6. 3 Семь дней Творения
ПЕРВЫЕ СКРИЖАЛИ МОИСЕЙ РАЗБИЛ, ВТОРЫЕ – ПОЛОЖИЛ В КОВЧЕГ
ВОЗЬМУ ИЗ ПЛОТИ ВАШЕЙ СЕРДЦЕ КАМЕННОЕ, И ДАМ ВАМ СЕРДЦЕ ПЛОТЯНОЕ
Продолжаем читать 24 стих первой главы Бытия:
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК" (БЫТ.1:24).
=И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ=
Землей здесь является воскресший Христос, Который в третий день Творения стал животворящим Духом, то есть реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли:
"И сказал Господь Авраму… всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки" (Быт.13:14,15);
"И призвал Исаак Иакова… и сказал… Бог же Всемогущий да благословит тебя… и да даст тебе благословение Авраама… чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!" (Быт.28:1-4);
"дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14);
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45).
Сердца верующих тоже являются землей:
"слушай, земля, слова уст моих" (Втор.32:1);
"ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его" (Мф.13:19).
Если человек не знает истинного Бога, его сердце является землей Египетской:
"Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу" (Исх.5:1,2).
Но после уверования в Евангелие и крещения во Христа, человек рождается свыше, и его сердце становится райским садом:
"пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря… покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мар.1:14,15);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Быт.2:7,8).
Однако райское блаженство, как правило, долго не длится, потому что после неизбежного грехопадения райская идиллия заканчивается и для верующего начинается жизнь в религиозной пустыне:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт.3:22,23);
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11);
"[закон имеет] тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1).
(?) Почему грехопадение верующего неизбежно?
Когда человек принимает верой Евангелие, он рождается свыше и становится духовным младенцем:
"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1Пет.2:2);
"Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал" (1Кор.13:11).
Но эти младенцы не являются совершенно безгрешными. Святитель Николай Сербский так говорит о новорожденных детях:
=============
"…Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть ЗАТЕМНЕННОЕ ГРЕХОМ непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая СКЛОННОСТЬ КО ЗЛУ. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека…"
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
(?) Тогда почему Христос заповедовал верующим быть как дети?
"если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:3).
Христос имел в виду детскую естественность и безыскусственность, то есть натуральность, а также детскую непосредственность и непринужденность, то есть раскованность. Но по уму верующие должны быть совершеннолетними:
"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф.10:16);
"не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. (1Кор.14:20).
=============
«…Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: "если не обратитесь", показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились…»
(Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея; https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.18:3)
=============
Со Своей стороны, Бог помогает верующим духовно расти и преобразовываться в образ Иисуса Христа:
=============
"…Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
Если эта тень – гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
Если эта тень – себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будет времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок…"
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
Грехопадение Адама случилось после того, как он стал духовно живым, то есть после рождения свыше:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).
Аналогично и грехопадение Израиля случилось после того, как евреи, поверив Моисею, совершили Пасху, вышли из земли Египетской и стали для Бога душами живыми (народом святым). Тогда Израиль, как народ, можно сказать, родился свыше (заново\апофен):
"месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года… пусть возьмут себе каждый одного агнца… пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его вечером… А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его" (Исх.12:1-14);
"Моисей… взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны… (Исх.24:6,7а).
Но стоило после этого Моисею на некоторое время оставить евреев, как их врожденная "СКЛОННОСТЬ КО ЗЛУ" сразу проявила себя:
"И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их" (Исх.24:12);
"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось" (Исх.32:1)…
После грехопадения евреев Бог хотел истребить этот народ, но Моисей заступился за него, и Бог отменил наказание:
"сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный… истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой" (Исх.32:9-14).
Однако, возвращаясь в стан, Моисей воспылал гневом на своих единоплеменников и разбил первые скрижали с 10 заповедями:
"Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым" (Исх.32:19,20).
(?) Какое значение для Церкви имеет разбитие Моисеем первых скрижалей с Божьими заповедями?
Первые скрижали, которые Моисей разбил под горой, могут обозначать ветхого человека в Адаме, а вторые, которые он впоследствии положил в золотой ковчег, – нового человека во Христе:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1Кор.15:47);
"Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой" (Пс.94:10,11).
Каменные скрижали с Божьими заповедями называются СКРИЖАЛЯМИ ЗАВЕТА:
"[в ковчеге] были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА" (Евр.9:3,4).
В Послании к Галатам Апостол Павел говорит о двух Заветах, которые Бог заключил со Своим народом:
"Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это ДВА ЗАВЕТА: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам… Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной" (Гал.4:22-31);
"не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:46-50).
Вторые скрижали Моисей положил в золотой ковчег, и они являются скрижалями Нового Завета:
"[Христос] есть ходатай нового завета" (Евр.9:15).
И сегодня верующему, чтобы войти в Божье Царство, надо стать участником Нового Завета. Для этого он должен умереть в Адаме и родиться во Христе.
Рождаясь от Духа, верующие становятся Израилем по духу, то есть Божьими детьми:
"А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:12,13);
"Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим.2:28,29).
Своим детям Бог дает новое сердце (новые скрижали), а также новое имя:
"дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное [первые скрижали], и дам вам сердце плотяное [вторые скрижали] (Иез.36:26);
"сотворите себе новое сердце" (Иез.18:31);
"дам ему [побеждающему] белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр.2:17).
На новом сердце (на вторых скрижалях) Святой Дух пишет новый закон, который, по сути, является вечным Евангелием:
"И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу" (Откр.14:6).
Вечное Евангелие – это та же самая Тора, но со снятым покрывалом:
"Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (2Кор.3:15,16);
"вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор.3:3);
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23)…
***
После покаяния и крещения верующий получает от Бога прощение грехов, оправдание и примирение. В это время он рождается свыше и становится для Бога душой живой (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ\нэфэш хая):
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян.2:38).
Но, несмотря на рождение свыше, тень непослушания на верующих все-таки присутствует:
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин.1:8);
"нет праведного ни одного" (Рим.3:10);
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем [в Адаме] все согрешили" (Рим.5:12).
Слова Николая Сербского о "дурных наклонностях" каждого новорожденного можно применить как к людям, так и к целым народам, а библейская история древнего Израиля может быть иллюстрацией того, что происходит с христианами в невидимой духовной сфере:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море… А это были образы для нас" (1Кор.10:1-6).
Освобождение евреев из Египетского рабства символизирует освобождение христиан из рабства греховного посредством уверования в Евангелие и нового духовного рождения.
Когда евреи совершали Пасху в Египте, они заколали пасхального агнца. Для христиан же Пасхой является Божий Сын Иисус Христос:
"Который предан за грехи наши" (Рим.4:25а);
"Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор.5:7).
В Библии Пасха ассоциируется не только с закланием (со смертью), но также и с воскресением:
"Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1Кор.15:20);
"воскрес для оправдания нашего" (Рим.4:25б);
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22).
(?) Если Пасха ассоциируется с воскресением, тогда кто воскрес при совершении евреями первой Пасхи в Египте?
Сами евреи тогда и воскресли! Вкушая в пасхальную ночь мясо пасхального агнца, они символически принимали в себя евангельское учение, которое является, можно сказать, Божьим дыханием жизни:
"Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6:52,53);
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
В пасхальную ночь еврейский народ духовно возродился и стал избранным народом Божьим.
=============
"Празднуя в празднике Пасхи историческое событие исхода из Египта, народ израильский вместе с тем праздновал и СВОЕ РОЖДЕНИЕ, свое творение. Пасха – праздник рождения, праздник жизни".
(А. Оссиев, "Древнееврейский обряд праздника Пасхи и его символическое и прообразовательное значение")
=============
Также и христиане, принимая верой Евангелие, рождаются свыше и становятся народом Божьим:
"вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы" (1Пет.2:9,10).
Израиль, когда освободился от Египетского рабства, стал подобен младенцу, для которого началась новая жизнь. Это же самое происходит и с христианами, когда они, приняв верой Евангелие, вступают в Завет с Богом.
(?) И как ведут себя духовные "младенцы" в новой жизни?
Согласно Священному Писанию, попав в пустыню испытаний, народ скоро начинает выражать недовольство условиями жизни в пустыне:
"И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом (Исх.16:2,3);
"Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших" (Чис.11:5,6).
Как видим, евреи, придя в пустыню, стали с ностальгией вспоминать блюда Египетской кухни.
(?) Что означает Египетская пища для верующих?
Египетская пища в Библии противопоставляется небесной манне, которую Апостол Павел назвал ПИЩЕЙ ДУХОВНОЙ:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же ДУХОВНУЮ ПИЩУ; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы" (1Кор.10:1-6).
Следовательно, Египетская пища: хлеб, мясо, рыба, огурцы, дыни и лук с чесноком – символизирует пищу плотскую (пищу ветхого человека). Ей в Библии противопоставляется ПИЩА ДУХОВНАЯ – пища нового человека (хлеб, сшедший с небес). Реальностью небесной манны является, разумеется, Божий Сын Иисус Христос:
"Я есмь хлеб, сшедший с небес" (Ин.6:41);
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… ядущий хлеб сей жить будет вовек" (Ин.6:56-58);
"И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд, и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши" (Исх.16:33);
"За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были ЗОЛОТОЙ СОСУД С МАННОЮ, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета" (Евр.9:3,4);
"побеждающему дам вкушать СОКРОВЕННУЮ манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя" (Откр.2:17).
Итак, Своему народу Бог дает в пищу Свое слово:
"Слово стало плотию" (Ин.1:14).
Пищей же Египтян являются всевозможные зрелища, увеселения, карнавалы, Евровидения и спортивные турниры с финалами и полуфиналами:
"пустословие и смехотворство не приличны [вам]" (Еф.5:4);
"как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют" (Рим.1:28-32).
Мирские развлечения питают ветхого человека, и они отвлекают людей от главного – от мыслей о вечности, к которой каждая душа должна приготовить себя:
"наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Откр.19:7);
"Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла" (Мф.25:1-3)…
=============
«…Как отмечал журнал "Шпигель", давая характеристику международным соревнованиям по футболу, "футбол – это источник, питающий национальную гордость и прокладывающий путь международному признанию, фактор политических расчетов и фермент психических потребностей массы, отдушина для агрессивных эмоций и способ для их нагнетания" [22, с. 117].
Воздействие на политические процессы в обществе в наибольшей степени оказывается во время проведения Олимпийских игр. Пройти мимо миллиардных масс, не использовать их в своих политических интересах власть имущие не могут. "Популярность Олимпийских Игр превратила их в не имеющий себе равных форум идеологической борьбы" [28, с. 314], – отмечает американский журналист Л. Браун. Первый в новейшей истории случай использования Игр в качестве открытого воздействия на политические процессы в обществе произошел 26 апреля 1931 г. Тогда на сессии МОК в Барселоне право проведения летних Олимпийских игр 1936 г. было отдано Германии…»
(https://www.evestnik-mgou.ru…)
=============
Так как спасение людей зависит от питания, желающим спастись надо питаться той пищей, которую предусмотрел для них Творец:
"Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер.29:11);
"Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс.1:1-6);
"о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3:2);
"плотские помышления суть вражда против Бога" (Рим.8:7)…
***
Библейская история Израиля (Израиля по плоти) подтверждает справедливость слов святителя Николая Сербского, что на душе каждого новорожденного присутствует "малая тень", которую он назвал "склонностью ко злу":
"как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?" (Иов.25:4).
Поэтому каждому верующему после рождения свыше, то есть после духовного прозрения, необходимо родиться от Духа, чтобы получить новое сердце и стать новым Творением во Христе Иисусе:
"чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире" (Фил.2:15);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).
Для рождения нового человека предусмотрена пустыня испытаний. В этой духовной пустыне должны родиться новые Иудеи, которые и овладеют новой землей, которую Бог обещал дать Аврааму и его потомкам во владение вечное:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"постоянно любите друг друга от чистого сердца, [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек" (1Пет.1:22,23);
"рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9);
"Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света" (Еф.5:8).
"Учение" о двух духовных рождениях, возможно, непривычно для нашего слуха, однако оно присутствует в Библии:
"так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Агг.2:6,7).
=============
"…В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг.2:6,7). Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию…"
(Григорий Богослов)
=============
Для верующих первое потрясение земли (души) происходит тогда, когда покаявшийся грешник через рождение свыше вступает в первый Завет с Богом. В это время он переходит от идолов к Закону:
"Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве" (Втор.5:2).
А второе потрясение земли происходит тогда, когда верующий через рождение от Духа вступает во второй Завет с Творцом. В это время он переходит от Закона к Евангелию, от поклонения Богу по букве к поклонению по духу:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер.31:31-33).
О двух духовных рождениях (потрясениях земли\души) говорится также и в Новом Завете:
"я родил вас во Христе Иисусе благовествованием [первое рождение]" (1Кор.4:15);
"я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос [второе рождение]" (Гал.4:19).
Две молитвы Апостола Павла в Послании к Ефессянам тоже говорят о двух рождениях. В первой молитве Павел молится о первом рождении Ефессян:
"непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых" (Еф.1:16-18).
А во второй молитве он молится об их втором рождении:
"преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:14-17).
О двух рождениях говорил также и Сам Спаситель пришедшему к Нему Никодиму:
"Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше [первое рождение], не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды [первое рождение] и Духа [второе рождение], не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:1-5).
Два духовных рождения совершаются в пятый день Творения, и они производят освящение человеческого духа. В библейской символике дух обозначает мужа, веру, ум, понимание, и в 3 главе Евангелия от Иоанна Иисус Христос говорил Никодиму (мужу) об освящении духа.
Но верующие, кроме освящения духа, нуждаются также в освящении души:
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23).
Освящение души происходит в шестой день Творения. В библейской символике душа обозначает жену, душу, эмоции. Об освящении души, то есть о необходимости жить по вере, жить согласно духу, Иисус Христос говорил Самарянке в 4 главе Евангелия от Иоанна. О том же самом (о необходимости жить по духу) говорил и Апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам:
"Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества… Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу" (Рим.7:2-4).
Эти слова Павла обращены к братьям из Римской Церкви. Но в библейской символике верующие братья являются не мужем, а женой:
"я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2Кор.11:2);
"твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой" (Ис.54:5);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27).
(?) Если христианин в Библии – это жена, тогда кто является ее двумя мужьями в Рим.7?
В стихах Рим.7:1-4 первым мужем верующих является Закон. Закон, или Тора по-еврейски, – это Христос в воплощении:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин.1:1-14).
Вторым мужем верующих является благодать – Христос в воскресении:
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45).
Сразу после уверования в Евангелие душа верующего становится женой первого мужа, то есть Закона, но после "сораспятия Христу" и "совоскресения в Нем" она умирает для закона и становится новым человеком, то есть невестой Иисуса Христа:
"вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу" (Рим.7:4);
"И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца… и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию" (Откр.21:9-11).
***
Освящение Никодима (мужа\духа) происходит в пятый день Творения. Целью освящения духа является рождение новой веры, то есть рождение нового человека от Духа Божьего:
"если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).
А освящение Самарянки (жены\души) происходит в шестой день Творения. Целью освящения души является ее преобразование в образ Христа:
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ" (2Кор.3:18);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).
Если мужу (Никодиму) нужна была новая вера и новое понимание, то жене (Самарянке) нужна была новая жизнь, которая утолила бы ее духовную жажду:
"говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать" (Ин.4:15).
В Библии муж обозначает дух, веру, ум, понимание, а жена – душу, жизнь, эмоции, чувства. Никодим, хотя и был начальником Израиля, однако не мог делать таких чудес, какие делал Христос:
"Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Ин.3:2).
Никодим, конечно, имел веру в истинного Бога и знал, как нужно поклоняться Богу согласно букве закона, но при этом он чувствовал, что его вере чего-то недостает. Иисус объяснил Никодиму, что ему недостает … еще одного "потрясения земли", о котором говорили пророки Израиля:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет" (Иер.31:31).
Чтобы стать участником Нового Завета, Никодиму нужно было второе рождение – рождение от Святого Духа:
"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор.3:6).
Самарянке же (жизнь, душа, эмоции) нужен был новый муж, живя с которым она бы могла утолять свою духовную жажду:
"Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать" (Ин.4:15).
И Христос не осудил Самарянку:
"у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Ин.4:18).
(?) Чего недоставало Самарянке?
В Библии сказано:
"Нехорошо душе без знания" (Прит.19:2).
А знание жена (душа) должна получать от мужа (от духа):
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви" (1Кор.14:34,35).
Но если в своем доме душа не может утолить духовную жажду, она обращается к Священному Писанию и у колодца Иаковлева встречает Человека, Который открывается ей как Мессия Израиля:
"Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою" (Ин.4:25,26).
Когда Самарянка поверила словам Иисуса, ее жизнь изменилась. Она, можно сказать, родилась от Духа и стала невестой Христа:
"Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему… И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос" (Ин.4:28-42).
Таким образом, встреча с Мессией стала для Самарянки судьбоносной: она умерла для прежних мужей и воскресла для Мужа истинного и вечного:
"И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа" (Ос.2:19,20);
"я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2Кор.11:2).
В земной жизни задача каждой жены (верующей души) – приготовить себя к предстоящему браку, а для этого надо наполнить свой сосуд маслом:
"Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Откр.19:7);
"исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф.5:18-21);
"Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих" (Мф.25:4).
***
В Евангелии от Иоанна Иисус Христос сказал Иудеям:
"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет" (Ин.10:9).
(?) О каком входе и выходе сказал Христос Иудеям?
Он мог говорить о входе в религиозную пустыню, где народу Божьему был дан закон, и о выходе из пустыни (из под водительства буквы закона):
"рукою крепкою Господь вывел нас из Египта" (Исх.13:16);
"вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым" (Рим.7:4);
"потому что конец закона - Христос" (Рим.10:4);
"Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал.3:19).
После рождения свыше народ Божий (Израиль по плоти) входит в пустыню испытаний, а после рождения от Духа, народ Божий как новый человек (Израиль по духу) выходит из пустыни и входит в обетованную землю…
Говоря о входе и выходе в стихе Ин.10:9, Иисус мог иметь в виду также и Ноев ковчег. Поверив в Евангелие, ветхий человек, который есть плоть, рожденная от плоти, входит в Ноев ковчег, а после потопа, то есть после рождения от Духа из ковчега на новую землю выходит новый человек, который является уже не плотью, рожденной от плоти, а духом, рожденным от Святого Духа.
***
На новом человеке, который родился от Святого Духа, нет "теней греха непослушания", потому что в нем живет Христос:
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха" (1Ин.3:9);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха" (Рим.8:10).
Рождение свыше – это рождение веры подзаконной.
Рождение от Духа – это рождение веры подблагодатной.
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Подзаконный верующий – это ветхий человек в Адаме.
Подблагодатный верующий – это новый человек во Христе.
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24).
Верующим сегодня, чтобы быть исполнителями Божьего закона, надо жить по духу, и исполняться Святым Духом:
"когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:5,6);
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал.5:16);
"любящий другого исполнил закон" (Рим.13:8).
Рождение от Духа является вторым "потрясением земли". Оно происходит после того, как сердце подзаконного верующего (его каменный водонос) доверху наполнится водой (смертью). Тогда его душа оживет, а вода Божьего осуждения, которая доверху наполнит каменный сосуд (водонос\подзаконное сердце), превратится в вино.
Так в Библии смерть превращается в жизнь, а сердце человека из каменного (подзаконного) превращается в плотяное (подблагодатное):
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).
В новом сердце Отец и Сын создают Себе обитель:
"кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23);
"сотворите себе новое сердце" (Иез.18:31);
"да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:16,17).
***
Из Библии известно, что видимое временно, а невидимое вечно, но при этом видимые предметы могут быть образом невидимых сущностей…
Например, сегодня человек видит (осознает) себя видимого. Но видимое "я" (внешний наш человек) не является истинным:
"если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2Кор.4:16).
Видимый внешний человек подобен первым скрижалям, и он неминуемо разрушится и превратится в ничто, то есть исчезнет:
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" (Откр.20:11).
Но о внутреннем человеке сказано, что он "со дня на день обновляется":
"Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1Ин.3:2).
***
Великий русский поэт А. С. Пушкин сказал о себе: "Нет, весь я не умру"!
О том же говорится и в Библии:
"когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1).
То, что не умрет, – это наше новое сердце, наша невидимая сущность или "вторые скрижали", которые хранятся в золотом ковчеге:
"вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор.3:3);
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23).
=============
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
НЕТ, ВЕСЬ Я НЕ УМРУ – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что дивный русский дух я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
(А. С. Пушкин)
*** *** ***
«Из наших русских писателей чуть ли не более других искал Бога Пушкин; но нашел ли Его, не знаю. Достоверно известно, что он решил поступить в монастырь, однако, привести желание в исполнение ему не удалось.
Помню, однажды задумался я о нем. В какой славе был Пушкин при жизни, да прославляется и после смерти. Его произведения переведены на все европейские языки, а ему как теперь там? На вечерней молитве я помянул его, сказав: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Александра", – и заснул с мыслью о нем. Вижу сон: беспредельная ровная степь. Никаких селений, только стоит один старый, покосившийся дом с мезонином. Много народа идет туда, иду и я, поднимаюсь на расшатанное крыльцо, затем по лестнице наверх. Вхожу в зал. Там стоит множество людей, все их внимание сосредоточено на Пушкине, который декламирует что-то из "Евгения Онегина". Одно место с этой поэме мне было непонятно, и я решил спросить о нем самого Пушкина. Пробираюсь к нему. Он смотрит на меня и произносит знаменательные слова, которые я не нахожу нужным передавать вам. Затем Пушкин оставляет зал. Я следую за ним. Выйдя из дома, поэт вдруг изменился. Он стал старым, лысым, жалким человеком. Обернувшись ко мне, он сказал: "Слава? На что мне она теперь?" – Грустно покачал головой и тихо пошел по степи, делаясь постепенно все меньше и меньше и, наконец, слился с горизонтом.
Этот сон был ответом на мои мысли о Пушкине. Впрочем, может быть, самое желание чистой жизни Господь вменит ему в дело.
Пушкин всегда стремился к одиночеству. Когда он женился на известной красавице Гончаровой и был сделан камергером, то, конечно, стало множество препятствий к уединенной жизни, и Пушкин был рад ссылке в Бессарабию, где он написал свою поэму "Цыгане".
Замечателен один случай из жизни Пушкина. Однажды в обществе он познакомился с известной красавицей мадам Керн. Повстречался он с нею на одном балу, где она имела такой успех, что сам Государь Николай Павлович ни с кем, кроме нее, не танцевал. Пушкин, как художник, поклонник всего прекрасного, был очарован ею и, по возвращении с бала, написал посвященное ей стихотворение:
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты".
Прошло с тех пор много времени. Дороги Пушкина и Керн были совершенно различны. Мадам Керн, овдовев, стала вести такую скромную жизнь, что к старости сделалась истинною христианкой, чуть не подвижницей. Когда она скончалась и ее выносили из церкви, то гроб ее встретился с памятником Пушкину, который везли на Тверской бульвар для открытия. Вот совершилось чудное мгновенье, и перед статуей как бы перед самим Пушкиным, мелькнула эта старица в гробу, но по жизни истинный ангел чистой духовной красоты. Таким образом исполнилось желание Пушкина:
"Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты"».
(Варсонофий Оптинский; https://vk.com/wall-78576698_3630)
=============
Свидетельство о публикации №124070204889