Православие и культура образ будущего

Не секрет, что русская культура очень тесно перекликается с православием. И православие повлияло не только на Россию и нынешние страны СНГ. Русские миссионеры ещё в 17-18 веке пронесли православную веру через Сибирь «до края земли» и ещё дальше: на Аляску и в Японию. Когда на Аляске после перехода к США проходила тотальная американизация, когда за разговор на родном языке англо-саксонские оккупанты могли забить палками до смерти, именно русское православие спасло национальную культуру алеутов от исчезновения, сохранило алеутский язык, обычаи и традиции. В самой же России после Октябрьской Социалистической революции 1917 года вышло совсем наоборот. Новая власть попыталась выбить из советского народа русское православие, и ей это практически удалось, но работники культуры сумели сохранить православную веру. Хрущёв с пеной у рта клялся показать народу «последнего попа», а в это время советский кинематограф прославлял Святых Александра Невского и Андрея Рублёва. Архитекторы обивали пороги чиновников с просьбами сохранить церкви и монастыри, а если это не получалось, то тайно, по ночам чертили схемы и снимали мерки, надеясь на воссоздание святынь. Музейные работники сохраняли иконы, мощи и старинные церковные книги. В конце концов, когда «железный занавес» рухнул, трудами именно работников культуры удалось воссоздать истинную Православную веру.
 Так что же ждёт нас в будущем? Будет ли оно таким же светлым и лучистым, как мечтали фантасты конца 20-го столетия? Начнём с того, что культура и вера, как два живых организма, постоянно взаимодействуют друг с другом: культура пытается принять веру, а вера — поглотить культуру. В начале 20-го века духовенство осознало, куда движется русский народ: люди всё больше привыкали верить в культуру вместо Бога. Несколько десятилетий спустя советская власть закрепила эту тенденцию на государственном уровне. Так впервые проявился первый процесс, уводящий человека в сторону эгоизма и самообожествления. Противоположный процесс, наоборот, напоминает человеку о том, что над всеми нами есть Бог. Даже во времена ярой атеистической пропаганды, Слово Божие активно прорывалось в нашу повседневную жизнь. «Суета сует», «Темна вода во облацех воздушных», «Я умываю руки» - это лишь немногие из «библейских» фразеологизмов, которые мы употребляем в разговорной речи.
 Всё это приводит к осознанию нашей роли как великого русского народа. Мы обязаны сохранять и приумножать нашу культуру именно во втором направлении. Причём, мы должны сохранять не только знания и символы, но и веру своих предков. И нам нельзя откладывать на потом это великое дело. Иначе мы просто не успеем передать своим детям и внукам источник, питающий внутреннюю силу нашего народа.


Рецензии