Порицание
Сила характера; творчески использовать его — искусство жить.
Ясно, что нам бывает не легко его вынести. «Я хотел как лучше,
Преодолел все трудности,
Сделал все, что в моих силах, а теперь мне говорят: плохо! Эти брюзги ! Они
Меня унижают. Они парализуют мой жизненный взлет! Они сдерживают мои
Творческие силы. Они хоронят мою уверенность в себе. Мне что — отчаяться
И отказаться? Или — как мне стряхнуть позорную тягость этого порицания?»
В такие моменты появляется искушение изменить тактику и повергнуть
Самого порицающего. Примерно так:
«Кто вы, наносящие мне оскорбление? Откуда у вас права
Контролировать и порицать меня?
Вы же сами негодные люди! Ваша критика
Завистлива и бесчестна. Все ваши претензии возникают
Просто из нездоровой придирчивости.
Это же совершенно несерьезные и несведущие критики;
Это критиканы, зложелательные брюзги, и их придирки
К каждому слову не что иное, как презренная интрига»…Никогда
Не идите этим путем — в пустоту и злобную мелочность! Никогда
Не унижайтесь до этого! Бесчисленные завистники,
Придиры и привередники бегают вокруг и изливают желчь;
И кто не устоит пред этой желчью,
Тот начинает им подражать.
Тот же, кто начинает созидать,
Пусть запасется сначала доброю волею. Кто искренне хочет добра,
Того не сможет сбить с ног
Или хотя бы выбить из колеи никакая придирчивость, никакое критиканство. То,
Чего я действительно хотел, знаю лишь я один и Господь надо мною; то,
Что мне удалось, пусть критикуют. Но тогда
Уже не станет критики, которая отняла бы у меня
Мое доверие к себе, мой жизненный полет, чтобы я
Отчаялся и отказался. Чтобы еще более усилить
Это спокойное равновесие, рекомендуется рвать
Духовную пуповину,
Связывающую меня с моим трудом, но не ранее, чем труд окончательно
Завершится; и тогда, после завершения его, радикально
Отсечь ее: не задерживаясь более на нем, удалиться, чтобы этот труд,
Как нечто законченное и преодоленное, воспринимался через мое
Прошлое, о котором сужу
Я сам как господин и мастер, «ибо теперь — я смог бы сделать его
Лучше». Тогда меня уже не представляют как автора таких-то трудов,
И я уже неуязвим; совершенно независимо я спорю как критик
С другими критиками
О моей работе: они уже задевают не меня,
А лишь мою тень, лишь мое прошлое, в то время как я сам
Живу уже в будущем, в моих новых замыслах. Великодушно и свободно встречаю я
Тогда моих критиков и критиканов; у меня нет потребности унижать их.
Деловито и спокойно я выслушиваю их мнения, они могут как угодно хулить
И порицать мой труд. Они служат мне и помогают мне. Если они правы,
Я проанализирую свою работу и свой творческий акт, попытаюсь установить,
Почему эти недостатки и ошибки ускользнули от меня, ибо я
Хотел совершенства. Таким образом, я учусь скромности и смирению, ибо я
Понимаю, что даже мои «лучшие намерения» не спасают меня
От несовершенства. Если критики не правы, я учусь на их
Неверном взгляде, на их плоских суждениях, на их
Извращенном вкусе…
Только не обижаться!
Оставаться спокойным! Спокойствие дает свободу взгляда;
Свобода взгляда ведет к объективности. А в ком есть
Вкус к объективности и кто служит ей — в том есть
Нечто королевское: он подобен «калифу инкогнито».
Да, инкогнито:
Ибо другим совсем не положено этого знать…Самое легкое — порицание;
А именно: необъективное, страстное, безмерное порицание.
Самое трудное — похвала;
А именно: объективная похвала.
Для этого нам
Требуется подлинное искусство. Но не для того вовсе, чтобы говорить комплименты
Или тем более льстить (Это было бы само по себе умение!),
А для честной,
Искренней похвалы,
Которую так редко услышишь в жизни и которой так сильно недостает. Чтобы хвалить Объективно,
Человек фактически должен научиться дышать в стихии объективности.
Он
Должен хорошо знать, что речь идет
Не о «любезности», «удовольствии» или собственном «наслаждении», а о реальном
Качестве деяния,
Стихотворения, сонаты и так далее.
Мир полон случаев, когда добротно-совершенное людям «не по вкусу», а дурное
И мелкое пользуется «большим успехом». И вот объективная
Похвала говорит не о субъективном
«Удовлетворении»
Или «удовольствии», а о действительно добром отношении.
Совсем не похоже на: «Ах, это
Доставило мне большое удовольствие», скорее: «это
Хорошо», «значительно»,, «совершенно»,
Возможно — «Прекрасно, истинно, справедливо». Пусть еще или уже нет аплодисментов
Деяние говорит само за себя; «труд хвалит мастера»,
Будь мастер
Даже еще более скромным или вовсе смиренным.
Объективная похвала исходит как бы из самого деяния,
А говорящий похвалу выступает лишь как представитель деяния.
Разумеется, он должен обладать
Известной компетентностью
И силой суждения в соответствующей
Области.
Хвалящий сапожник,
Который мерит всех на свой аршин,
Должен быть готов к расспросам о причинах его похвалы.
Тогда его разоблачат
По его запутанным, бессвязным, пустым речам.
Впрочем, те, кого хвалят,
Очень редко склонны детально расспрашивать выражающего хвалу;
Но завистливые соперники — эти часто смотрят в корень…
Искусство объективной похвалы требует еще и многого другого.
Так, похвала
Должна —
Внутренне и внешне — быть выше скрытого и утонченного эгоизма, умения
Делать комплименты. Произносящий
Хвалу должен держаться,
Подобно приверженцу идеи —
Искренне, убежденно, от всего сердца; однако быть свободным от всякой
Аффектации, от всякой
Позы, без всяких ужимок и речей.
У него должна быть одна цель —
Истина; ему надо не милости хвалимого и не славы «первооткрывателя»,
Который старается
Вытащить на свет новое дарование.
Объективность скромна; объективная похвала дышит целомудрием. Она
Коротка; она знает,
Что ее сила рождается из духовной глубины и не требует жеманства.
Порою все зависит не от того, что, собственно, сказано,
А от того, как это сказано.
Часто довольно одного взгляда;
Возможно, слеза на глазах скажет больше любого краснобайства…
Однако
Все происходит совершенно по-особому,когда
Имеешь дело с великим человеком. Тогда
Надо всегда
Считаться с тем, что он живет в объективности
И обладает чувствительностью,
Которая часто переходит в ясновидение;
Что он тонко чувствует всякую
Разумную лесть, неискренность, искусственность, аффектацию
И — презирает их; что ему немного нужно, чтобы многое понять; что он точно знает
Как следует толковать его деяние или его труд; что он, наконец, знает
Себе цену. И если все это принять во внимание
И взвесить, то понимаешь,
Что объективная похвала скрывает
В себе претензию — «я также один из объективных и вместе с вами могу сказать
Решающее слово», и духовная зрелость и искусство предполагают творческий такт,
Тонкое чувство меры и формы, объективно-критический дар.
Возможно, поэтому так редко слышишь объективную похвалу. Кто не способен
На это, тот застревает в необъективных любезностях; а кто способен,
Тот часто воздерживается — из скромности.
Ибо атмосфера великой вещи делает человека скромным.
Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"
Свидетельство о публикации №124070300628