Студенческие годы. Вылазки на природу и не только
Сегодня, вспоминая студенческие годы, сразу на лице появляется улыбка. Круто было!.. Это если в двух словах.
Я, конечно, ходила на пары, но иногда, например, в холодное время года, прогуливала, как и многие, так как мы "поняли жизнь" и решили использовать учебное время в своих собственных целях. Зачем сидеть на скучных лекциях весной, если можно погулять в парке?! Ведь молодость одна и провести её нужно так, чтобы было что вспомнить! Будучи студентом, не понимаешь, что в жизни за тебя никто не станет делать твою работу, а если и станет, то только за деньги.
Но были и веские причины, по которым я ходила на многие занятия: во-первых, некоторые предметы мне были реально интересны; другие полезны для карьерного развития; были предметы, сложные в самостоятельном изучении; были и строгие преподаватели, отмечающие отсутствующих; ну и личная симпатия к некоторым из них.
Предметов было очень много, все я не могу и вспомнить, но в памяти отложились практические занятия, когда мы-студенты с преподавателями выезжали на природу, чтобы в реальных условиях увидеть и услышать то, о чём говорилось на лекциях. Сколько времени мы провели в электричках, в лесах, на лугах, у рек и озёр - не сосчитать! Не всегда было приятно пробираться сквозь чащи лесные, идти по болотистой местности, промочив ноги и запачкав новенькие джинсы Wrangler(на учёбу - как на праздник!), доставали комары и мошки, бесконечная паутина, мокрые ветки хлестали по лицу, грозясь выколоть глаза, колючки кустарника царапали руки, ноги заплетались в спутанных корнях... Это сейчас мною оценено по достоинству - сколько мы увидели и узнали, а тогда нам хотелось поскорее домой - умыться, переодеться, поесть, а вечером на дискотеку! Но... Сквозь наши мечты пробивался голос педагога о том, что лес – это одно из красивейших созданий природы, не оставляющий никого равнодушным, величайший источник здоровья и вдохновения...
Помню прекрасно преподавателя по "Орнитологии" - науке по изучению птиц, которого я побаивалась, так как он был даже внешне очень суров, как говорится "на кривой козе не подъехать". И вот с ним то наша группа как-то отправилась в лесную чащу, чтобы на практике больше узнать о жизни пернатых.
- Всем известно, что самые умные птицы – это ворона, сорока, галка,- поведал нам орнитолог. - Они умеют подражать человеческой речи и часто понимают значение многих слов. У ворон имеется более 200 различных сигналов для общения. Птицы могут сообщать о нахождении корма, о хищнике, и делать это разными способами. С помощью голоса птенцы просят еду у родителей. Голос помогает самцу найти себе пару и избавиться от соперника. А в критическую минуту птичий крик прогоняет врага. Большое количество птиц активно общаются ночью, и для них тоже наиболее важен голос. Выделяют 5 главных типов звуков: призыв, песня, территориальный сигнал, ухаживание и тревога.
Педагог пытался нам описать при помощи слов, как песня певчего дрозда звучит на человеческом языке: - Спиридон-Спиридон, чай-пить, чай-пить, с сахаром, с сахаром... А потом сам стал имитировать пение птиц... Мы стояли, раскрывши рты. Это было так прикольно! Людям сложнее даётся такое пение: человеческие связки мало приспособлены для того, чтобы естественно извлекать подобные звуки. Преподаватель признался, что бесконечные упражнения длились годами. Подражая птицам, он вырабатывал орнаментальную технику, для которой характерны сложнейшие вокальные украшения - мелизмы. Получилось настоящее представление. И что интересно, птицы вторили ему!..
И вдруг, мы услышали пронзительные резкие крики. В дупло залетела птица с червяком в клюве, и сразу из глубины ствола раздался писк птенцов. Преподаватель предложил нам прислушаться и понять, о чём идёт речь, и попробовать перевести на наш язык. Мы изощрялись - кто во что горазд. В конечном итоге получилось примерно так: - Папа, мама, мы голодны, ну дайте же поесть! Всегда нас кормили, а сейчас? Ну, куда вы от нас улетаете? Кто-то из парней упал на землю и катался, смеясь так, что птицы вспорхнули и улетели. А куратор продолжал: - Говорят, своим пением птицы славят Творца. Например, своей трелью самец соловья зовёт самку: - Я люблю тебя, моя дорогая, мы с тобой сможем создать отличную семью! Другие же соловьи-самцы слышат: - Не надо сюда лететь. Место занято. Здесь будет наше гнездо! Примерно то же сообщают друг другу скворцы, синицы, зяблики и дрозды. Ну как тут было не восхититься знаниями и юмором нашего орнитолога?
Мы узнали, что свиристель поёт нежным и тонким голоском, а птичья трель напоминает журчание ручейка. Кукабарры знамениты своими криками, очень похожими на человеческий хохот. В тёмное время суток пищат, как котята и кричат сычи, филины, совы, сплюшка, а также их птенцы. Выпь "вопит" громким голосом. Коростель издаёт звук, похожий на скрип качели.
Наши познания пополнились и такими фактами: есть птицы-паразиты, которые подкладывают яйца другим птицам, не выращивая своё потомство. Такие птенцы учатся пению у приёмных родителей и их певчий репертуар становится смешанным. А есть "обязательные" паразиты - кукушки. У них голосовые сигналы врождённые, и вне зависимости от того, кто птенца вырастил, он всё равно будет использовать видовой репертуар.
Многие тогда может быть впервые по настоящему прислушались к реальной жизни в лесу и это было прекрасно! А педагог подытожил: - Прослушивание птичьих трелей оказывает благотворное влияние на организм: нормализуется давление, успокаивается сердечный ритм, снимается нервное напряжение. Мы это ощутили на себе в полной мере!..
Также был у нас очень эксцентричный преподаватель по "Энтомологии" — разделу зоологии, изучающему насекомых. Мы очень долго пытались запомнить и выговорить термин "лепидоптеролог". Это специалист, который занимается изучением насекомых из отряда чешуекрылых (бабочек, мотыльков, молей). Наш педагог отличался странным поведением и нестандартными привычками, касающимися общения с другими людьми. Например, когда он утром бежал вверх по лестнице на кафедру, то всем громко говорил: - Добрый вечер! Мог пиджак застегнуть не на ту пуговицу и держать пакет зубами, когда нужно было что-то сделать руками. Он очень любил стряпать и частенько угощал работников кафедры, где я подрабатывала, разными вкусняшками, например эклерами. Самым любимым орудием его труда был сачок, которым он ловил насекомых. У него была большая энтомологическая коллекция — собрание насекомых, отобранных по определённым признакам, засушенных и наколотых энтомологической булавкой, хранящихся в специальных коробках.
С этим преподавателем мы тоже выезжали на природу. Мозги наши плавились от огромного количества фактов, таких, как: на Земле существует около 110 тысяч видов бабочек, большинство из них отличаются яркой окраской и дивными узорами на крыльях. Они водятся на всех материках, кроме Антарктиды. Бабочки проходят через процесс метаморфоза, начиная с яичка, затем гусеницы, куколки и, наконец, превращаясь в красивую бабочку. Размах крыльев бабочек может достигать от нескольких миллиметров, какими являются бабочки Ацетозия и Пигмей, до 28см у некоторых видов, например, бабочки Аттакус Атлас. Бабочки способны видеть ультрафиолетовый свет, что позволяет им ориентироваться в мире и находить цветы для питания. Рецепторы, отвечающие за вкус, находятся у них на лапках.
Куратор с замиранием сердца говорил о том, что самой выносливой признана бабочка Монарх, которая способна преодолеть расстояние в тысячи километров без остановок, прямо как птицы. Некоторые бабочки способны учуять феромоны самок за несколько километров против ветра и прилететь к ним, в прямом смысле, на крыльях любви, хотя у бабочек отсутствует такой орган, как сердце! Крылья бабочек обычно обладают выдающейся симметрией и служат источником вдохновения для искусства и дизайна... Здесь наш лепидоптеролог делал небольшую паузу и продолжал: - Бабочки, как и слоны, питаются с помощью хобота, точнее, хоботка и различают всего три цвета — красный, жёлтый и зелёный. Существуют и бабочки-вампиры, питающиеся так же, как это делают комары. Нас просто ошеломил тот факт, что бабочка-капустница очень плодовита. Если бы всё потомство хотя бы одной капустницы выживало, за сезон на свет появилось бы столько её потомков, что они весили бы втрое больше, чем все люди на Земле, вместе взятые!!!
А потом нам выдавались сачки и мы бегали по полю, как подстреленные, пытаясь поймать хотя бы одну бабочку в полёте. Чтобы она оказалась в сетке, требовалась максимальная собранность. Если первым взмахом сачка бабочка не поймана и сетка прошла совсем рядом, насекомое обычно удирает прочь. За те мгновения, пока бабочка мечется вокруг, надо было снова постараться её поймать. К бабочке, сидящей на земле или одиночном растении, мы подкрадывались так, чтобы на неё не упала наша тень. Со стороны наблюдать за этим было очень смешно!.. Приближались мы медленно и плавно, так как бабочка чутко реагировала на любое движение. Свободной рукой брались за дно сетки и поднимали её. А затем, не теряя времени, стремительным броском сачка вперёд и вниз накрывали бабочку. Кто-то промахивался и падал в траву с непристойными возгласами, кто-то просто отказывался больше бегать и бросал свой сачок. Как только бабочка оказывалась пойманной, мы загибали сетку, чтобы она не смогла вылететь. Потом рассматривали их и отпускали на волю. Набегались мы тогда на несколько лет вперёд...
Вспоминаю с удовольствием преподавательницу по "Растениеводству", очень своеобразную женщину, которая могла часами беседовать о редких видах и любоваться ими, забыв обо всём на свете. Кабинет, в котором мы занимались, был похож на ботанический сад, она им очень гордилась и дорожила.
Выезды на природу были тоже запоминающимися! Мы преодолевали на электричке многокилометровое расстояния, чтобы только увидеть те виды растений, которые занесены в Красную книгу!
Наиболее подходящими условиями для сохранения популяции вида являются труднодоступные для человека места и охраняемые территории заповедников, заказников. Вот в них то мы и направлялись. Помню, нам непременно нужно было найти Венерин башмачок — самое красивое растение из числа всех северных орхидей. Своеобразие строения её цветка, редкое сочетание оттенков, свойственный только ей аромат всегда привлекали своей красотой и необычностью. Недаром цветок получил название "произошедшая от Бога". Согласно легенде, необычное название цветка происходит от туфельки богини Венеры, которую она обронила. Странник нашёл башмачок и решил его поднять, но тот превратился в прекрасный цветок, по форме напоминающий туфельку. Нашли мы его не сразу. Пришлось походить(поползать) - это мягко сказано. Но в итоге, кто-то увидел цветок и при этом заорал благим матом, так как в нём сидел большой паук. Преподавательница успокоила орущего, сказав, что необычную форму цветков для своих целей используют "цветочные" пауки. Они устраивают на них ловчие сети, в которые попадаются летящие на запах насекомые.
Где бы я ещё увидела и узнала названия многих редких видов, тоже занесённых в Красную книгу, если бы не посещала занятия по растениеводству? Такие названия ещё суметь выговорить надо: астрагал болотный, козлобородник сибирский, любка двулистная, кокушник длиннорогий, амфидиум лапландский, солнцецвет монетолистный, борец мохнатый, жабрица густоцветковая, остролодочник колосистый, надбородник безлистный, заразиха бледноцветковая, криптограмма Стеллера, лапчатка неодетая, сердечник трёхраздельный, шлемник остролистный, хаммарбия болотная...
Помню наши вылазки на природу с целью создания топографических планов и карт. Предмет "Топография" являлся научной дисциплиной, изучающей методы изображения элементов местности с помощью съёмочных работ. На первом занятии наша преподавательница сказала такие замечательные слова: - Сегодня мы поговорим о специалистах, без которых пираты никогда бы не нашли свои сокровища, а школьники на уроках географии не смогли бы получать хорошие оценки. Речь пойдёт о картографах! В этой профессии приветствуется аккуратность, внимательность, усидчивость, обладание хорошим глазомером - в картах важна точность!
Мне сейчас даже не верится, что мы сами управлялись теодолитом - геодезическим прибором, предназначенным для измерения углов, длин линий и превышений, для определения координат и высот точек местности. Сложность рельефа выбиралась преподавателем. Сколько мы преодолели высот и низин - холмов и оврагов!.. Все данные от съёмки наносили на бумагу, а потом чертили планы и карты в определённом масштабе и у нас получалось!
Вспоминаю и предмет "Почвоведение" - науку о почве, её составе, свойствах, происхождении, распространении, использовании, деградации и восстановлении. Лекции худо-бедно мы посещали, но когда пришло время в живой природе продемонстрировать, на что способны, получилось далеко не у всех. Мы также с преподавательницей выехали в лесной массив, чтобы взять почвенные образцы, для чего нужно было правильно заложить почвенный разрез - шурф, который представляет собой вертикальную яму, выкопанную вручную, т.е. лопатами, которых было всего несколько, поэтому копали все по очереди. Вскоре, один за другим, мы выбились из сил и кто-то пошутил: - Копайте, копайте! Если не станете географами, то сможете получить другую профессию - могильщика...
Потребовалось немало времени, чтобы шурф был готов. Затем аккуратно срезали дёрн, лицевую стенку зачищая ножом, для того, что бы были хорошо видны почвенно-генетические горизонты. Тщательно рассматривая их, мы делали записи в полевом дневнике. Всё это нужно было для того, чтобы иметь представление о смене состава растительности, типа почвообразующей породы и характера водного режима. Так мы давно не уставали... Зато, помимо закрепления знаний, какие получили навыки! Когда я вышла замуж и мы приобрели сад, я так лихо орудовала лопатой, что муж, смеясь, спрашивал: - Где тебя этому научили? А я отвечала: - У твоей жены высшее образование!
Учеба подарила мне знакомство с интересными педагогами, некоторые из них до сих пор остаются для меня загадкой...
Преподаватели были настолько разными и самобытными, что вспоминать о них - одно удовольствие!.. Был, к примеру, преподаватель, который носил кожаное приталенное пальто с застёжкой справа налево(женский вариант) и когда он садился, то из под брюк виднелись капроновые гольфы малинового цвета. Но... Он настолько знал политическую карту мира, что мог стоять к ней спиной и указкой показать любое государство и его столицу, не промахнувшись! Все действия были отточены до циркового трюка. Мы были в восторге!..
Помню, как на занятии по "Физиологии животных" мы препарировали лягушек. Преподаватель, кстати, очень симпатичный молодой человек, нам довёл до сведения, что препарирование - важный этап в изучении биологии или анатомии на начальном уровне. - Понимание устройства внутренних органов полезно для нас, но некоторых этот процесс может пугать. (Ещё бы!). - Если мы научимся рассматривать эту задачу только с точки зрения науки, то сможем с легкостью справиться с ней.
Инструментов было немного: поднос, который был похож на противень с резиновой подкладкой, скальпель, анатомические спицы, перчатки и собственно сами лягушки, убитые какое-то время назад. Нам предлагалось узнать основные органы, такие как сердце, легкие, печень, желчный пузырь, почки и другие, определив пол лягушки. Естественно, все стали смотреть между лапок. А оказалось всё гораздо прозаичнее. У самцов на передних лапах есть выпуклое уплотнение и большой палец толще, чем пальцы самок. Девчонки засмущались, парни ржали... Ещё куда ни шло, когда нужно было найти ноздри для дыхания, которые находились над ртом, или осмотреть полость рта, широко его раскрыв, увидев пищевод, ведущий к желудку, голосовую щель, соединённую с легкими, язык - большой и тянущийся. Но когда препод дал задание найти клоаку - место, где мы должны были сделать первый надрез, произошло что-то невообразимое. Многие девчонки просто бросили ножницы, одна даже выбежала из аудитории, но невозмутимый педагог продолжал вести занятие и рассказывал интересные факты из жизни этих рептилий: например, лягушки способны издавать широкий диапазон звуковых сигналов, особенно в брачный сезон. Наблюдения за лягушками выявили сложные схемы поведения в брачных ритуалах, при угрозе для жизни и в других ситуациях. Самки травяных лягушек - самый распространенный в Европе вид,- когда дело доходит до избежания нежелательного внимания самцов, принимают решительные меры - они симулируют смерть, а пытаясь спариться, самцы этого вида лягушек цепляются за самок, но иногда конкуренция настолько сильна, что на одну самку пытается сесть сразу несколько самцов, увлекая её на дно. Так что для самок травяных лягушек период спаривания представляет в буквальном смысле смертельную опасность. Ещё мы узнали, что у многих видов лягушек самцы меньше самок и в отсутствие пениса оплодотворение происходит из клоаки прямо на икру. Что тут началось!.. Парни сидели с выпученными глазами и отпускали такие шуточки, от которых девчонки просто краснели, как варёные раки... А преподу всё было нипочём. Мне даже тогда показалось, что он специально делает акцент на этой теме, смущая студенток...
Не могу даже сейчас описывать весь процесс препарирования, но справились с ним не все, поэтому занимались дополнительно. В воздухе ощущался сильный запах формальдегида, и мы с большим усердием тёрли руки щеткой, несколько раз вымыв их мылом. Когда мы вышли из аудитории, моя подруга, натура впечатлительная, произнесла такую фразу: - Не могу понять студентов медвузов, которые выбирают специализацию - гинекология и проктология. Я была с ней солидарна.
Я рада, что меня учили педагоги, которые (теперь могу сказать с уверенностью) были настоящими, заинтересованными, знающими своё дело людьми. Эти занятия сейчас просачиваются ярким пятном и вспоминаются в подробностях... Их девизом был: "Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму"! Процесс учёбы был пронизан нашими эмоциями, событиями, мечтами, коллективным духом и желанием поскорее закончить универ, стремительно влиться в полную неожиданностей прекрасную взрослую жизнь!..
Свидетельство о публикации №124063005139
Валерий
Валерий Коваленко Коло 14.07.2024 14:51 Заявить о нарушении
и возвращает нас туда, где нам было ХОРОШО!!!
С теплом души,
Татьяна Гассан 15.07.2024 14:44 Заявить о нарушении
Валерий Коваленко Коло 15.07.2024 14:49 Заявить о нарушении
Татьяна Гассан 15.07.2024 14:55 Заявить о нарушении
Валерий Коваленко Коло 15.07.2024 15:35 Заявить о нарушении
приятные моменты - сейчас нам не надо учить тот
или иной предмет и трястись у двери аудитории...
Вот я сейчас лопаю виноград, за окном тучи предупреждают,
что будет дождик, а мне всё равно!.. Дети выросли и подарили
мне внуков, которых я обожаю! Всё хорошо. Ещё бы война эта
закончилась и тогда можно снова ЖИТЬ на полную!..
С добром и наилучшими пожеланиями,
Татьяна Гассан 15.07.2024 15:43 Заявить о нарушении