музыке Барокко. Отдельно по натурфилософии Барокко и эпохи Просвещения. Комплексно изучаю те миры, а они непохожи на наш, я полностью разделяю идею Освальда Шпенглра в "Закате Европы" о самостоятельных культурно-цивилизационных мирах, имеющих лишь слабое и опосредованное влияние друг на друга. но не линейной эволюции, а замкнутых в себе миров и цикличного видения культурно-цивилизационного процесса.
***
Шпенглер, будучи учителем накануе первой мировой войны, отказался от работы, запер себя в квартире и посвятил себя универсальному самообразованию, следствием чего стал эпохальный труд "Закат Европы" и его теория замкнутых культурный миров, а вовосе не линейной эволюции от меньшего и худшего к большему и лучшему.
Он впервые опроверг это примитивное видение.
Труд этот надо заново прочесть, с карандашом, ибо студенческое чтение было лишь по касательной, да статьи об этой теории.
Вторичные работы ...хватит их. Рано или поздно мы приходим к пониманияю того что читать надо первоисточники.
Ничто их не заменит.
И вообще понятие уничижительное"имеет лишь историческое значение" - это дурное НЛП, закрывшее нам путь к чтению классиков в оригинале. И не толкьо признанных классиков но и забытых, нередко незаслуженно, имен.
Великих в истории рождается так мало, что перечислить по пальцам руки в каждой области. Остальные так себе...пишут чтобы карьеру. степени, прибавку к пенсии наработать. Читать надо энергию Первоисточников.
***
И нельзя с этой точкой зрения поспорить.
Разве мы не ощущает что 19 и 20 и наш 21вв это совсем другая эпоха, почти не имеющая созвучия и консонанса, если музыкальным термином, - с ранними веками? С тем же Барокко. Духовно это очень разные миры.
***
Другая литература, другая музыка, другая живопись, другой театр.
Другая философия. Другая наука. Другая религия. Другое социальное устройство и тд и тп.
Я уже тоже поняла, что марксова теория социально-экономических формаций тоже достаточно устарела, мыслить линейно - это не в моей парадигме не в тренде нашего времени. Я изучала циклические теории, от Платона до Шпенглера и Тойнби.
Мыслить феодализм как предшествие капитализма, а капитализм как предшествие социализма...линейный тренд. Но реальность оказалась сложнее этой схемы.
Что Маркс сделал безупречно:разработал экономику капитализма на основе учения Гегеля о диалектике, а за Марксом сонм советских философов разрабоали марксову диалектическую логику(Ильенков, и др.)-вот это сичтаю непреходящим значением Маркса, а остальное устарело. Метод познания, вот что главное. Восхождение от абстрактного к конкретному.
Питирим Сорокин еще, эмигрантский философ и социолог, циклические теории. И Чижевский. Их у меня много. Моя большая рбота не ставшая диссертацией, должна быть выложена и как можно раньше, пока мир еще мирный. Ужос слушать и читать что происходит ныне, потрясают на полном серъезе ядерной дубиной, лучше не... чтобы не развивать тревожность, работы много.
Вот кстати, посмотреть бы снова красивый сериал "Карл Маркс. Молодые годы". Поечму бы нет. И "Год, как жизнь" - еще не видела по роману Галины Серебряковой о молодом Марксе и Энгельсе.
02/07/2024
https://zera-cherkesov.livejournal.com/647445.html
Свидетельство о публикации №124070405123