Огненный ангел В. Брюсова и Золотой Аватар Кришны
В романе Валерия Брюсова "Огненный ангел", который он из скромности назвал повестью, неоднократно описывается уникальный экстаз не то ведьмы, не то монашки. Внешние проявления её исступленного состояния подобны экстазу Господа Гауры, Золотого Аватара Кришны: "Никогда до того дня не видел я таких содроганий и не подозревал, что человеческое тело может изгибаться так невероятно! На моих глазах женщина то вытягивалась мучительно и против всех законов природы, так что шея ее и грудь оставались твердыми, как дерево, и прямыми, как трость; то вдруг так сгибалась вперед, что голова и подбородок сближались с пальцами ног, и жилы на шее чудовищно напрягались; то, напротив, она удивительно откидывалась назад, и затылок ее был выворочен внутрь плеч, к спине, а бедра высоко подняты".
Если сравнить это с описаниями божественных присутствий в Гауре, то очевидно сходство:
"Поры Его кожи сочились кровью, а все зубы шатались. Тело Его становилось то худым, то полным. Суставы Его рук и ног порой расходились на длину ладони, и лишь кожа удерживала их. Иногда Шри Чайтанья Махапрабху втягивал в туловище руки, ноги и голову, подобно черепахе".
А вот трансовая экзальтация другой монашки Брюсова: "Наконец, из рядов сестер, одна монахиня, юная и красивая, сколько мог я разглядеть, вдруг вырвалась вперед, выбежала на середину церкви, делая странные движения и что-то крича немцсфпонятное, а потом поверглась на пол и начала биться в том припадке одержания, какие случалось мне наблюдать у Ренаты. Тут, в страхе и смущении, все повскакали со своих мест, и я тоже устремился к упавшей девушке, и видел, как она страшно вытягивалась, причем живот ее выпучивался под одеждой, словно бы она вдруг становилась беременной".
Редкий по своей тематике для русской литературы роман "Огненный Ангел" посвящён XVI-му веку. Он сложен шестнадцатью главами, и это число Золотого Аватара, который завоевал мир Маха-мантрой Харе Кришна из шестнадцати слов. Гаура прожил три раза по шестнадцать лет, историки пишут, что о нем слышал Христофор Колумб, выдвигавшийся с идеей его увидеть. Мог ли Брюсов, отец российского символизма и совершенно владеющий несколькими языками поэт, прозаик, переводчик и критик, слышать о Господе Гауре, монахе, совершим в XVI-м веке духовное возрождение Индии? В романе автор не упоминает Золотого Аватара, помнится, что и Колумба, зато говорит об Америго Веспучи, который привез из Америки много интересного, продав ей свое имя. Пусть о Гауре он молчит, в поэзии Брюсова существенно представлена тема восточной эротики, которую Золотой Аватар любил в высших достижениях, таких, как "Гита Говинда" Джаядева или "Гопи Гита" Вьясы. Ясно, что у символиста была возможность ознакомиться с индийскими учениями, тем более, что он крепко дружил с масонами, которые с одобрения Екатерины Второй напечатали в России "Бхагавад Гиту". Возможно, Брюсов мог прочитать все три Гиты, есть вероятность, что все три уже тогда были переведены на английский и другие языки, "Гита Говинда" и "Гопи Гита" считались шедеврами ведической эротики. По идее, я хочу выразить мысль шире: наверняка поэт мог знать описания трансов индийских святых и суфиев, поскольку был любознательным и широко образованным.
В этом эссе из нескольких частей будет обсуждаться экстаз ведьм и индуистов, природа одержимости, и невидимые существа, вступающие с ними в телесно ощутимый контакт. Это - падшие ангелы во главе с Люцифером или духи полубогов и Всевышний? Высшая часть учения вайшнавизма - прайоджана-гьяна - исследует подобный контакт, этому посвящены многие книги Рупы Госвами, особенно "Уджвала Ниламани", Рагхунатхи Даса Госвами, Кришна Даса Кавираджа, Кави Карнапура, Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Они описывают пляски и эротические отношения Кришны с преданными в человеческих телах (но не в плотных, а в сварупах). Они не изображают козлов и тому подобных звероподобных героев, как на европейских шабашах. Героини - пастушки Кришны - красавицы, а не страшные ведьмы и мутанты. Главный герой Кришна не увенчан рогами, гак глава европейских шабашей. Для встречи с ним вайшнавские авторы не требуют обязательного поцелуя Господа в зад, которого нередко требуют европейские авторы для поклонения дьяволу.
Прайоджана-гьяна - это наша цель, хотя, наверное, большинство преданных не ставят ее перед собой, считая слишком высокой, не досягаемой. Откладывают её на будущие воплощения. Или размышляют: "После смерти я обрету, наконец, свою реальную сварупу и контакт с Кришной". Или считают эту высшую цель не существующей в реале, относят её к вайшнавской и духовной лирике. Измышляют: "Герои поэзии расиков - платонические, как придуманная Петраркой Лаура. Они мифические, как Диана и Пан с нимфами". Но Гаура же не придуман. Мы посещаем места памяти Золотого Аватара в Навадвипе, Пури, Вриндаване, мы верим в его любовь и транс.
*
"Огненный ангел"(1907) оказался таким очаровательным и плодовитым ребёнком Брюсова, что вдохновил Михаила Булгакова на сотворение "Мастера и Маргариты" (1940). В романах легко выявить параллели. Например, герой Брюсова, немецкий рыцарь и мистик Рупрехт, натирает свое тело мазью и на появившемся вскоре козле отправляется на шабаш. Как и Маргарита на метле, он на своём рогатом вахане (живом транспорте, подобном белому буйволу Нанди бога Шивы) прилетает к чудесному лазурному озеру. Там резвятся по-своему очень счастливые ведьмы, колдуны и демоны в разных телах: антропоморфных, звериных и гибридных. Они готовятся к шабашу. Далее Брюсов приводит разговор Рупрехта с дьяволом, его вопрос, полученный ответ и шабаш.
Поэт вводит в роман и Мефистофеля, наставника доктора Фауста, аналогичного Воланду. Всё же Мефистофель не входит в плеяду его главных героев, как булгаковский дьявол Воланд. Кроме того, Брюсов, подобно коллеге, поднимает и некоторые христианские темы, делая это с позиций лютеранства и католичества. Здесь показательна сцена, где гибкий Рупрехт, ненавидящий католиков за инквизицию, пофилософствовав с инквизитором Томой, начинает ругать в паре с этим садистом лютеран. Ему важнее не поссориться с Томой ради спасения сестры Марии, героини Брюсова, чем отстаивать идеалы царящих в Европе христианских миссий. Дополнительно к шабашу, дьяволу, богу и христианству, есть ещё параллель, в обеих книгах присутствует полтергейст. Люди во внешнем мире поражаются проявлениям невидимой нечистой силы. Она чудит в пятикомнатной квартире 45 или громыхает (тряской предметов) и стучит по дереву во время сеанса экзорцизма для одержимых монашек в церкви монастыря Святого Ульфа. Это вводит алтарную во главе с экзорцистами в трепет и ужас, трясётся всё, живое и неживое.
Булгаков создал произведение с другим вариантом шабаша. Его героиня Маргарита, писанная со второй жены Елены Шиловской, отличается характером от Ренаты, главной героини Брюсова. Шиловская - хранительница литературного наследия Булгакова, а в образе Маргариты она защищает Мастера (автогероя Булгакова), не гнушаясь для этого стать ведьмой. Тьма неприятия вокруг Мастера, замолчавшая, заслонившая его шедевр так, как туча затягивает солнце, склонила Мастера сжечь рукопись романа о Христе. Тьма абсолютно густа, как бельмо, её можно разрезать, как катаракту, ударив алмазным ножом по ядру и счистив с глаза остатки плёнки, - только так и рассеять. Только с помощью хирургического вмешательства, только с поддержкой запредельных сил справедливости, которые способна призвать ведунья. Бесконечно преданная любимому, как крылатая заббан - своему суфийскому мастеру, Маргарита беспощадно мстит его обидчикам, она жжёт. Этот поджог такой грозный, что похож на тот знаменитый, который все помнят по строке "Москва, спаленная пожаром". Словно бы став бесполезной, столица начинает полыхать. Она опустошается, оставаясь за спиной, исчезает из реальности улетающей на шабаш Маргариты. Увы, Белокаменная тверда (сказать Краснокаменная в историческом контексте романа, наверное, вернее), столица ледовито игнорирует труд Мастера. Таким же образом, коммуниствующие политические программы упраздняли интеллигенцию, как одну из четырех каст общества, именуя её подкастой или прослойкой между главными классами. Маргарита, согласно высшим чаяньм Булгакова, словно богиня-защитница и покровительница Афина
или Кали. Булгакова легко понять, хотелось бы и мне такую полностороннюю и могущественную богиню: хранит литературное наследие, любит и жжёт, чтобы отстоять твою работу и честь.
Прототипом для Ренаты, героини Брюсова, которую он рисует, когда расчётливой или экстатичной чародейкой, когда блаженной монахиней, стала Нина Петровская. Она была любовницей поэта. Рената тиха и смиренна, когда не одержима Огненным Ангелом. До этого Петровская приходилась любовницей поэту Андрею Белому, и Брюсов изобразил в книге отношения в данном любовном треугольнике. Он перенёс их на Ренату, ландскнехта Рупрехта и молодого графа Генриха, влюблённого в магию, а не в Ренату.
Брюсов обнажает труднодостижимость, неберучесть Ренаты. Долго рыцарь, которому видится немыслимым насилие над женщиной, не может вступить с ней в любовный союз. Хотя Рената позволяет Рупрехту касаться себя, даже спать в одной постели в комнатах с одной кроватью, равной своей площадью номеру гостиницы, тем не менее, она мягко, но непреклонно, не допускает соития. Женщина идёт на половую связь с ним только по расчёту после нескольких месяцев совместных путешествий. Ренате пришло в голову, что её оскорбил прежний возлюбленный Генрих, писанный с Белого. Она требует от Рупрехта для доказательства его любви к ней убить графа. Верный рыцарь клянётся совершить злодеяние. Тогда бесовка полагает, что совокупление станет адекватной платой за убийство. Она долго держала этот козырь, привязав рыцаря к себе, завтра он не отвертится от данного ей обещания.
Раньше Рената считала Генриха воплощённым Огненным Ангелом, который дружил с ней с ранних лет. Ангел время от времени посещал девушку в разных обличьях, например, как золотая бабочка, прячущаяся в её волосах или как кот, забирающийся к ней под одеяло. Однажды он пообещал, что скоро воплотится в человека, а она сможет выйти за него замуж. Чуть позднее Рената узнаёт своего Огненного Ангела в графе Генрихе, чьи черты прекрасны, а волосы похожи на золотые ниточки. Она сближается с ним, идёт на знакомство сама. А он не понимает, что Огненный Ангел реинкарнировался в него, поскольку не узнаёт в ней старую знакомую. Рената очаровывает молодого графа и начинает дружить с ним, перебравшись жить в его замок. Со временем покровитель Генриха оказывается им недовольным. Это переносится на графа, и Рената, будто бы, становится виновата в том, что Генрих нарушил целибат, предписанный ему на всю жизнь. В результате граф, многократно её познав и напоследок со вкусом оскорбив, отталкивает женщину навсегда.
Втеревшись к нему в доверие с помощью разговоров на философские темы, бывалый солдат Рупрехт провоцирует молодого Генриха, и они вступают в дуэль на шпагах. Однако, Генрих тяжело ранит Рупрехта. После этого Рената отрекается от графа и начинает лечить Рупрехта. Исцелившись, рыцарь обнаруживает, что возлюбленная увлеклась молитвами и массу времени проводит в церкви. Ему, становится, что ли, скучно, и он отправляется общаться с доктором Фаустом и Мефистофелем, странствующими учёными и волшебниками. Они просвещают и развлекают чудесами знать во время постоев в её замках. Тем временем Рената уходит в монастырь, становясь сестрой Марией. Никто не ждал, что она поставит там всё с ног на голову.
Судя по полному имени её возлюбленного графа - Генрих фон Оттергейм - а также, по его благородным качествам и глубокой увлеченности оккультизмом и магическими науками, Брюсов сочетал его не только с Андреем Белым, но и с великим автором Генрихом Корнелиусом Агриппой Неттесгеймским в его молодом возрасте. Кроме того, Агриппа фигурирует в книге под своим историческим именем, как пожилой затворник, про которого ходят разные слухи. Рупрехт встречается с ним в его доме, оставшись несколько разочарованным из-за нежелания Агриппы отвечать на глубокие вопросы о магии.
Считают, что именно Агриппа, автор знаменитой демонологии и многих оккультных и религиозных книг, вдохновил российского символиста зажечь "Огненного ангела" своей жизнью и интеллектуальной работой. В суждениях критиков существуют пересечения, и про Иоганна Гёте тоже пишут, якобы Агриппа воодушевил его на создание книги о докторе Фаусте, кто заключил контракт с дьявольским духом Мефистофелем. Похоже, символист это учитывал, и Генрих Корнелиус Агриппа выведен в его романе не только, как молодой граф Генрих и реальный Агриппа в пожилом возрасте, но и как доктор Фауст. Суть показан трижды: образом Брюсова, собой историческим и образом Гёте.
Бесплотный (воздушно-плотный) Огненный Ангел заскакивает в монастырь Святого Ульфа верхом на новой монашке Марие. Кобылка контрабандно проносит летучего шалуна в цитадель целомудрия. Достаточно быстро Огонёк делает одержимыми многих сестёр. Женщины принимают Марию святой, она же инфицирует своей любовью к ангелу некоторых затворниц. Она, как бы даёт ангела другим пообщаться, поскольку они оказываются близко, в её поле. Немаловажно и то, что эти монахини почитают её, не оскорбляя любовь девушки. Сёстры благоговеют перед ней, и, обожающий свою фаворитку, ангел оказывается довольный ими. Он дарит свою любовь и им, тогда, как другие монахини боятся подобной любви и не становятся его избранницами, которых он вводит в экстаз.
Интересно, что природа экстаза Золотого Аватара и индийских экстатиков сходна. Одним прикосновением Гаура и они давали бхаву или прему.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №124070104038