Портал для путешествий во времени

Небольшое эссе с таким названием было написано мной и вошло в книгу сценариев, программ, афиш, статей, фотографий и отзывов, посвящённую итогам реализации одного из успешных проектов управления культуры городского округа Балашиха – «Музыкальная культура дворянской усадьбы». Вспомнила про материал после того, как побывала на экскурсии в усадьбе «Горенки» . С огромным удовольствием пишу имя человека, который занимается восстановлением этого объекта культурного наследия – Вячеслав Васильевич Фомичёв.

Итак, ПОРТАЛ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ ОТКРЫЛСЯ В БАЛАШИХЕ:

Вы думаете, что он существует только в воспаленных умах креативщиков, сценаристов и писателей, в фантастических романах и фильмах для того, чтобы завладеть воображением и деньгами легковерных мечтателей? Нет, он есть и вполне реален! Он – рядом!

Скрипичный и басовый ключи от него хранит председатель Балашихинского музыкального общества, заместитель начальника управления культуры администрации городского округа Балашиха, музыковед, заслуженный деятель искусств, кандидат педагогических наук Марина Чернова. Около ста счастливчиков стали участниками третьего потрясающего путешествия в XVIII век на своеобразной «машине времени», созданной творческой командой профессионалов, работающих в сфере культуры нашего муниципалитета.

Сама по себе идея проекта «Музыкальная культура дворянской усадьбы» изумительна, а те формы, в которых она воплощается в жизнь, вызывают восторг и одновременно чувство гордости за невероятно творческий потенциал, присущий нашей интеллигенции и народу в целом.

Вы представляете шоссе Энтузиастов в районе остановки «Красная Роза»? Да, да, оно именно такое: нескончаемый транспортный поток, периодически превращающийся в «пробку», несмолкаемый гул и ореол дорожного смога. Куда, зачем мы ежедневно устремляемся, проскакивая мимо одного из самых замечательных исторических мест Балашихи да и Подмосковья, в целом? Оно рядом, только сверните с шоссе и пройдите под входной аркой, а там уже не захочется покинуть въездную аллею усадьбы «Горенки» – памятника культуры федерального значения. Дорога влечёт за собой всё дальше и дальше – туда, где жили и бывали известнейшие в российской истории личности, где эпохи и события сметали устои и сочетали несочетаемое. Белые колонны, изогнутая архитектура главного корпуса так классически совершенны и притягательны, что даже табличка на парадном входе, говорящая о том, что здесь располагается лечебное учреждение, не мешает настроиться на прекрасное, которое вот-вот должно произойти здесь.

Поскрипывают лестницы под шагами гостей, отражает лица современников огромнейшее старинное зеркало, и – О! Ах! – акустическим эхом встречает «Золотой зал» изумлённого путешественника во времени. Ты счастлив, что и для тебя есть здесь место, что отложил все современные дела, которые хорошо, если станут когда-нибудь исторически важными, а вероятнее всего – просто канут в Лету. Ты – в мире прекрасного, и всей душой это ощущаешь. XVIII век, а столько знакомых: Галина Ковалёва, Юлия Лазарева, Анна Фролова, Ксения Гирина, Наиль Утяшев, Елена Кирюшина! В этом зале хочется не просто здороваться, а величаво кивать, обмахиваясь веером. Это, наверное, моя «царская» фамилия наводит на такие мысли – нет, пожалуй, окружающая обстановка.

И начинается концерт… Дмитрий Бортнянский, Луиджи Боккерини, Джованни Панзиелло, Николай Титов, Иван Хандошкин, Василий Трутовский, Иоганн Гесслер, Осип Козловский, Максим Березовский – знакомые и только что открытые для меня программой концерта имена композиторов столетия расцвета усадьбы династии Долгоруковых и династии Разумовских. Наталья Комарова, Мария Андреева, Светлана Маркина, Наталья Брык, Наталья Сапрыгина, Ксения Гирина, Инна Мартыненко, Елена Кирюшина, Лариса Трофимова, Ирина Елесина, Ильнур Бетымбаев, Ольга Ретюнских, Елена Куницына, Наиль Утяшев, Ольга Потапова, Анна Попова– это имена современных исполнителей, которые помогают строить невидимый культурный мост между эпохами. Меняются инструменты (был даже синтезатор – наверное, его перемесили из будущего), меняются предпочтения, наверняка меняются интерпретации, но лучшие музыкальные традиции, которые мы называем классикой, хранит тот культурный слой нации, который посвящает свою жизнь музыке. Слышали бы вы, как звучал в этом «Золотом зале» недавно созданный симфонический оркестр, которым дирижировал Наиль Утяшев! У оркестра ещё даже нет названия.

Музыка времён… Она во всём, только надо уметь её слышать. Тогда поймёшь, что поколения уходят, чтобы остаться. И придут новые, которые захотят найти свой портал для путешествий во времени. А вдруг они захотят заглянуть к нам? Что мы им оставим?


Рецензии