4. Прозрение незримого
Теги: Прозрение, Синергия, Вдохновение.
"Но бывают мгновения, когда человек вступает с миром в разговор и
воспринимает его как собеседника - как Ты"
(Мартин Бубер в книге "Я и Ты" )
Физики всё яснее приходят к выводу, что квантовые объекты нелокальны и, строго говоря, объектами являться не могут. Локально и конечно лишь взаимодействие с измерительной системой. При этом, отличие квантовой реальности от наблюдаемой оказывается столь фундаментально, что грозит низвергнуть научное мировоззрение до уровня иллюзии.
НЕЛОКАЛЬНОСТЬ невозможно измерить и понять, однако, ничто не мешает сокрытой реальности проявлять свою иррациональность в сферах интуитивного постижения: в искусстве и религии. Она явно "желает", чтобы к ней относились с пиететом. "Я = не-Я - высшее положение всякой науки и искусства", - говорит Новалис.
СОГЛАСОВАННОСТЬ нелокального исчезает при наблюдении, но пленяет очарованием, принуждая преклониться перед нею и следовать в СОГЛАСИИ с ней. И в этом она всегда удивительно избирательна. Не все имеющие глаза видят её, не все имеющие уши, слышат её. Она не дана в ощущениях, но способна преображать наши чувства.
СоГЛАСованность человека с окружающим его миром, с не-Я, не только потрясает его, но преображает, обогащая удивительным опытом. И подобные преображения не могли не отразиться в языках многих народов. В русском языке для них созрело слово "проЗРЕНИЕ", как бы отрицающее слово "ЗРЕНИЕ" и утверждающее на нём новое. Если слово "зрение" ассоциируется с общим чувственным наблюдением, то проЗРЕНИЕ - делает акцент на том, для чего органов чувств недостаточно, что не даётся наблюдением, но восходит над ними, сверх чувственно. Именно в русском языке проЗРЕНИЕ выражает видЕние всеобще ненаблюдаемого, отдельным вещам не принадлежащего, но придающего им СОГЛАСОВАННОСТЬ (Единство).
Синонимом слова "прозрение" в русском языке служит слово "озарение", подчёркивающее его "вне телесность" образом зарева от "света невидимого". Сверх чувственная нагрузка слов указывает на не природность и избирательность "света невидимого". В этом "странность" русского языка, ментально рвущегося за пределы чувственного. У нас проЗРЕНИЕ, как видЕние ненаблюдаемого, озаряет человека СВЕТом невидимым, "освещающим" СОГЛАСОВАННОСТЬ окружающего мира. Кстати, сходный образ "невидимого света" использовал Мартин Хайдеггер для описания проСВЕТления, сравнивая его со "стоянием в просвете БЫТИЯ".
И, всё же, самым важным в описании проЗРЕНИЯ является то, что оно НЕ является НАБЛЮДЕНИЕМ, а даётся озарением, СВЕТом не чувственным, изменяющим человека, СОГЛАСУЮЩИМ его с окружающим миром. Под этим углом проЗРЕНИЕ заявляет о себе как проСВЕТлении, преображающем человека. ПроЗРЕНИЕ - видЕние СОГЛАСОВАННОСТИ, в видЕние человека в СИНЕРГИЮ*** с окружающим миром.
В СОГЛАСИИ человек исходит уже не из личных мотивов и потребностей, он уже не только чувствующее существо, но СОГЛАСОВАННОЕ с миром. ПроЗРЕНИЕ вводит человека в мир превосходящий мир действительный, превращая его в человека "не от мира сего".В противовес зрению проЗРЕНИЕ открывает человеку мир в его СОГЛАСОВАННОСТИ, восхищает его, ТВОРИТ невидимым ДУХом, "оДУХоТВОРЯЕТ".
Человек в СИНЕРГИИ с реальностью, в СОГЛАСОВАННОСТИ с нею, становиться другим, он преображается из существа живого, опирающегося на чувственность и действительность, в сверх сущное, незримо ведомое невидимым (ДУХом). В соГЛАСованности с реальностью, даже самой незначительной, человек приобретает новое "измерение" - ДУХОВНОЕ (синергичное). ДУША становиться "мерой" его СОГЛАСОВАННОСТИ с окружающим миром, "мерой" РАЗУМности.
По своему СОГЛАСОВАННОСТЬ с миром описал Новалис: "Человеческое Я должно сначала раствориться в море не-Я, слиться с жизнью в целом, потерять себя, разрушить, расчленить, чтобы затем собраться заново (если, конечно, получится - без риска здесь не обойтись), выйти из водной стихии в обновленном, преображенном виде. Умереть и родится второй раз. Это будет уже новое Я, обогащенное всей полнотой не-Я, разомкнутое, любящее."
Начиная с фундаментального (квантового) уровня СОГЛАСОВАННОСТЬ "присутствует" везде, согласуя все уровни реальности. Все неживые и живые существа живут в СОГЛАСИИ с окружающим миром. Миром изменяющемся, совершенствующим свою СОГЛАСОВАННОСТЬ, что и позволяет рассматривать её как духовность, как то, что находится в постоянном совершенстве, истинном качестве ДУХА.
Во истину Духа, один из высших видов животного мира получает возможность свободного отношения к СОГЛАСОВАННОСТИ. С этой целью он возноситься над НЕЮ с "правом" ЕЁ совершенства. Но эта же свобода позволяет и ОТРИЦАТЬ ЕЁ, причём до ОТВЕРЖЕНИЯ. В преодолении себя и проявляет себя ДУХ.
**********************
В проЗРЕНИИ, в соГЛАСованном "стоянии", нет привычного пространства действий, инициированных наблюдением, а разделение времени на прошлое, настоящее и будущее теряет смысл, что сказывается на невыразимости проСВЕТления во всей полноте и осмыслённости. В проСВЕТлении ощущение существования (потока чувств) сменяется восторгом взлёта над существованием, восхищением от преБЫВАНИЯ в СИНЕРГИИ, восхождением к высшему предНазначению человека.
В проСВЕТЕ проЗРЕНИЯ ВРЕМЯ не отсчитывается как при наблюдении, оно преБЫВАЕТ соГЛАСием, становясь ГЛАСящим Логосом. Это о нём нам говорит с древнейших времён Гераклит Эфесский - «Если вы прислушаетесь не ко мне, но к логосу, мудро будет в нём пребывая сказать: все едино».
Сенанкур в своём романе "Оберман" (письмо XXX) так описывает прозрение: "Было сумрачно и прохладно; я чувствовал себя подавленным и бродил без цели, потому что не мог ничем заняться. На невысокой стене я увидел несколько нарциссов. Один цветок уже совсем распустился, - вот оно самое сильное выражение желания. Это был первый из весенних ароматов. Я ощутил полноту счастья, предназначенного человеку. Невыразимая гармония всего сущего, - отражение идеального мира, - звучала в моей душе. Никогда еще я не испытывал ничего более великого и столь мимолетного."
В. Джеймсом в книге "Многообразие религиозного опыта": Вдруг, без всякого перехода, я почувствовал вокруг себя облако цвета огня. С минуту я думал, что это зарево большого пожара, вспыхнувшего где-нибудь в городе, но скоро понял, что огонь этот был во мне. Неизмеримая радость охватила меня, и к ней присоединилось прозрение, которое трудно передать словами. Между прочим, я не только уверовал, я увидел, что вселенная соткана не из мертвой материи, что она живая; и в самом себе я почувствовал присутствие вечной жизни. Это не было убеждение, что я достигну бессмертия, это было чувство, что я уже обладаю им. <...> Состояние это длилось всего несколько секунд, но воспоминание о нем и чувство реальности принесенных им откровений живет во мне вот уже четверть века".
ПроЗРЕНИЕ, проСВЕТление - соСтояние оДУХоТВОРЁННОСТИ человека, его проСВЕТления и творения Духом. В СИНЕРГИИ, человек находится в соГЛАСии с миром. Это соГЛАСие он переживает как новую жизнь, как ВДОХ НОВЕНИЯ. В её мгновения происходит прикосновение, или "прислушивание" к ГЛАСу ДУХа и, даже, ответа на него своим со ГЛАСием. Именно в оДухоТворенном соГЛАСии человек становится Словом Творящим и Словом говорящим.
В СИНЕРГИИ, человек утрачивает свою связанность с конечностью чувств и ограничений действительного мира. Он восходит в новую, соГЛАСованную жизнь, с новым "дыханием". Он СВЕТится ВДОХ НОВЕНИЕМ. В момент проЗРЕНИЯ поэту и пророку приходят Слова подсказанные Логосом, композитору слышится гармония соГЛАСия, художник проЗРЕВАЕТ её как очаровывающую его КРАСОТУ. В какое-то мгновение в какой-то точке пространства художник чувствует, что мир превращается в стихотворение.
Чаще всего проСВЕТление приходит чудесным мгновением, которому человек не успевает сказать: - "Остановись мгновенье, ты прекрасно!". Оно всегда приходит ВДОХНОВЕНИЕМ (вдохом нового, не физиологического дыхания), преображающем человека на всю жизнь. После него ему тяжело возвращаться в состояние Наблюдателя мира, но в нём остается ВЕРА в соГЛАСованность мира, в его РАЗУМность. Прозревший человек становится ВЛЮБЛЁННЫМ в свой мир.
ПроЗРЕНИЕ - это прикосновение к тайнам БЫТИЯ, к КРАСОТЕ, преображающей его и остающейся с ним. С нею он становится прекраснее, действуя не со ЗНАНИЕМ дела, но СОГЛАСНО своему предНАЗНАЧЕНИЮ. Он совершает деяния не осознанные, но продиктованные императивом СИНЕРГИИ, РАЗУМА и КРАСОТЫ. Следуя им человек укрепляется ВЕРОЙ в РАЗУМНОСТЬ своего мира. С нею он становится СВЕТлее, ВЕРНЕЕ, РАЗУМнее.
В ЗНАНИИ, добываемом поЗНАНИЕМ, он более не нуждается. Сила (знания) необходима в действительном мире, в СИНЕРГИИ важно соГЛАСие с РАЗУМОМ. С ним пространство-время действительного мира предстают условностями, послушными и подвластными Слову РАЗУМНОМУ. Прозревший, РАЗУМный человек живёт в более полном мире, где законы действительного мира более не властны над ним. Для стороннего Наблюдателя он может казаться "не от мира сего", инопланетянином, проходящим сквозь стены, не ощущающим гравитации и оказывающимся в любой месте пространства. Наблюдатель, как человек Со ЗНАНИЕМ, существует в мире действительном. Человек РАЗУМный имеет предНАЗНАЧЕНИЕ - ТВОРИТЬ СОГЛАСИЕ и, не только на своей Земле.
Человек в расСОГЛАСОВАННОСТИ заслуживает лишь горькие слова: - "Проклята Земля за тебя" (Бытие, 3/17) человек!
***/Слово "синергия" (по греч. "согласованность, сотрудничество, содействие, помощь, соучастие"), хотя и прижилось в науке, но играет в ней скорее бутафорную роль.
В христианстве же, особенно в православии, оно используется на протяжении всего существования Церкви. Подробно оно было сформулировано в традиции исихазма, являющегося сердцевиной православной духовности. Его первое упоминание находим в Первом Послании к Коринфянам, где Павел говорит: «Мы соработники Бога» (1 Кор 3, 9) (СОГЛАСОВАННО работающие с Богом). В православии этим словом называют взаимодействие божественных и человеческих энергий. СИНЕРГИЯ, как согласованность, не измеряется и не может измеряться в единицах энергии, она то, что ... ТВОРИТ, а не действует./***
Свидетельство о публикации №124063004515