Огненный Ангел В. Брюсова и Золотой Аватар Кришны

ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ БРЮСОВА И ЗОЛОТОЙ АВАТАР КРИШНЫ. 2

Валерий Брюсов не даёт оценок любви своей героини Ренаты с Огненным Ангелом, описывая лишь её поведение. Его рассказы касаются только и только внешних проявлений её экстаза. Он не может приложить к ним руководство типа "Нектара преданности" Прабхупады, где подобные явления структурно разъясняются применительно к нашему процессу бхакти. Ни в европейской, ни в христианской литературе, трактатов, систематически объясняющих экстатические феномены, не существовало (за исключением психиатрической диагностики для душевнобольных).

Полёт на шабаш интересует какого-то вайшнава из любознательности и для сравнивания, но наша цель - побег на Вамшиват, куда игрой на флейте тянет Кришна. Имеет смысл провести между ними аналогии, ибо нельзя не признать, что есть нечто общее между шабашем и побегом к Кришне в лес. В обеих ситуациях, в первую очередь, изменяется реальность. Обыкновенная действительность ослабевает, а для транса пробуждается или вычленяется второе тело.

В начале романа затруднительно сказать, отвратительно автору исступление Ренаты или симпатично. Говорящий от лица Брюсова Рупрехт в самую первую ночь в трактирной комнатушке видел женщину в трансе. Она была одержима любовью к ангелу, он наблюдал отражение во внешних чувствах  Ренаты бушующего внутри неё урагана.

"Я не почел приличным для своей чести бежать оттуда, хотя и понял скоро, что злой демон овладел этой несчастной и начал страшно пытать ее изнутри", - рассказывает Рупрехт. Этот мистик ясно видят, что в Ренате пребывает иное живое существо, оно внутри. Здесь и в других описаниях он называет это существо, как видите, не только Огненным Ангелом, но и демоном. Казалось бы, слово злой показывает, что демон - не добрый. 

В первую очередь, авторы книг называли демонами также ангелов, вообще, всех невидимых внешним зрением существ, вступающих с человеком в контакт. Было синонимично сказать: поэту помогает писать стихи демон, муза, ангел, фея. Допустим, сказать демон Лермонтова или муза Лермонтова. В финале романа выясняется, что спрятанный за своими куклами Брюсов не думает плохо о романе Ренаты с ангелом. Он симпатизирует Огненному Ангелу и пытается дотранслировать до нас наиважнейшую идею. Со-небожитель Ренаты, входящий в неё и монашек и есть истинное проявление Господа! Ниже я это продемонстрирую с помощью высвечивания его текста.

Необходимо учесть, что европейские авторы могут маскировать чудесные явления тёмными образами и очерняющими характеристиками. Они окрашивают их негативно, чтобы оттолкнуть от магии невежественных и несмелых людей. Или авторы это делают для придания происходящему пущей ужасности. Они же шеф-повара, готовящие блюда для умов читателей. Ужастиковые, фантастические, эротические смеси морфем они сыпят в сюжет в качестве специй: солёных, горьких, острых, сладких, вяжущих... А ещё писатели мрачат свои повествования в угоду главенствующим идеологиям. Кто-то авторитетный сказал, что в советской литературе способом протолкнуть что-то критическое в адрес власти или советизма было вложить эту тему в уста отрицательного героя.

Бывают политические режимы, при которых царит неписаный закон: не подкрасишь книгу любимыми цветами власти, значит, не опубликуешь. В девяностых Юрий Борев в своей эстетике называет подобное партийностью в искусстве, утверждая, что почти вся советская литература стала невостребованной после падения  в восьмидесятых идеологии коммунизма. Он отмечает несколько авторов, скажем Александра Грина, Юрия Домбровского, говоря, что произведения подобных писателей честны, а Максим Горький был неискренен, потому и потерял популярность. Возможно, что наряду с демократическими темами именно этим вызван спад интереса к советской военной литературе, которая в последние два года опять стала более востребованной. Огромный слой писательского искусства советского периода оказался закопанным, превратился в подземный пласт, потеряв компетентность из-за кумачевато-розовых очков светлого будущего.

Писали, смотря через алые призмы,
Под КПСС подгоняли харизмы. 

Ради возможности публиковаться и гонораров авторы шли на подкрашивание действительности,  её искажение. Цензура была начеку, обмануть её было непросто. В итоге книги, вравшие на советском языке, пошли в печку, а прах "Мастера и Маргариты" выгребли из печки ведьминой лопатой. Подули на него, произнесли заклинание, оживили и стали так широко публиковать и экранизировать, что этот роман считается теперь на Западе самым знаменитым русским романом. Да уж, как не согласиться с тем, что в "Мастера и Маргариту" была вложена бессмертная душа, которую не сжечь, и "роман для одного читателя с трубкой" саламандры не скурили!

Маскировка автора,  симпатизирующего ведьме или какому-то чудесному явлению, порицаемому церковной или парламентской властью, покрывает это явление по ходу его описания "мнением минусующего полюса". Текст камуфлируется строгими, негативными оговорками: "Это нельзя, недопустимо, чревато, опасно и смертельно". Как на электротрансформаторе, подобном мангалу с углями, в повествовании обязательно рисуется череп с костями. Это страховка автора, он не хочет, чтобы церковь осудила его в ереси. Одновременно он верит, что люди неглупые смогут принять его посыл. Отделив молоко от воды, как лебеди, они сбросят фальшивую обёртку. Такая традиция идёт, по всей вероятности, со времён охоты на ведьм. И ещё на это влияют древние жреческие традиции, прятавшие высшую  мудрость от непосвящённых. Когда профаны познают нейтральную ко всем Софию, в будущем с её же поддержкой они атакуют самих жрецов, которым ведомы таинства и способы общения с богами. Так же, как использоаали против интеллигенции знания, полученные от нее, советские большевики, чью подавляюще  бОльшую часть составляли выходцы из семей рабочих, мелких служащих, не богатых крестьян, низкочинных солдат и моряков.

Черепок с маслами на "электрической" теме связей с невидимым любовниками трафаретят в европейской, американской, российской культуре, но не в индийской. Конечно, на это влияет христианство, уже давно выбросившее эротику из духовной жизни. Попы стали утверждать, что эротизм не может исходить из духовной сферы. А раньше монахи  практиковали ночные бдения, чтобы на них наплыл ангел и дал откровение. Наплыв ангела - это совмещение сознаний и тел, отсюда неизбежны эротические чувства.   

Итак, семантика, используемая по отношению к экстазам европейских ведьм и индийских святых, отличается соответственно негативной и позитивной окраской. Экстаз ведьм зачастую трактуется, как одержимость злым демоном, сумасшествие, а истинный экстаз индуиста суть показатель его продвинутости, доказательство его любви к Господу. Так уж сложились традиции. Христианская вечно противостоит ведовству, хотя есть сюжеты типа фильма "Монах и Бес", открывающего, как чудеса, творимые бесом, полезны людям и воспринимаются ими, как божественные. Или есть притча про мужика, у которого завязла в трясине корова. Он сказал: "Это проказа чёрта!" Невиновный чёрт услышал, а мужик пошёл звать на помощь людей. Тогда обиженный чёрт вытащил корову на сухую поляну. Когда мужик вернулся с подмогой, он обрадовался тому, что корова сумела как-то освободиться, и громко воскликнул: "Бог помог!" Все в восторге поулюлюкали, а чёрт сам себе сказал: "Хоть кол на голове теши, один чёрт, меня клянут, а бога славят, уроды!" Неведомые силы определить достаточно трудно, как и слепому без комментария зрячего человека катастрофически сложно понять форму слона с помощью пощупывания.

Индуистская традиция не устраивала охоту на ведьм. Ей характерен синкретизм, и не всегда поймёшь, откуда берётся сила на чудесные деяния у какого-нибудь продвинутого представителя индуизма. Определённые тантры, мантры, янтры, активно используемые людьми (тот же янтровый рисунок, исполненный разноцветными мелками близ входа в деревенский домик или очистительные тантрические ритуалы для изгнания духа болезни), нередко посвящены не Всевышнему, а полубогам, духам плодородия и другим. Подобное можно отнести к магии, пишет янтрик Мадху Ханна, заявляя, что все индийские крестьяне осознанно или неосознанно занимаются магией, более всего, посвященной обретению процветания.

В комментариях к книгам по бхакти последних веков, встречаются частые предостережения от стремления к развитию мистических сил и занятий магией. Объясняется, что это уводит от медитации на Единого Всевышнего, а также, что эти силы невозможно развить в Кали-югу. Для этого нужна какая-то железная, Геркулесова воля, а мы - все слабаки и обречены на неудачу. Тем не менее, мы видим, что какие-то современные люди обретают, имеют мистические силы. Для бхакт этот путь закрывается. Это не соответствует истории преданных, среди которых находились те, кто специально развивал могущественные сиддхи. Вспомните, как Кришна вдохновил Арджуну добыть оружие Шивы Пашупата-астру и отправил его в Гималаи поклоняться Шиве. А царица Кунти, как и Шримати Радхарани, получила мистическую силу от Шивы в образе мудреца Дурвасы. Первая могла мантрой призывать полубогов для зачатия сынов-героев. Как следствие, мать Кунти обменивалась любовью с богами солнца, смерти, ветра и дождя, зачав детей без мужа Панду, которого проклял на бессексие мудрец, убитый им во время совокупления с женой. Кто знает, возможно, боги после зачатия сынов продолжали дружить с ней, иногда навещали и беседовали с царицей о своих детях. Махабхарата не обсуждает подобных деталей, но если Индра стал мужем Кунти и зачал с ней Арджуну, то почему бы ему не продолжать с ней встречаться? Она одинока, при живом Панду после его проклятия царица много лет с ним не спала, а когда он оставил мир, осталась без его руки и общения. Почему бы Сурье (Солнцу), Ямараджу (Аиду), Ваю (Ветру), Индре (Зевсу) из любви не приходить на свидания к Кунти в её одинокости, если она их судьба, харизматическая жена, вынужденная скрывать это от всех? Индра все же нередко соблазняет земных женщин, а Ваю - тот ещё хитрец. Ваю стремит себя на платье красавицы, обнажая пышные, как гора лебединого пуха, прелести, непосредственно в тот момент, когда мудрец или царь оказывается рядом с ней. А потом выяснится, что родился какой-нибудь великий герой. То есть, выявляется не Зефир, а какой-то Амур, вовремя отпускающий тетиву с двумя цветочными стрелами. Бог ветра Ваю -на редкость подозрительная личность, невидимый же он, шевелит, как пальцами, травами и кустами, но это - не его членики. Поскольку на листьях и кустах остаются отпечатки пальцев ветра, зелёные растения- не его пальцы.

Когда листья шевелятся, понятно, что это он сквозит невидимкой, возможно, надеясь, что мы не замечаем его присутствия. А когда Гауранга проявляет пылающий экстаз, ясно, что внутри него - ветер, который оседлал Кришна.

Радха, подобно Кунти, не вступала в связь с полубогами. Её сила от Дурвасы применялась в кулинарном искусстве. Своими блюдами Радха давала отведывающим их силу и оздоровление. Она с детства была известна, как девочка с магической силой, что нравилось Яшоде и Кришне наряду с её несравненной красотой. Аналогично Радхе, Кришна был известен, как мальчик-маг или бог, такая девочка подходила ему для дружбы более всего.  Поэтому её официально приглашали готовить для Кришны, а щедрая Яшода одаривала её драгоценностями. Другой пример, Хануман, преданный Рамы. Он обрёл львиную долю своей необыкновенной медицинской силы у Брихаспати, повелителя Юпитера и спас этой силой Лакшмана. А вайшнав-мистик Расикананда взглядом заставил застыть слона, потом встать на колени. Он инициировал слона, напоследок дав ему в ухо харинам и имя Гопал Дас.

Если бы я был Кришной, мне было бы гораздо интереснее, надёжнее, если б в моей команде оказались подобные вайшнавы с мистическими силами. Моя миссионерская  деятельность была бы успешнее. А если бы я был гуру, то желал бы иметь подобных учеников? Думаю, что желал бы, но, по всей видимости, не без опаски. А вдруг они станут могущественнее меня, проявят неверность и лишат меня влияния и учеников?.. Стану, как дряхлый король Лир с колтунами в волосах, нищий и безумный, вызывающий жалость, смех или отвращение.

Ближе к концу Брюсов пишет, что в монастыре Святого Ульфа, куда приняли кроткую, как ягница, Марию, экстазом охватывается группа монашек. В главную епархию доходит донос об ереси инкубата в женском монастыре. Ужас! Там появились инкубы, которых притащила в монастырь сестра Мария, вероятно, ведьма!

Разное говорят об инкубах и суккубах. По одной трактовке это соответственно мужские и женские потомки Лилит, первой жены праотца Адама, ушедшей от него и живущей в тонком мире, невидимом нашим зрением. Или полярно этому, Адам с новой женой Евой отчалил от Лилит во внешний мир...
Царит следующее определение: "Демоны, принимающие мужской (инкуб, от лат. incubare — «лежать на») или женский (суккуб, от лат. succubare — «лежать под ») облик и вызывающие ночной кошмар или вступающие в половую связь с человеком, называются инкубами и суккубами". Пусть эта характеристика пытается  определить пол невидимого "слона", она до пробочной  тупости не продумана. Земной мужчина не может лежать на ангелице сверху, как на земной женщине. Для этого ему нужно воспарить над землёй, левитировать, и в таком состоянии левитации, двигаясь, доставлять ей наслаждение.
Никто таким образом не описывал суккубат, это инкубы и суккубы активно нападают на людей, чаще всего впадающих в оцепенение. Люди могут хранить эту тайну в себе, и неземные любовники могут этому не возражать. Но кое-когда от перенаплыва ветерков контактеры не способны сдерживать экстаз, как Рената или Гауранга, когда с ним играл Кришна, сидящий верхом на воздушном змее. Видимо, такие примеры нужны для демонстрации экстаза окружающим, и в такие разы налёт на избранников устраивается без сдерживания ангелом мощи и вне желания контактера. Может, когда-то и сами одержимые редкостной любовью не хотят сдерживать экстаз на людях. Преданные за этим обычно внимательно следят, осуществляют на людях контроль экстаза. Так, в пьесе Рупы Госвами "Видагдха Мадхава" Радха жалуется бабушке Пурнамаси на Кришну, дескать, тот нападает на неё на улице в присутствии мужа и свекрови. Подразумевается не хамское лапанье руками, а именно перенаплыв на неё  Кришны в образе воздушного Дон Жуана. Радхе трудно сдерживать экстаз даже тогда, когда рядом родственники, и она хочет от Пурнамаси, чтобы Кришна кружился и давил тише, когда они не наедине.  "Нектар Преданности" Прабхупады, детально представляющий Экстаз Преданности, наставляет не показывать божественные присутствия на людях. В этой связи из океана памяти выловилось одно наблюдение.

Как-то в Сергиевом Посаде я наблюдал на территории Лавры экстаз женщины, одетой как монашка. Она посмеивалась, делала короткие пробежки между зеленеющими деревьями, прижимаясь к ним спиной, застывала. Часто чёрным шарфиком она закрывала и открывала лицо, что-то шептала, подвигивая двумя спелыми, ненапомаженными перчиками. Я не заметил внутри неё  присутствия невидимки. Транс казался показушным, и, как только об этом подумалось, появился батюшка, который мне заимпонировал ашрамским настроением (инок инокА видит издалека). Вернувшись в ашрам, мы с водителем Николаем Воробьёвым (или это был Геннадий Князев), рассказали преданным, что батюшка её ругнул и шугнул, она же обычной походкой скрылась с глаз.

Вместе с этим случаем вспомнилась Валентина Мужайло, жена Дениса Тарасова, который был хороший певец нектарных киртанов в храме. Валентина являлась редактором газеты "Голос веры", которая в девяностых издавалась в Абакане, а в Сухарево её послал симпатизирующий нашего храму   Олег Стеняев, представитель или министр Московской Патриархии по внешним сношениям. Прожив в зелёном Сухарево месяц или два, Валентина влюбилась в Золотого Аватара. Ей нравились рассказы об экстазе Господа Чайтаньи, она прочитала три тома философского  романа "Гауранга", который скомпилировала Джагадмохини (Джагадьони). Валентина говорила, что в их направлении лютеранства принято вдосталь и совместно петь имена Господа и псалмы. У них существует понятие Невесты Христа. Это женщины, хранящие целибат с планом стать супругами Господа.

Мужчина лежит на спине, в крайнем случае, на боку, может стоять, сидеть или идти, когда ангелица вступает с ним в связь. Она мало весома и менее плотна, чем человек, не может он на ней лежать. Если он лежит на животе, то она может быть только в нём и сверху, например, массажировать его спину...


Рецензии