Смерть - без мистики и страха

              Тема смерти  кажется многим мистической, одновременно притягательной и отталкивающей.
              Одни стараются отгонять всякую мысль о ее неизбежности, не любят говорить на эту тему, стараются жить так, словно смерти вообще не существует.  Но близко столкнуться с ней каждому приходится неизбежно, и тогда весь «позитив» лопается, как мыльный шарик.
               Другие, напротив, пытаются примириться  со смертью, увидеть в ней нечто прекрасное, возвышенное и романтичное, напоминающее загадочную даму в вуали: однажды  она возьмет за руку и поведет в неизведанный мир, который гораздо лучше мира, реально существующего.
              Третьи живут в постоянном страхе за себя, за детей, за родных и близких, ведь над каждым из нас словно висит на волоске некий дамоклов меч  -  в мире неизлечимых болезней, преступности, техногенных катастроф, стихийных бедствий и военных конфликтов. И этот страх лишает жизнь полноценной радости.
                Со смертью мне пришлось столкнуться очень рано: в семь лет, когда умер  мой любимый дедушка. В дальнейшем она преследовала меня постоянно, и в течение жизни я прошла через все стадии отношения к ней: отрицание, неприятие, депрессия, романтизация, гнев, ненависть и окончательное отрицание  - как врага, который непременно будет побежден. Хорошо знаю, насколько мысль о смерти может отравлять жизнь, и надеюсь, что кому-то мои размышления могут помочь.
             
                Все  пережитое я сконцентрировала в небольшом стихотворении, которое называется «Поединок»
Фехтует смерть не по правилам -
Шекспировский древний актер...
Рапира ее отравлена,
Пустой равнодушен взор,
В зазоры меж лат направленный.
Царапин не смыть, ни прижечь:
Клепсидры незримой каплями
Кровь студит змеиная желчь...
Но, вечного мрака исчадие,
Укус твой – еще не финал!
Ведь найдено противоядие -
Источник живой среди скал.
           Поэзия хороша тем, что в стихах  многое можно высказать в сжатом виде. Но образность и краткость стиха часто приводит к неоднозначности  понимания.  Поэтому о «живом источнике» и «противоядии» напишу развернуто.
            Создав Адама и Еву, Бог благословил их и повелел рождать детей, владеть землей, господствовать над всеми другими живыми существами на земле и питаться тем, что растет на земле (Бытие 1:28, 29).  Нигде не сказано: болейте, старейте и умирайте. Не найти в этих словах никакого подтекста, в котором предполагалась бы подобная участь для каждого человека.
              Первое упоминание о смерти возникло в связи с  деревом познания добра и зла.  Четко сказано: будешь есть плоды с этого дерева, умрешь (Бытие 2: 17).  Логично предположить, что тот, кто никогда не нарушит этого запрета, никогда не умрет.
               Нам, привыкшим постоянно видеть конечность физического существования любого организма, такое утверждение может показаться абсурдом. Но эти слова людям сказал сам Создатель!  И если верить в то, что он есть, и что он Всемогущий,  то откуда же возникают сомнения?  Тот, кому принадлежит вечность, может вечно поддерживать жизнь, давая вечную энергию  нематериальному телу,  или вечно обновляя живые клетки тела материального.  Но в том-то и дело, что нам, потомкам Евы, поверившей первой лжи, свойственны сомнения и иллюзии.
                Первое лживое утверждение Сатаны звучало коротко: «Не умрете» (Бытие 3:4). И это был тот ядовитый корень, пустивший многочисленные побеги лжи, которая постепенно, словно колючая лиана, опутала всю землю и все человечество. У кого есть сад, знает, как трудно с такой лианой бороться...
                Добавив одну маленькую частицу «не» в предупреждение Бога, Сатана не только обвинил Создателя во лжи, но и положил начало своему «перевернутому» миру, в котором одну ложь нужно постоянно поддерживать другой,  замалчивая или извращая истину.
              Как оправдать свою ложь «не умрете», а «станете, как Бог», когда Адам и Ева умерли? Посеять в головах их потомков иллюзию, что умерли только их физические тела, а  души были  бессмертны (как Бог), и в момент смерти тела покинули. Хотя ясно было сказано: « и стал человек душою живою» (Бытие 2:7), а не бессмертная душа откуда-то прилетела и поселилась в теле.  И после согрешения Адама, Бог не грозил  ослушнику  вечными муками души  в адском огне или переселением  души в козла или осла,  но  однозначно сказал: «прах ты и в прах  возвратишься». И это означает, что, умерев, человек не раздваивается на душу и тело, а  переходит в состояние небытия.   Такой вывод подтверждает Экклезиаст, 9 глава, стихи 5, 6, 10: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и они больше не получают никакого вознаграждения, потому что и память о них исчезла.  Исчезла их любовь, и ненависть, и зависть, и нет им больше доли ни в чем, что делается под солнцем... Все, что можешь делать, делай, прилагая  все силы, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышлений, ни знания, ни мудрости».
                Интересно, что в этой же книге сказано, что Бог вложил вечность в  человеческое СЕРДЦЕ (Экклезиаст 3:11).  И это действительно так. Ум, ограниченный рамками  короткой  человеческой жизни,  не способен понять, что такое вечность, но сердце не хочет мириться с конечностью существования.      
             Вспоминается небольшой эпизод из «Войны и мира»: «философствование» молодежи во время святок. Учитель музыки Диммлер вмешался в разговор, заметив, что людям трудно представить вечность. «- Отчего же трудно представить вечность? –сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет, и вчера было, и третьего дня было»... 
             Наташе, живущей не умом, а сердцем, чувство вечности  казалось вполне естественным, с верой в  передаваемые из поколения в поколение заблуждения: душа бессмертна, люди были ангелами и снова ими станут... Она в своих иллюзиях не сомневалась,  в отличие от постоянно размышляющего Пьера, ведь именно ум  порождает сомнения. Впрочем, и Пьер, находясь в плену,  окончательно уверовал в бессмертие души. И умный скептик Андрей Болконский завершил жизнь последней иллюзией: «Умер – проснулся»...  В то время как в Библии смерть постоянно сравнивается со сном: «Умер – заснул».  И если мы называем себя христианами, то почему не верим словам Христа об умершей дочери Иаира: «Не плачьте, потому что она не умерла, а спит»? Или: «Наш друг Лазарь уснул, но я иду его разбудить». 
         Я понимаю, что для тех, кто хочет верить в бессмертную душу, на все эти аргументы найдутся десятки контраргументов, но я пишу это не для того, чтобы с кем-то спорить. Право выбора, во что верить, есть у всех, и только события, которые произойдут  в  будущем,  могут показать,  кто был прав. Но ведь именно от нашего выбора и зависит наше будущее.
          Почему главному врагу Бога выгодно, чтобы люди верили в одну из двух крайностей: либо в окончательное прекращение существования личности после смерти, либо в бессмертие души? В первом случае  очень легко склонить человека к непомерному эгоизму, потаканию  всем своим желаниям и прихотям - часто в ущерб другим людям и собственным духовным потребностям:  «Если мертвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра умрем» (1 Коринфянам 15:32).  Верой в бессмертие души  можно развить в человеке религиозный фанатизм, когда он совершенно  не ценит ни свою, ни чужую жизнь... 
         Человеку очень хочется быть свободным, и надежда на бессмертие души дает ему иллюзию независимости  богоподобного, никем и ничем неистребимого божества.  Мысль о послушании и покорности кому бы то ни было, даже самому Создателю, часто вызывает  подобие душевной аллергии или детского желания освободиться от всех родительских запретов и устроить себе вечный праздник непослушания. Но в том-то и дело, что праздник этот никогда не бывает вечным: он  заканчивается горькими последствиями  неизбежных ошибок и крушением надежд...
            А как же дерево познания добра и зла? Как символ, оно существует по-прежнему.  Ведь и в земном раю оно было всего лишь символом – обычное дерево, и даже не сказано, была ли это яблоня, груша,  абрикос  или какой-то иной фрукт, поскольку это совершенно неважно. Главное, что все деревья в саду были подарены  людям, и только одно оставалось неприкосновенной собственностью Создателя  - как символ его непреложного  права устанавливать для своих разумных созданий нормы добра и зла.  И по сей день есть только два свода законов: четкие  законы и принципы Бога – и размытые «законы и принципы» Сатаны, где по-прежнему, манипулируя маленькой частицей «не», он побуждает людей поступать беззаконно и беспринципно.   И при этом все так же обещает: «Не умрете, но будете как Бог»... 
            Но наш Отец призывает нас: «Послушайте и придите ко мне. Внимайте – и будете жить...» (Исайя 55:3)  Кого слушать и кому верить  –  личный выбор каждого...
             Так что все просто: живой источник – это Слово Бога, а противоядие – послушание всем его законам и принципам, что подразумевает точное знание этих законов и принципов, а не слепое следование человеческим  догмам и вымыслам.


Рецензии
Доброе утро!

"Так что все просто: живой источник – это Слово Бога, а противоядие – послушание всем его законам и принципам, что подразумевает точное знание этих законов и принципов, а не слепое следование человеческим догмам и вымыслам."

А как объяснить то, что творится в Секторе Газа?
Какой Бог там присутствует?
С уважением,

Эдмон Заря   15.08.2024 04:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Ни в каких конфликтах и войнах этого мира Бог не участвует, и Он не отвечает за то, что творят возомнившие себя богами. А почему Бог ДОПУСКАЕТ - до определенного времени - все это человеческое безумие, Он подробно объяснил в Библии: читайте, размышляйте, ищите ответы на свои вопросы. У меня вопросов было очень много - нашла ответы на все. Какими Отец хочет видеть своих детей, сказано ясно: "Они перекуют свои мечи на плуги И копья на серпы. Народы не пойдут друг на друга с мечом И больше не будут учиться воевать" (Исайя 2:4) Какой путь из двух выбирать - личный выбор каждого человека. Конечно, сейчас за свой выбор вполне можно лишиться свободы, но духовно свободный человек всегда останется свободным.
С уважением,

Стрижевская Татьяна   16.08.2024 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.