Свинцовый бархат правды 48
Дж. Мак-Артур пишет:
«Так как Моисей родился вскоре после того, как вышел всеобщий указ (около 1525 г. до Р.Хр.) упомянутый в Исх 1:22, инициатором этого указа был Тутмос I»[5].
Моисей был спасён тем, что дочь фараона нашла его в тростниках Нила, и взяла под свою опёку. Очень, похоже, что этой дочерью фараона была Хатшепсут. И вот какие свидетельства в пользу этого утверждения можно привести.
Во-первых: Она самый вероятный кандидат из всех детей, которые только были у Тутмоса I.
Её родная сестра - принцесса Акбетнефру умерла в младенческом возрасте. Других же родных или сродных сестёр, родившихся от Тутмоса I, у неё просто не было или о них ничего не известно.
Во-вторых: Согласно Исх 2:10, после того как «вырос младенец, она (еврейская мать Моисея) привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына». Следовательно, египетская мачеха Моисея жила достаточно долго после поимки ребёнка в Ниле, а сама жизнь «дочери фараона» (Исх 2:5) документирована где-то в подробных Египетских записях, - этой характеристики лучше всего соответствует только Хатшепсут.
Достаточно точно установлено, что приход Хатшепсут к власти был следствием ее положения регента Тутмоса III, и учитывая его крайне юный возраст, самоназначение Хатшепсут на пост соправителя встретило, вероятно, мало оппозиции. В сущности, правительство было не в руках молодого царя, а в руках царственной жены его отца. Вскоре она провозгласила себя царем, употребив титулы фараонов, и представлена на некоторых статуях в мужской одежде, с царской бородой, и в некоторых надписях местоимениями мужского рода (например, “его величество”). Очевидно, Хатшепсут поддерживала сильная дворцовая фракция, возможно возглавляемая ее главным дворецким и надсмотрщиком за работами, Сененмутом [6].
Интересен и тот факт, что и на памятники Сененмута, главного советника Хатшепсут, было совершено множество покушений. Что наталкивает на мысль, что Сененмут и Моисей одно и то же лицо. Впрочем, это лишь предположение, которое ещё требует более весомых доказательств.
Есть и ещё одна причина, которая заставляет задуматься над тем, что именно Хатшепсут была приёмной матерью Моисея. После смерти Хатшепсут египтяне проявили непонятную ненависть к ней, если не принимать в расчёт историю с Моисеем. Её имя, изображения были тщательно стёрты из всех возможных памятников. Если она была действительно египетской матерью Моисея, то эта диффамация как нельзя лучше объясняет причину такого отношения египтян к Хатшепсут. У египтян есть все основания считать Моисея самым большим разрушителем их империи во всей истории Египта. Но об этом мы поговорим ниже.
Итак, в течение 40 лет, (1525 – 1485) Моисей: воспитывался, обучался, рос, мужал во дворе фараона, за исключением того времени, когда его вскармливали в отчем доме (Деян 7:22-23).
Иосиф Флавий говорит, что Моисей командовал армией на юге. Он достиг значительного положения и репутации, иначе он не мог бы взять на себя такую гигантскую обязанность освобождения Израиля, о чем говорится в Деяниях 7:25, "Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли" И хотя он чувствовал за собой силу, но не имел успеха, потому что народ не был готов следовать за ним.
Следующие 40 лет Моисей провёл в Мадиамской местности (Деян 7:29-30).
И здесь думаю, важно будет указать на внешнюю причину, почему Моисей бежал из дворца фараона. Убийство египтянина могло служить лишь поводом к такому действию. Проблема была в его отношениях с фараоном. Когда фараон узнал об убийстве египтянина, он искал убить Моисея[7]. (Исх 2:15)
Как приёмный сын, Моисей становился потенциальным претендентом на египетский трон. Устранение претендента значительно облегчало Тутмосу III жизнь и открывало прямой доступ к вожделенному трону. Тем более, что Моисей предоставил такой повод. Косвенное подтверждение, что именно Тутмос III искал души Моисея, мы находим в Исх 2:23; 4:19[8] . Из истории мы знаем, что Тутмос III правил приблизительно 50 лет[9] что, несомненно, объясняет столь долгое пребывание Моисея в Мадиамской местности. Эти 40 лет Моисей провёл в доме Иафора. Он женился на его дочери Сепфоре, у них родились дети, а Моисей, пася скот в пустыне, был подготавливаемый Богом для выполнения важной миссии. Бог готовил из него будущего вождя для своего народа, которым он стал в третий период своей жизни, который начался со дня, когда Бог призвал его из несгораемого куста на горе Хорив идти и вывести еврейский народ из Египта. По Божьему изволению сорок лет в пустыне были для Моисея великой школой. Однообразный и суровый образ жизни в пустыне закалили способности Моисея для будущего труда, чего он не мог приобрести во дворце фараона. Здесь он познакомился с топографией местности, по которой он позже водил Израиля 40 лет. Центр мадианитянской территории, по которой странствовал Моисей с народом, находился на восточном побережье Акабского залива, хотя мадианитяне кочевали далеко на север и на запад. В дни Моисея мадианитяне владели обильными пастбищами вокруг Синая.
Следующие 40 лет жизни, Моисей провёл вместе с Израильским народом, которого выводил из рабства и вёл в обетованную землю.
Фараон, с которым Моисей вёл переговоры о том, чтобы тот отпустил народ из Египта, был Аменхотеп II. (1454-1418). История свидетельствует, что при этом фараоне произошло значительное ослабление Египта. Если не принимать в расчёт библейскую историю, то сам факт ослабления, выглядит более чем странным. Тутмос III оставил своему сыну процветающую империю, с сильной армией, совершившей множество успешных военных компаний. История так же не свидетельствует нам, о каких-либо существенных военных экспансий направленных против Египта. Да и сам Аменхотеп II не похож на развратного мота, который мог бы развалить своими руками столь величественную империю. Более того, история отмечает этого фараона, как «спортивного царя», который мог искусно стрелять из лука, охотиться и обладал завидной выносливостью. Не похоже, что причина ослабления Египта в неспособности или слабости правителя.
Ещё более непонятным является осенний поход Аменхотепа II. Стоит отметить, что обычно цари выходили в поход весной[10]. Вот некоторые сведения о том походе.
Традиция египетских военных завоеваний продолжилась Аменхотепом II, который в основном азиатском походе пересек реку Оронт и осадил сирийские города той области. Стела храма Амады в Нубии сохранила записи о принесении в жертву семи сирийских правителей в Фивах. Шестеро были повешены вниз головой на стенах Фив, а тело седьмого было подобным же образом выставлено на всеобщее обозрение в городе Напата, великом городе глубоко в Судане, вниз по течению от четвертого порога, где были взяты 71,000 пленников[11].
Стоит обратить внимание и на то, что Аменхотеп вдруг взял в плен столько много будущих рабов. Ни в одном из предшествующих походов ни сам Аменхотеп II, ни его отец Тутмос III никогда не приводили такое количество пленников. Это можно объяснить лишь тем, что до этого фараон потерял, не запланировано много рабов. Этим объясняется поспешность и, скорее всего, внеплановость самого осеннего похода, а так же большое количество пленников.
На так называемой «Стеле сна», относящейся ко времени Тутмоса IV, записано, что бог Хар-ем-ахт возвестил ему, молодому царевичу, что настанет день, когда он сделается царём. Если бы Тутмос IV был старшим сыном фараона, то не нуждался бы в подтверждении своего права на наследование престола. Логично таким образом, допустить, что он был одним из младших сыновей Аменхотепа II. И это соответствует записанному в Исх. 12:29, что старший сын фараона умер в первую ночь Пасхи[12]
Так же до нас дошли письма Амарна (Абхибы), написанные Аменхотепу III и Аменхотепу IV, просящему помощи от фараона. Письма подтверждают, что в то время Палестина стала подвластной "хабирам". Вот некоторые выдержки из этих писем:
"Хабири захватывают наши крепости, наши города и убивают наших правителей. Они опустошают страну нашего царя. Не изволит ли царь скоро выслать воинов. Если войска не подойдут в этом году, вся страна будет покорена ими".
Местные царьки жалуется фараону на нестроения в городах и враждебные действия бродячих кланов хабири. Из писем Абдхибы, правителя Иерусалима:
Царю, моему господину, Абдхиба: твой раб... Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна...
Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Посему да позаботится царь о войсках и пришлет их против тех князей, которые преступили против него... Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири... Да знает царь: я не могу послать каравана к царю... Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима[13].
Свидетельство о публикации №124070401086