Имаго

Провожая взглядом уходящий поезд, Манфред тщетно выискивает за стеклами вагонов последний отблеск равнодушных глаз оставляющей его навсегда Астарты.

Будто перед зеркалами Гезелла, обвиняемый остается наедине с неотвратимостью обвинения, в облаке собственной уязвимости перед взглядом другого, что находится по ту сторону зеркала, и перед самим собой, смотрящим из отражения, в облаке осознанной усталости.

Отражается ли остывшее равнодушие одного в другом, будто Луна, что освещает землю отраженным светом, разыгрывает для нас особый вид гетеротопии небесных светил, в пространстве которой мы беспечно бродим впотьмах, отражая отраженный свет.

В Zettel Витгенштейн пишет:
"Можно владеть зеркалом; владеешь ли тогда и отражением в нем?"

Стареющий Жан Кокто каждое утро наблюдал в зеркале работу смерти.

Возможно один из самых страшных детских образов - эпизод фильма "Мертвый полицейский", где главный герой после того, как почистил зубы, захлопывает стеклянную дверцу шкафчика, в которой на мгновение отражается полусгнившее лицо. Доли секунды животного страха. Персонаж еще не в курсе, что мертв окончательно. Работа смерти почти завершена. Пленка кассеты тщательно пережевывается видеомагнитофоном.

Красотка, не сбрасывая скорости, виртуозно красит губы, вытянув шею, смотрится в зеркало заднего вида. На заднем сидении слабо мерцает сталь чуть-треснувшей косы. Из пункта Б выехал встречный транспорт, к натертому до блеска лобовому стеклу прикручен CD диск для ослепления камер фотофиксации нарушений скоростного режима.

Зеркальный зал Версаля для многомерной страсти. Французы, не без помощи гениального Кольбера, вытерли-таки ноги об искусство Венецианцев. Мануфактура в Сен-Дени выпускает шесть тысяч квадратных метров зеркал в год, в 1672 году выгоняя с рынка итальяшек насовсем. Отныне король будет отражаться в отечественных стеклах. Отечество сумеет отразить всякое тело, готовое насладить короля и выносить наследника короны.
Король хочет видеть тело со всех сторон. Тело короля - достояние народа. Мертвое тело короля - реликвия власти.
Не всякому любовнику, тайком совокупляющемуся в гостиничном номере перед засаленными зеркалами, придет в голову поиграть в Людовика с графиней де Монтеспан.
Риск увидеть в зеркале кого-то другого велик. Как в "Любовной мешанине" Бернара Кирини.
Вдруг у него, другого меня, получится лучше и красивее?
Наслаждение не увидеть себя подобно наваждению.
Искусство претвориться чужим телом.

Кривые зеркала доводят до истерического смеха, или слепого ужаса.

Всем известный факт: освещение театров до электричества, совершалось посредством свечей, зажженных и закрепленных перед зеркальными панелями, расположенными между лож. Если ложи блещут и горят все свечи, значит король в зале, не горят, - сегодня играют для простой черни, на которую вылить ночной горшок с яруса, - плевое дело. Утрутся.

Консерваторский корпус Малого зала, старое зеркало между этажами стекает со стены огромным бельмом амальгамы. Как только кто-то из профессуры играл в ящик, - завешивалось черным драповым покрывалом цвета изношенного бушлата или вытертой юбки старой девы, разменявшей вторую сотню за долгим зимним рукоделием.
(Кажется, Бротиган спрашивал: плела ли Пенелопа после?)
Традиции нетленны.
Мы с другом, ступень за ступенью, градус ад парнассум, совершая катабасис с пассус дурьюскулюсом, молча, несем гроб профессора, из урока в урок, характеризовавшего наш дуэт "самым худшим ансамблем в классе". Сегодня мы исполним свою са(к)рабанду без обычной похвалы. Не отражаясь в зеркале, не переглядываясь, чувствуя затылком обычную профессорскую холодность.

Во времена древних римлян, тот, кто был виновен в тяжком государственном преступлении, терял право на посмертное изображение.
Наказание жестокое, потому что даже после смерти через нарисованный или вылепленный из воска образ, через свое имаго, демонстрируемый на семейных и общинных праздниках, выставляемый в атриумах домов близких родственников, покойник полноценно участвовал в политической жизни государства.
При условии, что был свободным гражданином цивилизованного мира.

Лицо, пишет Агамбен, - место и само условие политики. Демонстрируя лицо, мы сообщаем о своей открытости, а глядя в лица других, и воспринимая схожесть и различие, близость и расстояние, мы иной раз узнаем себя. Познаем себя.
"Если нет политики в отношении животных, то это потому, что животные, которые всегда на виду, не делают свою открытость проблемой, они просто живут в ней, не заботясь об этом. Именно поэтому их не интересуют зеркала, образ как образ".

Майбридж зеркалил бегущую лошадь, голых мужиков и лягающего ишака. Бэкон зеркалил Майбриджа.
Разглядывая автопортреты Бэкона, вспоминаю "Пыль" Сергея Лобана. Схватил тогда на "Горбушке", как только фильм вышел в 2005-м, до сих пор кручу вдоль и поперек.
Дрожащая ртуть.
"-Там тело мое. И я хочу его забрать. Насовсем".
Или мамоновское:
"-Что такое желание пылинки? Какая-нибудь тупость".
Будто жизнь вмещается в серию "Белых картин" Раушенберга.
"-Так вот, мы - ничто, пыль, атомы, и я могу вам это научно доказать! Пыль!".
Это вам не чахлое "Зеркало" Тарковского.

Бальтюс, глядя через карманное зеркальце на очередную распахнутую девочку на своих картинах, божился, что всего лишь проверяет перспективу методом Пьеро делла Франческа, и пусть утрется всякий, кто не видит в его сюжетах гимна невинности, а только изощренную порнографию и непристойность. Клоссовский не стал порицать брата, и вошел в порнографию и непристойность, показав, что рекурсия псевдо - благочестивых интерпретаций бархатным пологом укрывает простую философию будуара.

Сложно и до отвращения противно, когда собеседник не снимает зеркальные очки. Тебя разглядывают из-под маски, поигрывая за спиной кривым ножом для разделки трепещущей плоти.
Поговаривают, что Горгона некогда была прекрасной девицей, ей просто немножко не повезло. Подвернулся влюбленный Посейдон, изнасиловал аккурат в храме Афины, влетело бедной за осквернение сакрального пространства, а после того, как в гневе изуродовала истерзанную девицу сама девственная воительница, тут и выродок Персей на сцену вышел в туфлях с крылышками, натравили героя с медным щитом, что за подвиг - зарезать доведенную до отчаяния озлобленную беременную жертву с недоношенным потомством? Вот уж воистину:

"Бред внушать нам,
смятением мучить
Для Эрота - что в бабки играть".

Каталанский профессор Фонтана, замечает, что в зеркале цивилизации герои увидели варваров.
Образ варвара создан из необходимости стать героем.
Отражается ли в струях европейских фонтанов фальшивая радуга, не спят ли иные, убаюканные этими струями, не замечая, что объяли их ныне воды до самой души?

Ослепительность красоты, до потери рассудка, кровожадность и подлость под зеркальной маской обольщения. Вот поединок де Бриена с Абдерахманом. Если бы Белая Дама не ослепила сарацина, история Раймонды совершила бы головокружительный поворот. Подлость во имя любви рыцаря, у которого на тот момент руки по локоть в крови христиан, ведь он "герой" в том числе и четвертого крестового похода, когда Константинополь за несколько дней был полностью утоплен в крови мучеников. Наш доблестный рыцарь так же был куплен венецианским дожем, имевшим резон разжиться реликвиями и золотом.

"Царская невеста" Римского - изящное пособие по контрапункту. Музыкальная ткань состоит из безостановочных сплетений канонов и имитаций. Начиная с увертюры и до последней рухнувшей хроматической. Внутренности сюжета - мощный приворот, природа власти и болезненная страсть к подчинению, выжигающий завистью брошенный походя взгляд. О взгляде в этой песне я уже довольно написал в другом месте. Но idee fixe, наваждение, выраженное мастерским переплетением самых микроскопических попевок, постоянное навязчивое отражение лейтмотивов, музыкальных характеристик, одна в другой, химерическая и сводящая с ума мечта о супружестве, где, наконец сплетясь в одно единое, супруги будут всматриваться друг в друга до потери сознания, завороженность куполом неба, отражающим вечность любви, - все это подталкивает руку гения к экспериментам в области акустических иллюзий, расширяющих слуховое пространство умозрительных иллюстраций, причем очень простыми средствами. Достаточно вспомнить низкие точечные пиццикато басов, раскрывающие за счет обертонов средние регистры звучащей фактуры, противоход голосов, "раздвигающий занавес", "посмотри, вон там", алхимически выверенная "полифония" динамики, которую никто никогда не делает, видимо полагая, не вслушиваясь в произносимый в этот момент текст, что противопоставление пианиссимо - пиано не выходит за рамки метафизики.
Кому какая разница!

В недавней статье о господине Тэсте (кумир моих студенческих лет), Агамбен анализирует методы рефлексии Валери.

Сосредотачиваясь на известной формуле Декарта, Валери находит у философа завороженность взгляда Медузы в глаголе "быть".
Необходимо лишить Я персонализации, выйти за пределы времени, не "мыслить, чтобы существовать", но "не существовать, чтобы мыслить". Снять отражение с зеркала сознания, будто сливки с парного молока.
Для нахождения лакуны внутри Я с Самим Собой, Валери искривляет время, приводя интересный эксперимент с разглядыванием себя в зеркале. Он предлагает вообразить, что некий злой гений замедлил скорость света, отражение запаздывает, в зеркале ты месяц или пару секунд назад.

"Ты видишь, как отражение в зеркале подчиняется тебе с запаздыванием. Сравни это с тем, что происходит, когда подыскиваешь слово, "забытое" имя. В этом запаздывании - вся психология, которую можно было бы парадоксально определить как то, что происходит в промежутке между вещью и ей самой!".

Зазор между маской и лицом у Оксаны Штайн. Неуловимость, непознаваемость вихря жизни для тугоухой дискретности мышления у Бергсона.

Нарцисс если придерживаться официальной версии, погиб влюбившись в самого себя. Объективировав себя в зеркале озера, став другим самому себе, и отвергнув самого себя, ради себя самого ставшего чужим самому себе. Такая вот загогулина.

Однажды мне выпало не узнать себя в зеркале.
Возвращаясь подшофе, имея в кармане пару сигарет и несколько деревянных десяток, но по глупости сунув два старых кнопочных телефона (жизнь между двух миров, игра городов, конкуренция тарифов телеграфных барышень) и паспорт (при условии своевременного предъявления регистрации, моя милиция меня б.) в сумку, я проглядел шайку на углу Пресни и Малой Грузинской. Там в переулке, где в обычный вечер, если вы собирались побеседовать с другом выкурив сигарету, в окнах непременно появлялись жильцы с хлесткими комментариями, грозясь вызвать ментов, теперь под этими же окнами меня долго и тщательно били втроем ногами по лицу, и ни один из комментирующих на этот раз так и не показался, не высунул и носа из-за занавески.
Знаменитая столичная деликатность! Поменяв сумку с книжкой Эко о потерянной структуре, паспортом и телефонами, на незабываемый вкус земли с кровью на сломанных зубах, я немного побродил по Пресне, проверяя урны на наличие выброшенных документов (только еще одна чья-то пустая сумка), умылся водой из пластиковой баклахи испуганного таксиста - самаритянина, протянувшего: "ты где воевал, брат?", и все-таки добрел до консерваторской общаги, где под дружное улюлюканье соседей, в умывальнике обнаружил чужого человека смотревшего на меня сквозь мясную маску (видеомагнитофон, пленка VHS, "Человек Тьмы") из сколотого по краям зеркала.

Художник, садясь за автопортрет перед зеркалом, разводя красками ложь, берется выдумывать себя, чтобы примириться с собственной инаковостью. Причем лжет он в первую очередь самому себе, ведь другие увидят лишь постороннего. Великий хитрец Рембрандт бесконечно множил свои гримасы, все больше запутываясь в вариантах себя, задолго до психоаналитических штудий и наступления эпохи непрерывной технической воспроизводимости, возведенной в религию.
Но, путаясь в отражениях, спотыкаясь взглядом, видит ли глаз самого себя, или в процессе отражения видимого, тем самым ограждает себя от этого видимого?
Дэвид Кишик в одной из своих шизоидных заметок, приводит пространное рассуждение о Сократе с его "человек, познай самого себя", задаваясь вопросом: если глаз влюбленного, всматриваясь в глаз возлюбленной, видит себя в отражении зрачка, тем самым входя в отношение познания самого себя, через отражение в Другом, познающем тебя через обратное отражение, будет ли этот взгляд друг в друга, это отражение, высшей точкой единомыслия? Или познания в обладании друг другом, через обладание собой в Другом?
Может статься, что это всего лишь "сказки тупой, бессмысленной толпы", верящей в то, что зрачок жертвы посмертно отражает взгляд убийцы? Но откуда тогда взялся этот миф?

Астарта не видит за окном вагона Манфреда, остающегося на стылом перроне навсегда.
В тусклой зеркальности давно немытого окна, Астарта любуется отблеском своих прекрасных глаз.
Ее отражение ей не льстит.


Рецензии