Огненный ангел Валерия Брюсова
Большинство из нас, уважаемый Читатель, с интересом, а порой и с душевным трепетом, читает и перечитывает легендарный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Но у этого мистического произведения в литературной истории существовали, что вполне естественно, не двойники, но явные предшественники. Средневековый роман «Огненный Ангел» Валерия Брюсова, написанный им в 1908 году под впечатлением поездки в Германию, с уверенностью можно отнести к таким литературным экспериментам. Чего стоит одна головокружительная сцена полета на черном козле главного героя рыцаря Рупрехта на шабаш к человеко-козлу Леонарду, воплощающему темные силы. Откуда не возьмись (точнее из рук дамы сердца Ренаты) появляется узнаваемая коробочка с зеленоватой мазью, являющей собой настой на масле паслена, волкозуба, беладонны, петрушки, фиванского опиума и еще десятка ингредиентов, еще более сближающая сюжетные линии:
Потом, при свете сальной лампочки, раскрыл я ящичек с мазью, данной мне Ренатою, и попытался определить ея состав, но зеленоватая, жирная масса не выдавала своей тайны: только исходил от нея острый запах каких-то трав. Раздевшись донага, я опустился на пол, на свой разостланный плащ, и стал сильно втирать себе эту мазь в грудь, в виски, под мышками и между ног, повторив несколько раз слова: «emen — hetan, emen — hetan» , что значит: «здесь и там». Мазь слегка жгла тело и от ея запаха быстро начала кружиться голова, так что скоро я уже плохо сознавал, что делаю, руки мои повисли бессильно, a веки опустились на глаза. Потом сердце начало биться с такою силою, словно оно на веревке отскакивало от моей груди на целый локоть, и это причиняло боль. Еще сознавал я, что лежу на полу нашей комнаты, но когда пытался подняться, уже не мог, и подумал: вот и все россказни о шабаше оказались вздором и эта чудодейственная мазь есть только усыпительное зелье, — но в тот же миг все для меня померкло, и я вдруг увидел себя или вообразил себя высоко над землею, в воздухе, совершенно обнаженным, сидящим верхом, как на лошади, на черном мохнатом козле.
Полагаю, что воздушное путешествие длилось не меньше получаса. Наконец, означилась перед нами из мрака уединенная долина между голыми вершинами, освещенная странным синеватым светом и, по мере того, как мы приближались, слышнее становились голоса и виднее фигуры различных существ, сновавших там, по берегу серебрившегося озера. Мой козел опустился низко, почти к земле, и, неожиданно сронил на землю, не с высокого расстояния, но все же так, что я почувствовал боль ушиба, а сам исчез. Но, едва успел я подняться на ноги, как меня окружило несколько исступленных женщин, так же обнаженных, как я, которые подхватили меня под руки, с криками: «Новый! Новый!»
Однако трепетный, ищущий и колеблющийся между точками притяжения любовный треугольник Ренаты, Рупрехта и Огненного Ангела Мадиэля делает повествование еще острее и «закрученнее»...
Круг героев романа дополнят сюжетными линиями книготорговец Яков Глок, ученый и предсказатель Агриппа Неттесгеймский со своими непоседливыми учениками, доктор Фауст и его спутник Мефистофель…
А границы между святой добродетелью и дьявольским искушением не существует.
Эти грани человеческой души, причудливо трансформируясь, перетекают одна в другую...
Свидетельство о публикации №124063003689