Говорим и пишем правильно-125

ПРЕДПРИНЯТЬ МЕРЫ ИЛИ ПРИНЯТЬ МЕРЫ
Придётся МЕРЫ нам ПРИНЯТЬ
И всех виновных наказать!

ПОЯСНЕНИЕ:
Меры можно только принять. Здесь акцент сделан на результате: взять ситуацию под контроль. А предпринять же можно шаги. Акцент на процессе: пытаться решить проблему.

ТОЛКА ИЛИ ТОЛКУ
БЕз ТОЛКУ бегать туда и сюда
Лучше не надо, хоть нет и вреда!
*
Зачем кормить капустой волка?
Не будет никакого ТОЛКА!

ПОЯСНЕНИЕ:
Согласно морфологической норме русского языке употребляются обе формы родительного падежа «толка» и «толку» существительного «толк». В сочетании «без толку» ударение падает на слог с буквой «Е» — «бЕз толку».

ПРИВЕРЕДА
Отказался от обеда –
Настоящий ПРИВЕРЕДА!

ПОЯСНЕНИЕ:
Привереда –  слишком разборчивый, прихотливый, требовательный человек. Слово происходит от слова «вередъ», что значит – «рана, нарыв». Написание гласной «е» во втором слоге проверить нельзя, так как данное слово непроверяемое. Написание словарных слов необходимо помнить или проверять по словарю. В орфографическом словаре зафиксирован единственный правильный вариант существительного – «привереда».

НЕДОСКАЗАТЬ
Сегодня, надо полагать,
За ним уже НЕДОСКАЗАТЬ!

ПОЯСНЕНИЕ:
Чтобы понять, как пишется глагол «недосказать», обратимся к правилам русского языка. Если глагол имеет значение недостаточного действия, то пишется слитно – «недосказать».

ЭКСПЕРИМЕНТ
Внимание! Один момент!
Я провожу ЭКСПЕРИМЕНТ!

ПОЯСНЕНИЕ:
Данное слово является существительным, которое употребляется в значении «научно поставленный опыт». Существует четыре варианта написания слова: «эксперимент», «экспиремент», «эксперемент» и «экспиримент». Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант «эксперимент». В данном случае подбор проверочного слова не представляется возможным, так как существительное «эксперимент» является словарным словом и его правописание следует запомнить.

ХАРАКТЕРНЫЙ
ХарАктерный дед
Не стал есть обед!
*
Когда вставишь ключ свой в замок,
Звучит характЕрный щелчок.

ПОЯСНЕНИЕ:
Слово может употребляться в 2-х разных значениях:
Если «характерный» — «упрямый, своенравный», то ударение следует ставить на слог со второй буквой «А» — «харАктерный».
Если «характерный» — с резко выраженными особенностями, то ударение ставят на слог с буквой «Е» — «характЕрный».

НАСТОЯННЫЙ И УВИДЕННЫЙ
По утрам пил старенький дедок
На меду настоЯННый квасок.
*
УвидЕННый им эпизод напугал,
И он по ночам беспокойно спать стал.

ПОЯСНЕНИЕ:
Буквы «а» и «я» пишутся перед «н» и «нн» в причастиях, образованных от глаголов на «-ать» или «-ять».
НастоЯТЬ – настоЯННый, настоЯН.
Буква «е» пишется перед «н» и «нн» в причастиях, образованных от глаголов на «-ить» или «-еть».
УвидЕТЬ – увидЕННый, увидЕН.

ПРЕДАТЬ ИЛИ ПРИДАТЬ
Ради выгоды мелкой он смог идеалы ПРЕДАТЬ.
Была мелкой душонка у этого парня, видать!
*
Портной готов нам обещать
Вторую жизнь вещам ПРИДАТЬ.

ПОЯСНЕНИЕ:
Эти слова образованы от глагола «дать» с помощью разных приставок. С гласной «е» пишется глагол, который имеет значение «нарушить верность». С буквой «и» пишется слово со значением «добавить». Мы делаем выбор, исходя из значения слова.

НАЛИЦО ИЛИ НА ЛИЦО
НА ЛИЦО пала пышная прядь,
И теперь мне глаза не видать!
*
Он родился подлецом:
Все приметы НАЛИЦО!

ПОЯСНЕНИЕ:
В русской орфографии существует как слитное написание слова «налицо», так и раздельное — «на лицо». У существительного «лицо» можно образовать форму винительного падежа с предлогом «на»: На лицо упала пышная прядь волос. Между предлогом и существительным можно вставить местоимение или прилагательное:
На моё лицо, на юное лицо. Поэтому пишем раздельно.
Рассмотрим другое предложение: Все приметы налицо.
Здесь интересующее нас слово является наречием, образованным от однокоренного существительного. Его можно заменить синонимами-наречиями «наяву», «воочию».

НИ ПУХА НИ ПЕРА!
Во фразеологизмах
Не ставлю запятую
И в этом, уж поверьте,
Нисколько не рискую!

ПОЯСНЕНИЕ:
Во фразеологизмах и устойчивых выражениях запятую между парными союзами ставить не нужно. Поэтому пишем «ни пуха ни пера!», не разделяя запятой.


Рецензии
Чудесные уроки.Это как лингвист могу сказать. Мира и вдохновения

Нинон Пручкина   07.11.2024 21:59     Заявить о нарушении
Спасибо большое!
Ваше мнение важно и значимо!
С признательностью и сердечным теплом!

Иван Есаулков   08.11.2024 05:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.