ШУМ
Не создает шума. Она
Учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается
Перед нами звездное небо. Мало
И редко слышим мы
Что-либо из «сердцевины земли».
Милостиво и блаженно покоятся
Царственные горы. Даже море
Способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе,
Что определяет и решает как таковую
Нашу судьбу,
Происходит бесшумно…А человек шумит.
Он шумит
Спозаранку и допоздна, преднамеренно
И непреднамеренно,
Работая и развлекаясь.
И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
Так и хочется сказать, что шум составляет
«Привилегию» человека в мире, потому что все, что природа дает нашему слуху,
Это таинственный и многозначительный звук,
А не назойливый и пустой шум.
Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой
Голос поднимает гром,
Вулкан
Или ураган;
И внимаем этому голосу,
Который вознамерился сказать нам нечто величественное. Рокот
Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот
Леса, журчанье ручья,
Пение соловья —
Мы
Слышим не как
Шум, а как
Речь или песню родственных нам, но таинственных сил.
Грохот трамваев,
Треск и шипение фабрик,
Рев мотоциклов,
Визг тормозящих автомобилей,
Хлопанье кнута, отбивание косы,
Резкие звуки мусорных машин
И, ах, так часто… рев радио, — это шум,
Докучливый шум,
Связанный с определенными явлениями, но так ничтожно мало значащий
В духовном смысле.
Шум присутствует везде, где звук безотносительно
Мало значит или вовсе ничего не значит;
Где громыхание, свистение,
Жужжание, гудение,
Рев, проникая в человека, мало что дают ему.
Шум —
Дерзкий и разочаровывающий, кичливый
И пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.
Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он
Не таит в себе ничего «духовного»; он
Свободен от всякого «третьего»,
Духовного измерения.
Он «говорит», не имея что сказать. Поэтому всякое
Плохое искусство, всякая глупая речь, всякая
Пустая книга — шум.
При этом шум возникает из духовного «ничто»
И растворяется в духовном «ничто».
Он выманивает человека из его духовного убежища, из его
Сосредоточенности, вызывает его оттуда, раздражает, связывает, так что он
Живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком
Современной психологии, он
Прививает
Человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая
Ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка!
Погоди!.. Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
И снова… И снова… И бедный человек подвергается нападкам
И даже не может отразить нападающего:
«Если тебе нечего сказать,
Оставь меня в покое… И чем
Больше человек захвачен шумом, тем
Привычнее для его души внимание к чисто внешнему.
Он предается внешнему…
Благодаря шуму внешний мир делается значимым. Он оглушает
Человека, поглощает
Его. Он превращает
Его в материалиста: поскольку материалист — это именно тот,
Кто фиксируется на внешней материи и считает ее
Единственной реальностью.
Шум, так сказать, «ослепляет»
Человеческое ухо,
Его слух, его восприятие; человек становится духовно «тугоух»
И духовно «глух».
Шум перекрывает все: во внешнем — пение мира, откровение
Природы, вдохновение
От космического безмолвия. Во внутреннем — возникновение слова, рождение
Мелодии,
Отдохновение души, покой разума, «тихий голос говорящего в нас Бога».
Потому что воистину, где нет тишины,
Там нет покоя; где шумит
Ничтожное, там смолкает
Вечное; где суетится черт, там не услышишь пения ангелов.
Сад Божий цветет в тишине.
Робка также и муза.
Как легко спугнуть ее шумом!..
Нежна ее сущность; голос ее нежен. А шум — дерзкий парень.
Ничего не знает
Этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается
Из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая,
Иногда вздыхая.
Он «а-музыкален» и «анти-музыкален»; он вытесняет
Изначальную мелодию из земной жизни и земной
Музыки… И наше шумное время уже зашло так далеко,
Что только титанически одаренные
Музыканты в состоянии воспринимать эту божественную изначальную мелодию…
От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
Подсобн лит-ра И.Ильин " Я вглядываюсь в жизнь"
Свидетельство о публикации №124070104409