Франц Кафка. Гений самообладания
В дневниках есть запись про то, как он рассматривал себя в зеркало. Зеркал многие боятся: считается, что зеркало вытягивает энергию и уводит в зазеркалье. Но Кафка, обременённый фобиями, зеркала не боялся. И своим отражением остался доволен, о чём пишет не без иронии. А он и правда был красивым. Высокий и яркий брюнет, которого любили женщины. Собственно, он тоже их любил – он был поэтом любви. Его переписку с Фелицией и Миленой я бы отнесла к самым блистательным образцам мировой любовной литературы – вне жанров. Это переплетение болевых нервных волокон, чутких ко всем оттенкам, подозрениям, восторгам и ожогам любви, новой в каждый последующий миг.
Одна из самых экспрессивных и точных метафор любви принадлежит перу Кафки – о том, что территория любви – это комната с двумя противоположными дверьми, в каждой из которых влюблённые то нерешительно появляются, то исчезают, – до тех пор пока окончательно не покинут комнату…
«Трудно говорить правду, ибо хоть она и одна, но живая, и потому у неё, как у всего живого, переменчивое лицо».
Да, он любил женщин, тонко их чувствовал, но… боялся, как боялся жизни вообще – действительной жизни, которая его убивала. И убила, в конце концов. Прожил-то он всего 40 лет, ровно месяца не дожив до 41…
Его убивала семья: эти жуткие «семейные клопы» обессмертили его имя идентификацией с Грегором Замзой в «Превращении».
Его убивал отец – здоровый, предприимчивый, примитивный и напористый отец, до которого сын хотел достучаться в своём беспримерном по глубине и ранимости «Письме». Впрочем, он оставил эти попытки: письмо так и не было никогда отослано адресату.
Его убивала контора, где он вынужден был служить страховым агентом, предпочитая писать свои книги или смотреть в окно. При этом немало полезного он всё же сделал для своих клиентов.
Да и весь этот чужой и чуждый мир убивал его: «…мне представилось непостижимым, для чего возвели такой огромный город, – ведь тебе всего-то и нужна одна комната».
Жениться он очень хотел. Знал, как это прекрасно – родить детей и «повести их за собой», но так и не решился на этот шаг. Трижды был помолвлен (два раза – с Фелицией Бауэр!), отчаянно ревновал Милену к её мужу, но… связать себя ни с кем не захотел. «Coitus как кара за счастье быть вместе», – сказал он в своём «Дневнике». К финалу Бог пожалел его, устроив так, что любящие руки Доры Димант ухаживали за ним до самого смертного часа.
История его любви к Милене в письмах ранит и при первом прочтении, и потом. Перечитывать мучительно. И всё равно – перечитываешь: магия таланта. «Милена, зачем ты пишешь о нашем совместном будущем, ведь оно никогда не наступит, – или потому ты о нём и пишешь?» И особенно непереносимо это кольцевое обрамление – начать письма с «Госпожи Милены» в апреле 1920 года, продолжив их самозабвенным и философским признанием: «И ведь люблю я при этом вовсе не тебя, а нечто большее – моё дарованное тобой бытие», – и в марте 1922 оборвать, вновь обратившись отчуждённым: «Давно я Вам не писал, госпожа Милена…»
Летающий в космических сферах воображения, обитающий среди неуловимого и невидимого, он мог одним размашистым ударом своей тонкой кисти набросать образ грубой реальности: «Относительно твоего мужа я прекрасно тебя понял. Вся тайна вашего неразрывного союза … выливается у тебя снова и снова в заботы о его сапогах… уйди ты от него – он либо станет жить с другой женщиной, либо определится в пансион, и сапоги у него будут начищены лучше, чем сейчас».
Через год после смерти Кафки она рассталась с мужем. И снова вышла замуж, впоследствии расставшись и со вторым, правда, во втором браке родила дочь. Смерть Франца Кафки и Милены Есенской трагична, хоть и по-разному. Кафка умер почти в 41, Милена – в 47, в концлагере Равенсбрюка.
«Это хорошее испытание меры несчастья — дать человеку совладать с собой в одиночестве», – записал он однажды в одном из своих дневников. Он и владел собой в своём вечном одиночестве – блистательно. Он не был ипохондриком, он был светлым и мыслящим человеком. Человеком невероятного мужества. Жениться не решился, но болезнь свою переносил стоически.
Для него внутренний мир был единственной и самой полной реальностью, которую он исследовал, осваивая лабиринты самопознания и закономерностей бытия. Об этом знают все, кто прочёл хотя бы одно из его художественных произведений. Он был гением. Не только слова, но и самообладания – соответственно тому, с какими внутренними бурями он жил и как с ними справлялся.
Свидетельство о публикации №124070302901