Оторванность от корней

В современном мире есть большая беда,
А именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают,
Носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь,
Ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь
Верными, как внешне, так и внутренне. В социальном смысле их называют Пролетаризированными;
В культурно-политической сфере — не имеющими Родины;
В религиозном отношении — неверующими. Не единое ли это явление
Единого происхождения?
Разве земля привязывает одновременно к работе, к природе,
К Богу, к семье, народу и Родине?
Два социальных элемента противостоят один другому:
Связанный с землей,
Пустивший в нее корни, оседло трудящийся и не связанный с землей,
Лишенный корней, скитающийся элемент. Никто не может без земли:
Ведь и не связанному с землей нужна земля, и даже цыган использует ее на свой,
Пусть худой,  манер. Вопрос состоит лишь в том,
Как правильно заботиться о земле; Мы говорим лишь о связи
Или об отсутствии связи
Человека с землей,
О длительности и надежности ее;
Что есть естественное, инстинктивно верное, покровительствующее хозяйству,
Морально воспитующее, образующее характер, строящее культуру, привязанное
К Родине, определяющее национально, закрепляющее
В духовном и религиозном смысле? Что делает свободным человека в Боге
И что освобождает Его для хаоса разрушения?
Не связанный с землей, лишенный корней покидает природу
И теряет обязующее и благодатное общение
С ней; становится жертвой города и машины; погрязает
В  болоте слишком человеческого, произвола, разума, пустоты.
Связанный
С  землей остается связанным
С природой, породненным с ней, включенным в ее вечный ритм. Он думает реально,
Чувствует и уважает ее законы, вживается
В  ее насущные потребности, в  ее
Глубокую мудрость. Живая тайна природы будит в нем
Живое лицезрение Бога
И приводит его к Богу…
Инстинкт не связанного с землей лишен корней и беспризорен: он
Остается предоставленным собственному эгоизму, живет одним днем,
Задыхаясь, утопая в заботе и зависимости будней, без прошлого
И настоящего, прислушиваясь ко всякому роду мудрствованиям и утопиям,
Чуждым инстинкту. Инстинкт связанного с землей имеет свой
Установленный и оберегаемый круг действий. Его
Инстинкт самосохранения обусловлен, побуждаем и силен наследственностью. Его
Хозяйство для него одновременно — святое прошлое,
Созидательное настоящее и полное надежды будущее…Не  связанный с землей
Чувствует себя в глубине своего существа
Как бы «лишенным прав».
Скованный неуверенностью,
Считающий свою мастерскую временной,
Он и к работе относится почти без интереса:
Как на чужого,
Холодно смотрит на него отстраненное
И равнодушное окружение.
Он не отдается работе сполна, бережет свои силы, он не любит свою работу.
А что такое работа,
Что такое жизнь — без любви?.. Связанный с землей чувствует себя уверенным
В своих правах и в отмеренном ему сроке владения
Частной собственностью.Поэтому он «выкладывает» себя ,свой труд, свои сбережения:
Он работает интенсивно, настраивается на качество, стремится создавать лучшее.
Он любит
Свой клочок земли, любит
Свою работу, и от любви
Цветет его предприятие. «Люди срастаются нутром лишь с тем, что им принадлежит».
Рабочего на производстве его труд лишь дисциплинирует:
Его сковывает и механизирует
Машина. А связанного с землей органически и нравственно труд воспитывает.
Он как бы дышит
Духом своих предков, учится уважать и любить своих отцов.
Его поле учит его работать добросовестно и ответственно; с детских лет он
Выполняет обязанность, возложенную на него природой, и, став взрослым, он
Уже имеет привычку созидательно думать о детях и внуках. Земля дает
Человеку семейный очаг, жилище, учит его
Заботиться об интимном семейном круге. Из этих здоровых клеток состоит
Народный организм…
У не связанного с землей отнято счастье этого наследственного, прочного «где».
Нигде нет у него родного дома, он всюду «у себя». Это запечатлевается в его душе
И сердце. Его характер создается и закаляется
В  социальных «битвах» и «завоеваниях»;
Поэтому он слишком часто застывает в судорожном, завистливом «отрицании».
Совсем по-иному происходит все у связанного с землей: его
Характер становится самостоятельным ввиду того,
Что он работает по собственному побуждению в собственном хозяйстве и наслаждается
Тем, что сам себе позволяет.
Его правовое сознание происходит из частной собственности.
Из спокойного собственного
Бытия, из достойного самоопределения — у него появляется здоровое чувство свободы.
И как часто, ах, как часто лишенный корней теряет живое чувство Отечества:
Ибо Отечество —
Это «страна отцов», об образе которой он конкретно слишком мало знает.
Напротив, счастлив связанный с землей, который знает,
Что его участок есть живая часть государственной территории
И которому территория
Его Отечества кажется собственным обширным участком. Он знает, что его народ —
Огромный живой поток,
В  котором течет и жизнь его рода.
Он дышит вместе со своим народом,
И  его собственное дыхание гарантирует жизнь его народа
Не целесообразна ли связанность с землей и не угодна ли она Богу?
Не лежит ли в основе всякого «дела» возделывание пашни?
Не первая ли культура — земельная? Ведь и вправду, там, где приходит в упадок
Земельная культура, гибнет
Всякая  материальная и духовная жизнь, прекращается
Всяческое созидание, И  всякая культура оказывается мнимой…
Отрыв от корней — большая опасность
В  современном мире: потерявшая
Корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней душа — безбожной.
Затем наступает развязка: человечество разрушается.
Ибо без Бога
Человеку не удается ничто на земле.

Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"


Рецензии