Боритесь с завистью

СТРЕМИТЕСЬ К МИРУ — БОРИТЕСЬ С ЗАВИСТЬЮ.
 
ИАКОВ любил всех своих сыновей, но к 17-летнему Иосифу он испытывал особенно тёплые чувства. Как на это реагировали братья Иосифа? Они стали ему завидовать, и зависть породила в них ненависть. Иосиф не сделал ничего, что заслуживало бы такого отношения. И всё же братья продали его в рабство, а отцу сказали, что его любимого сына растерзал хищный зверь. Поддавшись зависти, они лишили свою семью мира и разбили сердце отца (Быт. 37:3, 4, 27—34).

В Библии зависть упоминается среди губительных «дел плоти», которые препятствуют человеку наследовать Царство Бога. (Прочитайте Галатам 5:19—21.) Часто зависть приносит такие ядовитые плоды, как неприязнь, конфликты и приступы гнева.

На примере братьев Иосифа видно, как зависть может погубить хорошие отношения между людьми и подорвать мир, который некогда был в семье. Мы бы никогда не поступили, как братья Иосифа, и всё же мы несовершенны и сердце каждого из нас коварно (Иер. 17:9). Поэтому неудивительно, что иногда мы завидуем другим.

ИЗ-ЗА ЧЕГО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ЗАВИСТЬ.

МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. Исаак был богатым человеком, и филистимляне завидовали его материальному благополучию (Быт. 26:12—14). Они даже засыпали землёй колодцы, из которых Исаак поил свои стада (Быт. 26:15, 16, 27). Подобно филистимлянам, некоторые люди сегодня завидуют тем, у кого больше денег и имущества. Они не только хотят получить то же, что есть у других, но и мечтают, чтобы те лишились того, чем обладают.

ПРИЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ. Иудейские религиозные руководители завидовали Иисусу Христу, потому что его любил простой народ (Матф. 7:28, 29). Иисус был Божьим представителем и учил истине. Однако религиозные руководители распространяли о нём отвратительную ложь и порочили его доброе имя (Мар. 15:10; Иоан. 11:47, 48; 12:12, 13, 19). Чему это нас учит? Нельзя допускать, чтобы у нас возникала зависть к тем, кого люди ценят за хорошие качества. Вместо этого нам самим нужно развивать качества, за которые нас будут любить (1 Кор. 11:1; 3 Иоан. 11).

ПОЧЁТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ. В первом веке Диотреф стал завидовать тем, кто брал на себя руководство в христианском собрании. Он хотел первенствовать среди других христиан, поэтому распускал худую молву об апостоле Иоанне и о других ответственных братьях (3 Иоан. 9, 10). Конечно, мы вряд ли зайдём так далеко, как Диотреф, но всё же у нас может возникнуть зависть, когда кто-то получает обязанности, на которые рассчитывали мы сами, особенно если мы думаем, что справились бы с ними ничуть не хуже.

ЗАВИСТЬ ПОДОБНА СОРНЯКУ. Если она пустит корни в нашем сердце, избавиться от неё будет очень сложно. Зависть подпитывают другие пороки, например ревность, гордость и эгоизм. Она может заглушить такие хорошие качества, как любовь, сострадание и доброта. Поэтому не ждите, пока зависть разрастётся пышным цветом,— выпалывайте её сразу же, как заметите, что она дала ростки. Но как же с ней бороться?

РАЗВИВАЙТЕ СМИРЕНИЕ И ДОВОЛЬСТВО.

Бороться с завистью мы сможем, развивая смирение и довольство. Если наше сердце наполнено этими качествами, в нём не будет места зависти. Смирение поможет нам не быть слишком высокого мнения о себе. Смиренный человек не ждёт к себе особого отношения (Гал. 6:3, 4). А человек, испытывающий довольство, ценит то, что у него есть, и не сравнивает себя с другими (1 Тим. 6:7, 8). Смиренные и довольные люди радуются благополучию и успехам других. Чтобы не поддаваться зависти и развивать смирение и довольство, нужна помощь святого духа. (Прочитайте Галатам 5:16; Филиппийцам 2:3, 4.)
 
Святой дух Бога помогает нам анализировать свои сокровенные чувства и мотивы. С помощью Бога мы можем вытеснять разлагающие мысли и чувства, заменяя их созидающими (Пс. 26:2; 51:10). Вспомним примеры Моисея и Павла, которые не попались в ловушку зависти.

Моисей обладал огромной властью над народом Бога, но он не пытался во что бы то ни стало сохранить своё положение. Например, однажды Бог взял часть святого духа, который был на Моисее, и возложил его на группу израильских старейшин, которые стояли у шатра собрания. Вскоре после этого Моисей узнал, что двое старейшин, которые не вышли к шатру собрания, тоже получили святой дух и начали вести себя как пророки. Как он отреагировал, когда Иисус Навин попросил его остановить их? Моисей не стал завидовать тому, что они удостоились такого внимания Бога. Напротив, он смиренно порадовался с ними тому, что они стали пророчествовать (Чис. 11:24—29).

Апостол Павел — ещё один пример человека, который проявлял смирение и довольство. Он не допускал, чтобы в его сердце развилась зависть. Павел усердно трудился в служении, но смиренно сказал: «Я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом» (1 Кор. 15:9, 10). В отличие от 12 апостолов, которые были с Иисусом во время его земного служения, Павел стал христианином уже после смерти и воскресения Христа. Хотя позднее Павел был назначен «апостолом для других народов», он никогда не входил в число 12 апостолов (Рим. 11:13; Деян. 1:21—26). Павел не завидовал им и близкой дружбе, которая у них была с Иисусом. Он ценил то, что имел.

СТРЕМИТЕСЬ «К ТОМУ, ЧТО СОДЕЙСТВУЕТ МИРУ».

Там, где зависть цветёт пышным цветом, мир между  людьми увядает. Нам нужно с корнем вырывать зависть из нашего сердца и не сеять её в сердце других людей. Мы просто обязаны помнить об этом, чтобы слушаться повеления Бога: «Будем же стремиться к тому, что содействует миру и взаимному укреплению» (Рим. 14:19). Но что именно нужно делать, чтобы помочь другим бороться с завистью, и как содействовать миру?

Наши поступки и настрой могут оказать огромное влияние на других. Мир хочет заставить нас хвастаться «своим достатком» (1 Иоан. 2:16). Но это порождает зависть. Помочь другим бороться с завистью можно, если не говорить постоянно о вещах, которые у нас есть или которые мы планируем купить, не будем говорить на каждом углу и о своих каких-то других жизненных успехах и не хвастаться успехами наших детей (хотя испытывать определённое чувство гордости за них можем).

Если мы то и дело рассказываем обо всём этом, мы создаём плодородную почву для зависти. И наоборот, если мы искренне интересуемся людьми и хвалим их, мы помогаем им сохранять довольство и содействуем миру и единству во взаимоотношениях.

Мы можем одержать победу над завистью! Обратимся вновь к примеру братьев Иосифа. Прошло много лет с тех пор, как они продали его в рабство. Когда Иосиф встретил их в Египте, он решил не говорить им сразу, кто он, а сначала проверить, изменились ли они. Он пригласил их на обед, во время которого уделял младшему брату, Вениамину, гораздо больше внимания, чем остальным (Быт. 43:33, 34). Однако братья не стали завидовать Вениамину. Наоборот, они проявили искреннее беспокойство о благополучии своего младшего брата, а также отца (Быт. 44:30—34). Поскольку братья Иосифа побороли зависть, в их семье воцарился мир (Быт. 45:4, 15). Точно так же, если мы пресекаем малейшую склонность к зависти, мы помогаем сохранить мир в семье и в отношениях с окружающими нас людьми.

Бог хочет, чтобы мы боролись с завистью и стремились к миру. Нам нужно всеми силами стараться делать и то, и другое. Как мы обсудили, склонность к зависти есть у всех нас (Иак. 4:5). И мы живём в обществе, которое разжигает в людях это ядовитое чувство. Но если мы развиваем смирение, довольство и признательность за то, что у нас есть, в нашем сердце не будет места зависти. Мы поможем создать мирную атмосферу, в которой будет расти «плод праведности». (Прочитайте Иакова 3:17, 18.)


Рецензии