Т62. Эксперт Пушкинского конкурса Игорь Гонохов

Дорогие друзья, авторы и гости Стихиры!

С вами редактор «Сетевого Клуба Поэтов» Елена Чалиева.

Пришло время представить вам эксперта конкурса «Пушкину посвящается…». Для этого ответственного конкурса, посвящённого нашему гению, я долго выбирала эксперта. В результате размышлений пригласила замечательного поэта Игоря Гонохова, с творчеством которого знакомы многие из вас, а может и все вы, так как Игорь активен на «Стихире» и известен и как эксперт или член жюри, и как участник самых сложных конкурсов, в которых он часто становился победителем. Один из таких конкурсов – «Турнир поэтов 2022» на Литературном телевидении, в котором Игорь одержал достойную победу. Вот  ссылка на видео творческого вечера победителя: http://stihi.ru/tv/turnir2022/22.

Даю вам краткие сведения об Игоре. Родился в 1967 году в Ногинске, живёт в Москве. Окончил Московский областной педагогический институт им. Крупской по специальности «преподаватель русского языка и литературы». Работал радиожурналистом в Ногинске на местном радио. Вышли три книги: «Знакомые окна», «Перепончатокрылое небо» и «Пока мы здесь». Подборки стихов напечатаны в журналах: «День и ночь», «Южное сияние», «Мегалит», «Млечный путь», «Двина», «Kulturwelten», «45-я параллель». Победитель международного поэтического конкурса «45-калибр» им. Георгия Яропольского. Третье место в основной номинации конкурса «Поэт года».

Поэзия Игоря Гонохова мужская, лаконичная, строгая, часто ироничная. В ней мало «красивостей» (что лично я считаю несомненным её достоинством). Она не оставляет нас равнодушными, и это неудивительно, ведь он сам получает огромное удовольствие от процесса написания стихов. Откуда я знаю? От него самого: в одной из передач «Турнира поэтов 2022», а именно в финале, он даже назвал себя «поэтическим наркоманом». Для меня это является одним из отличительных признаков профессионализма в поэзии: процесс должен доставлять удовольствие, чтобы успеть написать много, быть плодотворным. Игорь – традиционалист, часто пишет нарративную лирику, что и явилось для меня весомым аргументом приглашения именно его в качестве эксперта этого конкурса.

В подтверждение своих слов, друзья, предлагаю вам для прочтения несколько стихотворений поэта.


Железные колокольчики

Два колокольчика на сквозняке.
Туда не достать ни слухом, ни взглядом.
Где-то в немыслимом далеке,
на ледяной поверхности Энцелада.

Но я же слышу, звенят: вот и вот,
один однотонно, другой узорчато.
Там гейзер взрывает сверхтвёрдый лёд.
Откуда там колокольчики?

А может быть шут, мехами расшит,
колпак с бубенцами на месте,
но только кого и как бедняга смешит,
когда даже днём минус двести?

И, вдруг, понимаю, как жутко мне за него,
за мёрзлые ноги, за горб и за хрупкие руки.
Да быть там не может, не может там быть никого.
Но звуки!

Динь, дон! Звенят и звенят. Почему?
О, этот – задорный, а этот – печальный.
Не должен их слышать, но я их слышу сквозь тьму.
И не хочу, чтоб они замолчали.


Голытьба

Вот здесь был дом, вон там была казарма,
их окружала пара пустырей.
И нас манило сладостное завтра,
как насекомых розовый кипрей.

Ах, это завтра, чем оно манило
детей не комиссаров, не дворян?
Казалось кто-то медленно, но с силой
поочерёдно двери затворял.

И всё же, нам, творцам или вандалам,
совсем простым и сделанным хитро,
чего жалеть, когда всего хватало:
любви взахлёб и «пики» под ребро.

Я местный, боль от боли, кость от кости,
поджигу прятал в свой ребячий схрон,
ходил к сидельцу, дяде Паше в гости,
ловил уклейку и жевал гудрон.

Мне по сердцу советские «нетленки»:
сгущёнка, шпроты, чёрная икра.
Но главный вкус – от поцелуя Ленки,
весной, у той казармы, в семь утра.


Косточки и тени

Я постоянно спотыкаюсь
о чьи-то тени, снова, снова.
Как тот игрушечный Икарус
о россыпь косточек вишнёвых.

Неясный шёпот или шорох
однажды, помню, слышал в детской.
Так «шаровая» мимо шторы
проходит с еле слышным треском.

Там, в детской, время заикалось
(и с той поры не стало тише)
казалось, раз за разом слышу:
гремит по косточкам Икарус
с бордовой обожженной крышей.

Шуршат секунды, мир непрочен:
кристаллы, ягоды, растенья.
Червь потихоньку вещи точит,
остались косточки и тени.

Но мир не кажется зловещим,
в нём даже заиканье – отклик.
Мерцаем мы, мерцают вещи,
то просто тень, то прежний облик.


О любви бессмысленно писать

О любви бессмысленно писать,
если всё, что пишешь – о любви.
В абрикос вгрызается оса
и пьянеет от сладчайших вин.
Если всё вокруг любовь, как есть,
то не так уж важно кто со мной:
лучшая из сказочных принцесс
или потаскуха из пивной.

Вот Сервантес это понимал
и наверно кто-нибудь ещё...

Милая, букет кричаще ал,
у тебя нежнее прелесть щёк.
И не розы нам сейчас нужны –
спелые гранаты, штучек шесть,
и кусок отменной ветчины
в топку страсти, ревности, блаженств.

У господ для подвигов все дни.
Нам – купить бы перца и вина.
И гони ты этих ос, гони,
не для них в корзине ветчина.

Рыцарь будет биться, всё всерьёз.
Помаши, железному, вослед.
Трёт оруженосец абрикос
о рубаху, сидя на осле...


Ещё почитать стихи Игоря можно на его странице на Стихире: http://stihi.ru/avtor/2067ig


Рецензии