Свинцовый бархат правды 47

Свинцовый бархат правды 47

Однако и у научной гипотезы есть свои ограничения:

1. Слишком условная дата. Безусловно, 1250 г. до н.э. дата отнюдь не точная, но по крайней мере она основана на объективных научных данных. Однако она полностью расходится с единственным письменным источником, описывающим Исход из Египта, а именно библейскими данными. Это противоречие до сих пор никак не решено .

2. Датировка Исхода XIII  в. до н.э., как уже было сказано выше, основана на археологических данных. Однако и здесь кроется проблема. На территории Палестины проводилось (и проводиться сейчас) огромное количество раскопок, что, безусловно, идет на пользу науке. Между тем, разные археологи, исследую одни и те же исторические объекты, приходили к совершенно разным выводам. Возьмем, к примеру, Иерихон, который согласно книге Иисуса Навина, был первым среди ханаанских городов, разрушенным израильским народом после Исхода. Археологическая экспедиция Карла Ватцингера (1907-1909) выделила восемь слоев городских сооружений. Касательно сооружений среднего и позднего бронзового века (период Исхода), на основании своих исследований Ватцингер сделал выводы, что Иерихон не был заселен в период с 1550 по 1200 гг. до н.э., что вообще выносит событие Исхода либо раньше библейской версии, либо позже научной. Затем, Джон Гарстанг (экспедиция 1930-1936 гг.) пришел к выводу, что Иерихон был разрушен примерно в 1400 г. до н.э. Кэтрин Кэньон (раскопки велись с 1952 по 1958 гг.) датировала разрушение Иерихона 1550 г. до н.э. Датировка разрушения других ханаанских городов также варьируется от 1500 до 1200 гг. до н.э.

3. Если принимать датировку Исхода как 1250 г. до н.э., то необходимо учитывать, что это время правления Раамсеса II, одного из самых могущественных фараонов за всю историю Египта. Нам известно, что Палестина была одним из важнейших направлений его внешней политике. Именно там он столкнулся с войском хеттов в битве при Кадеше (1274 г. до н.э.). При нем Египет достиг своего расцвета. Довольно сложно представить, что при таком порядке вещей был возможен Исход из Египта целого семитского народа, тем более, что это никак не было отражено в египетских источниках.
 
Евреи хоть и вышли из Египта, но доставили массу хлопот современным историкам
Если резюмировать все, что было написано, то можно сказать следующее. Как бы мы не относились к историчности Исхода, на основании письменных данных и археологических находок, по всей видимости, можно сделать вывод, что Исход евреев из Египта все же был. Как он происходил - это уже совсем другой вопрос, ответ на который мы вряд ли сможем узнать наверняка. Однако некоторые данные мы все же можем вычленить из имеющихся у нас источников, тем более, что они дают большое поле для исторического исследования, так как оставляют для нас вопросы, на которые мы до сих пор не можем дать однозначные ответы.
В поисках фараона Исхода или в чём ошибался Александр Мень.
 
Рассматривая историю жизни Моисея, снова приходишь к выводу, что Бог правит историей, и всё в мире совершается по изволению Его воли. Жизнь Моисея полна событий, которые не поддаются человеческой логики. Взять для примера, хотя бы то обстоятельство, что Моисей, с чьим именем связано, по сути, разрушение могущественного Египта, был воспитан в доме фараона. У Бога тонкое чувство юмора.

После того, как Моисей был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил свое имя Моисей (Моше), так как египтяне называют воду мо, а спасенных – уше[1]. Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени.

Продолжая дальше рассказ о Моисее, важно определить более точно как годы его жизни, так и время, когда происходили события, описанные в книге «Исход». От этих дат зависит не только историческая корректность описываемых событий, но и в большинстве случаев их интерпретация. И на эту тему есть разногласия среди историков и богословов.

Приведу один из самых распространённых примеров на данную тему.

Так один из популярных богословов Русской Православной Церкви, в своей книги «Исагогика» пишет о датировке событий связанных с Исходом, следующим образом[2]

В начале ХIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам(X). На месте старого Авариса гиксосов он воздвигает новый город Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире (Фивы) изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ "раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона". Термин "аперу" соответствует слову "хабири". Предание Исхода (1,11) свидетельствует, что именно евреи строили города Рамсес и Пифом (егип. Пи-Тум). Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, "который не знал Иосифа" и сделал Сынов Израиля государственными рабами (1,8). Призвание же Моисея произошло при его преемнике (2,23), то есть при Мернептахе.

Итак, судя по написанному, аперу – это и были те евреи, которым ещё предстоял исход из Египта, а сам исход был совершён где-то XIII-XIV век до Р.Хр.

Так как, на мой взгляд, дата Исхода, как я уже отмечал, принципиальна, стоит обратить более пристальное внимание на эту проблему.

Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (Исх 1:11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304-1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода -1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией).

В пользу более ранней даты можно привести несколько аргументов.

Во-первых: На основании книги Царств, мы можем определить вероятный год исхода

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3 Цар 6:1)

Известно, что Соломон воссел на трон в 970 г. и в 966 году он начал строить храм. Следовательно, исход сынов Израилевых был в середине 15 века (1446-1445 гг.)

Во-вторых: Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин, и Асор были разрушены примерно в 1400 году. Джон Д. Хэнна приводит высказывание Брюса К. Вольтке:

«Все обнаруживаемые на территории Палестины остатки материальной культуры говорят о том же, что и данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили именно в то время, о котором определенно свидетельствуют библейские источники»[3]

В-третьих: Для меня самым верным аргументом так называемой теории «раннего исхода» всё же остаётся жизнь Моисея. И поэтому я хочу обратить более пристальное внимание на события связанные с жизнью Моисея вплоть до того момента, когда он проведя свой народ чрез Красное море, выполнил одну из труднейших задач, которые когда-либо стояли перед человека – вывел Израиль из Египетского рабства.

Любой период его жизни свидетельствует об особом Божьем изволении по отношению к этой центральной фигуре Ветхозаветной истории.

Божье водительство началось с самого детства Моисея. Он родился в период, когда восставший[4] новый царь Египта долгое время угнетал евреев. Самая очевидная причина такому отношению была чрезмерное усиление и умножение израильского народа. Фараон боялся, что через некоторое время они смогут объединиться с врагами, и напасть на Египет. Сложившаяся историческая ситуация, когда совсем недавно Египет находился под игом гиксосов, заставляла быть предельно осторожными. На подъёме волны египетского национализма, фараон мог относиться подозрительно ко всем семитам.

Враг был изгнан, но не окончательно разбит, а географически, евреи жили на северо-востоке Египта, не так уж и далеко от Синайской пустыни, куда и были изгнаны гиксосы. Тяжёлые работы не стали причиной остановки умножения израильского народа, и тогда фараон решил уничтожать всех мальчиков через повивальных бабок. Этот план не был реализован из-за богобоязненности этих женщин. И лишь прибегнув к помощи египтян, фараон начал осуществлять свой план. В то же время, Бог особым образом, через дочь фараона, спасает Моисея от истребления. Пройдёт долгих 40 лет, прежде чем Моисей, обучившись всей «мудрости египетской», реально претендуя на Египетский престол, оставит дворец фараона, и присоединится к своему народу в страданиях, чтобы позже вывести его из рабства.

Проведя краткий библейско-исторический экскурс, давайте рассмотрим эту же историю подробнее, соотнеся её со светской историей что, несомненно, поможет нам найти дополнительные аргументы в пользу «теории раннего исхода».

Итак, как мы уже отмечали, Египет пережил не простое столетие под властью гиксосов, пока братья Камесу не подняли восстание и, наконец-то не освободили Египет от власти чужеземцев. Эти перемены произошли в 1560 году.


Рецензии