Иконоборчество и венецианский дож

Дож Венеции свободной
Средь лазоревых зыбей...
     - Ф. Тютчев

Был император Византии
Лев Третий, в век восьмой тогда.
Путями к власти непростыми
Пришёл как воин, не слуга.

Боролся против Сулеймана
И против внутренних врагов,
Война налево и направо,
Казалось, ко всему готов.

Он флот построил Византии,
Порты, колонии защитил.
Огонь был греческий - стихия,
Как огнемёт врагов крушил.

Восстания подавил в колониях,
Жесток, суров, но справедлив.
И так бы он вошёл в историю,
Но был ещё один мотив:

Как славный воин просчитался,
Начал войну против икон!
Иконоборчеством тот звался
Период. Не прошёл закон.

Хоть по Писанию всё ясно:
Чтоб идолов не создавать,
Иконы там служили часто,
Как крёстные отец и мать.
 
Им поклонялись, им молились,
Как чудотворным образам.
И те, кто верил, не простили
Пусть это император сам!

Дурман религии сильнее,
Восстания были здесь и там.
От патриархов было мнение,
Что еретик тот Лев был сам.

Был очень против папа Римский,
Хоть сам распятия уважал.
Тогда в Венеции очень близкой
Народ впервые и восстал.

Бала провинцией Византии,
Но вдруг есть повод и резон
Свободу получить впервые!
А предводитель, кто есть он?

В Венеции был титул важный -
Название “дож” было ему.
От “dux” с латыни стал однажды,
Как “командир” и власть всему.

С тех пор и до Наполеона,
Сказать иначе - тысячу лет,
Был дож главою там у трона,
Позиция - примеру нет.

Дож избирался очень тайно,
В многоступенчатый процесс.
Его позиция - чрезвычайна,
И может в этом был успех.

Не мог дворец покинуть сам,
Послов встречать не в одиночку,
Письмо открыть нельзя и там
Свидетели должны быть точно.

Зарплата низкая была,
Чтоб знали все - не из-за денег
Ему позиция дана,
А он за общество радеет.


Вот вам истории параллели,
Война с иконами в стране
Дала Венеции рождение
Где правил узник, как по мне.



Лев III Исавр  — византийский император (717—741), основатель Исаврийской династии. При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества.

Дож — титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти веков, с VIII по XVIII век. Возник в 697 году, когда Венеция входила в границы Византии. Первым дожем стал Пауло Лучио Анафесто.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.


Рецензии
Иконоборчества - это плохо! А ограничения для дожа - хорошо! Во власть идут ради богатства и роскоши чаще всего.

Лариса Чех2   01.07.2024 22:47     Заявить о нарушении
"Да не создай себе кумира,
И идолам не поклонись.
Они не представляют силы
И им бездумно не молись."

Таков завет религий главных,
У иудеев, мусульман,
У христиан всех фракций разных
Известно - символизм обман.

И, тем не менее, иконы
Чтут православные в домах
И в церкви, в храме, и в приходе
Триптих, в окладе, или так.

Католикам - близки распятия,
Мадонны статуи, святых...
Ну как все это увязать бы
О чем в писании есть стих?

Нам символы нужны, наверно -
Есть флаг и герб, и гимн страны.
Есть памятник тем, кто примерно
Жизнь прожили, иль не дожив. 
.
С благодарностью,

Оскар Хуторянский   01.07.2024 22:52   Заявить о нарушении