Словесные шахматы - от интегральной игры к...

СЛОВЕСНЫЕ ШАХМАТЫ -
ОТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИГРЫ
К ТВОРЧЕСТВУ И ФИЛОСОФИИ…

Моему другу
художнику Михаилу Погарскому
посвящаю

"Игра! Да, действительно! Всё, что делает художник, есть только игра. Он мучается, старается найти выражение для своих чувств и мыслей, он говорит посредством цвета, формы, рисунка, звука, слова и т.д. Для него вопрос "зачем" является малосущественным. Он только знает, "почему". Так создаются произведения искусства <...>. Так я делаю всё: это уже готово внутри меня и находит своё выражение. Когда я играю таким образом, каждый нерв вибрирует во мне, всё моё тело наполняется музыкой, и Бог находится в моём сердце"
Василий Кандинский, из письма к Г.Мюнтер, 10 августа 1904 года.


Ценность этого признания Кандинского находится в области… интимного! Эта мысль обнажённо эмоциональная, абсолютно искренняя, не "нарисованная" для публичного потребления, а высказанная в личном письме тет-а-тет и, следовательно, вызывающая большее доверие у нас, читающих это частное послание великого художника, уже тогда, в самом начале своей художественной карьеры открывавшего новые пути для Игры во всём многообразии значений этого слова, в том числе игры сочетаний самых разных форм…

Для ребёнка игра - главный способ познания открывающегося ему нового невероятного мира. Для взрослого, не утратившего основы такого способа, игра - наряду с другими методами - суть продолжение творческого опыта познания мира и осмысления себя в нём, своего места в этом мире, включая места для созданного им самим. Понятно, что для этого - и тут мы спускаемся с вершин пафоса - нужны более или менее развитые навыки в избранном деле… Так вот, каким бы ни было это избранное любимое дело жизни, без ежедневной интеллектуальной тренировки - вольной или невольной - не обойтись, ибо именно человеку, как существу интеллектуальному, дан шанс осмысления этого невероятного мира и осознания своего места в нём… И для этого каждый выбирает - вольно или невольно - наиболее близкие себе интеллектуальные игры, менее или более широко их ощущая, будь то подсчёт доходов и расходов на день насущный или проигрывание вариантов продвижения по карьерной лесенке, будь то простая игра "в города" или игра "в бисер" оттенков формы нового романа в процессе писательского труда…

Да, есть целая плеяда игр, связанных с другим - помимо природного игрового "инстинкта" - более высоким феноменом человеческого бытия, - плеяда игр, связанных со Словом, с Логосом, с языком… Да, "в начале было Слово…", или Логос (от Иоанна, 1:1), но - включая непосредственно игровую логику - как остроумно заметил в начале 1990-х мой друг преподаватель университета Владимир Супик - "в начале слова была… буква"! И, подобно Каю из "Снежной Королевы" Ханса Кристиана Андерсена, нам часто приходится складывать из букв более или менее холодные или тёплые слова, знаковые слова… Ребёнок с этим методом сталкивается уже к двум-трём годам жизни и не может от этого оторваться до самых преклонных лет, так или иначе склоняясь над или преклоняясь пред этим Логосом, этими знаками, связывающими воедино физику бытия и метафизику мысли… Вель Логос - это и слово, и цифра, и мысль…

Все эти игры со словами и буквами я называю буквологическими играми. Буквологика есть всюду, и это не считая собственно написанных слов как таковых: от экзотических шрифтов до визуальной поэзии и изощрённых буквологических форм типа палиндрома, логогрифа или строгой анаграммы. В нестрогом смысле анаграмма как элемент формы есть во всех буквологических играх, в том числе изобретённых мною... Но, наверное, самый удачный проект среди этих игр - словесные шахматы (СШ), окончательно сформировавшиеся в 2015 году, когда я в Курске, будучи педагогом дополнительного образования, вёл детско-подростковый клуб - студию словесных игр "Логос" (сейчас моя программа, предназначенная для всех школьников от 1 до 11 класса, называется "От буквы к слову"). Однажды на одно из осенних занятий 2015 года пришла девочка Катя и принесла комплект игры "Эрудит" ("Scrabble") с большими чёрными пластиковыми буквами-фишками, которые меня сразу поразили своей основательностью!.. Мы с Катей, Ваней и другими нашими студийцами стали экспериментировать, менять правила, пробовать варианты… Это и помогло в окончательном оформлении СШ как новой игры. Сейчас студенты Иван Охрименко и Екатерина Данилевская иногда вспоминают наши занятия, и нам удаётся время от времени сыграть в СШ одну-другую дружескую партию. Катины чёрные буквы, подаренные ею нашему клубу, до сих пор участвуют в турнирах и присутствуют тут на фотографиях - не обращайте внимание на маленькие цифры рядом с большими буквами, эти цифры для игры "Эрудит"; хотя они могут дать игроку некоторую информацию о частотности буквы - единичка соответствует самой большой популярности буквы, а чем больше цифра, тем буква менее популярна в словах.

Помимо основной версии СШ, существует несколько других вариантов, более или менее похожих на основную версию: "короткие СШ (ШортСШ)", "СШ с ферзями", "СШ-акция", "Словотворческие СШ", "ДаблСШ" - с промежуточным финишем на ШортСШ, "СШ на четверых" - разыгрывается на доске 8х8 (действующий чемпион мира здесь - Михаил Погарский*), "СШ на футбольном мяче (футбологос-2)", "СШ на икосаэдре" и другие…

Отвечу на частый вопрос - (весьма важный!), - почему я выбрал именно такое название - "словесные ШАХМАТЫ", там же есть элементы и шашек, и уголков…

Во-первых, СШ основаны, прежде всего, на игре "королевский квадрат" (в народе - "балда"), когда нужно придумывать слова (нарицательные существительные в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно-ласкательных суффиксов); а непрерывная(!) линия слова без повторов полей(!) должна как бы вычерчиваться последовательными ходами по правилам передвижения шахматного короля (без прыжков!), поэтому и "королевский квадрат".

Во-вторых, весь антураж СШ имеет ярко выраженный шахматный оттенок: стол для игры с шахматными часами, очень похожая доска, сопоставимое с шахматами по напряжённости интеллектуальное единоборство, партия длится обычно около полутора часов, правила передвижения букв подразумевают не только прыжки (по правилам уголков), но и ход буквой на соседнюю клеточку, как ходит шахматный король; в целом, буквы в СШ одновременно как короли и как пешки, которые в шахматах, как известно, стремятся достичь финиша и превратиться в ферзя на той же последней горизонтали; да, в отличие от обычных шахмат, никто никого не "ест", буквы остаются на доске до конца партии, но в этом и гуманизм СШ, не правда ли?.. Особенно это важно для детей и подростков, которые поначалу сложно переживают каждую потерянную фигуру в шахматной партии…

В-третьих, если брать более масштабный период времени, если брать СШ как единый Тур, как систему турниров в целом, то здесь и вовсе один к одному повторяется вся классическая шахматная традиция, выработанная ещё в ХХ веке: у нас есть отдельные турниры, например, Кубок музея "Книга художника" (учредитель Кубка - Михаил Погарский), Турнир памяти Владимира Петровича Бубнова (моего отца); проводятся фестивали СШ, другие рейтинговые турниры, матчи претендентов на Словесно-шахматную корону (СШ-корону), наконец, сам матч на титул чемпиона мира по СШ - каждый чётный год претендент встречается в главном матче с действующим чемпионом мира (обладателем СШ-короны), который защищает свой титул, а если проигрывает, то может вызвать нового чемпиона на матч-реванш в следующем нечётном году. Первым чемпионом мира стал Михаил Погарский, выигравший матч у Ивана Чудасова. Потом Михаил защитил свой титул, обыграв претендента Алексея Круглова. А в 2022 году выигравший у Круглова матч претендентов Риад Ханмагомедов отобрал СШ-корону у Михаила Погарского, который тут же вызвал Риада на матч-реванш, но Риад в 2023 году отстоял свой титул и ныне продолжает быть действующим чемпионом мира. Всё записано на видео, все протоколы есть в наличии… Михаил Погарский так написал в своём блоге: "Риаду мои искренние поздравления! Сопернику с такой фантастической эрудицией и быстротой мышления проиграть не стыдно". Да, все эти матчи проходят на высочайшем уровне мастерства и творчества, вплоть до той красоты, той эстетики, которой традиционно славятся лучшие шахматные партии, и здесь уместно вспомнить традиции великой советской шахматной школы!.. Так что приходите в Тур СШ, осваивайте правила, играйте, набирайтесь опыта и побеждайте!..

Почему бы - аналогично американской игре "Scrabble" на английском, в которой определяется чемпион мира - не продвинуть Словесные Шахматы (Word Chess) именно на русском языке в качестве стандарта для чемпионатов мира, для Словесно-Шахматной короны?!. (Хотя в СШ можно играть и на английском, и на многих других языках)

Объясняя шахматную природу нашей главной буквологической игры, я частично уже изложил выше основы правил СШ. Дополню. В центре доски 7х7 клеточек неподвижно от начала до конца партии на четвёртой горизонтали располагаются три джокера - фишки с "невидимыми" буквами, то есть любыми буквами, которые нужны игроку в данный момент, это абсолютно соответствует статусу фишки со "звёздочкой" в игре "Эрудит" / "Scrabble". Для составления слова в СШ нужна хотя бы одна видимая реальная буква, и тогда можно использовать хоть все три джокера сразу, например, у вас есть буква В, которая примыкает к джокеру, и вы уже сможете составить такие зачётные 4-буквенные слова, как В(ода), В(оск), В(ата)… Но лучше найти продолжение, и если рядом есть буквы А и Г, то получится слово В(АТА)ГА, а это уже 6 баллов - за каждую буквы даётся один балл. Конечно, на практике обычно опытные игроки на каждом своём ходу составляют слова на 7-8 букв и более (в интернете есть видеозаписи партий). Наверное, семёрка здесь - это некий базовый уровень мастера, а девятка и выше - гроссмейстера…

Перед началом партии в СШ игроки путём бросков разноцветных кубиков выбирают для старта по пять пятибуквенных слов из особого списка, составленного мною совместно с программистом и мастером анаграммы Олегом Марьиным. Из этих пяти отобранных случайно слов игроком выбирается уже осознанно одно слово для старта. Оно располагается на первой, ближайшей к игроку, горизонтали, при этом угловые поля доски остаются свободными. Каждый ход состоит из - в любой последовательности - (1) перемещения буквы и (2) составления слова (существительного) подлиннее, за каждую букву зачётного слова начисляется один балл. Игроки по очереди перемещают свои буквы - белые и чёрные фишки - сообразно правилам игры в уголки, то есть либо ход на соседнее поле в любую сторону, как шахматный король, либо прыжок (можно и многократный прыжок) через любую букву-фишку, включая джокера, если за фишкой есть свободное поле - тоже в любую сторону, в том числе и по диагонали, конечно! Цель перемещения букв - самая дальняя от игрока финишная горизонталь: как только ВСЕ пять букв одного из игроков поставлены на финишную горизонталь (в любой последовательности, можно и с разрывами по линии), зачётные слова не принимаются, с учётом соблюдения паритета по общему количеству слов - у соперников должно быть одинаковое количество слов (или шансов придумать слово). После этого каждый дополнительный ход отстающего по темпу игрока превращается в один балл, начисляемый его сопернику, да - за отставание надо расплачиваться. Судьёй или самими игроками ведётся протокол партии, где записываются все ходы, слова и текущая сумма баллов, ведь от текущей суммы может зависеть решение игрока на очередном ходу, например, рисковать или сделать более "спокойный" ход и т.п. Побеждает тот, у кого в итоге больше баллов. Предусмотрена и рокировка (ещё одна аналогия с обычными шахматами) - один раз в течение партии игрок имеет право (вне хода, как дополнительное действие) поменять местами две свои буквы, но хотя бы одна из этих букв должна участвовать в слове, которое следует после рокировки, а иначе мы даём возможность делать специальную "подлянскую" рокировку, чтобы не дать сопернику составить своё длинное слово, а это было бы грубым нарушением справедливой спортивной игры.

Словесными шахматистами много играется и дружеских партий, где слово может быть любое, не только из пяти букв, но и из большего числа букв, где можно играть и на дистанции, пример - недавняя партия-акция "САХАЛИН / МОСКВИЧ" (ноябрь 2023), которую музыкант Алексей Круглов, будучи на гастролях на Сахалине, выиграл у художника Михаила Погарского, который был в это время в Москве.

Как и в обычных шахматах, лексикон игроков в СШ обогащается специфическими описаниями оригинальных или типичных ходов и комбинаций, среди которых, например, "атака Погарского" - уже вторым ходом белые перепрыгивают экватор доски и, составив своё слово, одновременно серьёзно мешают сопернику составить задуманное своё; или "ход Круглова" - однажды Алексей Круглов впервые применил ход назад с 6-й горизонтали на 5-ю, потерял темп, но спас свою партию за счёт длинного слова, которое удалось при этом передвижении составить. Игра СШ, как видим, развивается и в теоретическом, и в творческом плане.

Важнейшая часть СШ - языковая, лексическая… Чтобы победить, словесный шахматист должен обладать не только талантом и опытом специфического комбинаторного мышления, но и большим словарным запасом, разбираться в морфологии слов, в структуре построения слов, учитывать частотность тех или иных сочетаний. Здесь есть хороший мостик и к общей педагогике, и к педагогике специфической - госпитальной, к работе с детьми с ОВЗ: СШ и другие буквологические игры могут применяться и как элемент геймификации (на любых уроках, учитывая лексику, терминологию того или иного предмета, а не только по русскому или иностранному языку), и как один из элементов терапии, интеллектуального сосредоточения, отвлечения от сложных состояний…

Любая новая структура требует нового описания, нуждается в сравнении, в метафоризации, чтобы неподготовленный, но заинтересованный интеллектуальный читатель смог, что называется, войти в тему… В целом, (мета)физические основы СШ можно сравнить с… корпускулярно-волновым подходом в квантовой механике: как и электроны в нас и вокруг нас, звукобуква (часть слова) может быть корпускулой (буквой) и волной (звуком речи, звучащим внутри нас в словах и мыслях), и каждый раз, с каждым новым ходом игрок в СШ балансирует между этими двумя основными компонентами; иначе говоря, думая над сиюминутной статической позицией в поисках длинного слова, игрок одновременно при этом думает над динамикой развития своих букв, причём в сложных взаимоотношениях с буквами соперника, когда любое самое минимальное потенциальное движение буквы может повлечь за собой новый поворот "сюжета", новые сочетания и взаимоотношения корпускул и волн, новые интегральные (цельные, неделимые) сплавы… С одним из моих юных учеников - Юсупом Токаевым, ныне участником взрослых турниров, мы в своё время провели такой эксперимент: с разницей в несколько месяцев сыграли новую партию в СШ с теми же начальными словами, с которых начинали в первой партии, и в итоге более половины найденных слов были другими, нежели в той первой партии, не говоря уже о том, что сам "рисунок" позиций, сам "сюжет" игры стал другим. Играть в СШ - это быть постоянно внутри удивительного детектива, состоящего из неожиданных поворотов сюжета, приводящих к новым вызовам, новым локальным задачам, от успеха решения которых зависит путь к общему успеху. Таковы вкратце некоторые составляющие спортивно-философских основ словесных шахмат.

А решения этих локальных задач часто приходят на интуитивном уровне, когда здесь и сейчас одновременно учитываешь несколько параметров и сиюминутную эффективность тех или иных приёмов: например, надо ли сейчас, форсируя темп, прыгнуть своей буквой двойным или тройным прыжком ближе к финишу, что принесёт на финише тебе дивиденды в виде новых баллов, либо попридержать ту же самую букву, чтобы она осталась пока в гуще других букв, чтобы она пригодилась для более длинного слова в ближайшие ходы.

Другим частым способом мышления является следующее: ты представляешь свою букву на новом месте, не передвигая букву с того места, на котором она сейчас стоит (а если иначе, то "взялся - ходи!"), и пытаешься в этой новой воображаемой позиции найти слово подлиннее, чтобы набрать больше баллов; и если не получается длинное слово, то исследуешь другую воображаемую позицию этой же буквы или одну из подобных позиций уже другой буквы... Да, это похоже на то, как "считают варианты" соперники в обычных шахматах, эти бесконечные "если… то… если… то…". Однако, в отличие от классических шахмат, в СШ вместо вариантов ответного передвижения букв соперника (что тоже важно и тоже просчитывается в СШ) игрок чаще думает о… морфемах слов(!), о комбинаторике внутри слов, а это является совсем другим типом мышления, которое как бы накладывается на думы об общей стратегии партии или о темпе… Ведь именно благодаря этой новой воображаемой позиции буквы игрок может получить дополнительный бонусный балл на любом ходу, это правило способствует большей динамике СШ. Аналогично той же квантовой механике, буква может быть и здесь, и там одновременно - в воображении участника игры, только бы не посчитать эту букву дважды - и здесь, и там, - а иначе будет ошибка и потеря баллов. Более того, есть риск неточности в расчёте той самой геометрической линии воображаемого слова с перемещённой буквой, и нередко игроки на этом тоже теряли баллы, не говоря о сбое настроения, психофизического состояния… Сопоставление степени риска и реальных возможностей - это уже общая проблема интеллектуальных игр, как и спорта в целом…

Многосторонняя природа словесных шахмат позволяет назвать СШ интегральной игрой, то есть единой, цельной, состоящей из нескольких взаимоперекликающихся каждый раз элементов с разными аспектами мышления, тактики, стратегии… Происходит интеграция элементов статического и динамического, языкового и логико-математического, реального и воображаемого, линейного и пространственного, сиюминутного и стратегического, точно вычисленного и предполагаемого с той или иной степенью вероятности, прогнозируемого… Переключать внимание с одного элемента игры на другой, сочетать эти элементы в тех или иных пропорциях - это и есть основа психологии и тактики подобных интегральных игр. И здесь уже на первый план выходит - после обретения некоторого опыта, конечно, - интуиция и способность мыслить практически одновременно по разным направлениям и задачам… Интегральная игра приближается к особой эстетике, к искусству… И здесь ещё одно важнейшее родство СШ с классическими шахматами!..

Сейчас самое время признаться в своей мечте… отдаться в руки исследователей мозговой деятельности: представьте, на голове некий шлем с присосками, считывание микротоков идёт одновременно с аудиозаписью речи, когда подробно рассказываешь обо всех своих интеллектуальных усилиях, представляешь ли в воображении ту или иную букву на новом месте, думаешь ли частотными сочетаниями букв или теми же морфемами, то есть как бы организовать, например, длинную приставку "ПЕРЕ-" (уже 4 балла) путём перемещения своей буквы П в зону, где есть 2 джокера и буква Р или Е, чтобы организовать(!) слово ПЕРЕДЕЛКА (9 баллов), потому что нет слова "ПРЕделка", а "ПРЕДЕЛ" даёт только 6 баллов, и так далее… Всё это очень любопытно… Насколько активно и одновременно работают те или иные зоны мозга, как они взаимодействуют между собой…

Это давняя моя мечта, связанная с периодом изобретения бубиков (особых БУквенных кУБИКОВ, или "Кубиков Бубнова") в 2005 году; под эту тему мне понадобилось даже разработать основы новой прикладной науки, которую я назвал так - литерологическая компаративистика (сравнительное исследование графики и общего функционирования алфавитов и отчасти шрифтов). И появились бубики как специфический русский вариант известной игры "Boggle". Тут же возникла идея расположить бубики в ячейках специально сконструированной доски 7 на 7 клеточек и играть ими по правилам игры в "уголки", а там недалеко уже было до словесных шахмат (СШ). В итоге, и в бубики, и в СШ, и в другие разработанные мною в ту пору буквологические игры ("Трилогос", "Тетралогос") с удовольствием играли школьники на серьёзном городском турнире в Курске в течение всей весны 2016 года. Тогда же и родился слоган, прежде всего для юных: "Играй в словесные шахматы (и другие интеллектуальные игры) с удовольствием и на пользу, и ты точно не проиграешь!". И это тоже давняя психологическая проблема как самого спорта, так и педагогики в спорте, - проблема отношения к неудачам…

Вскоре после разработки бубиков удивительное подтверждение своим тогдашним догадкам о благотворном влиянии комбинаторного игрового творчества я неожиданно нашёл в интервью академика Н.П. Бехтеревой ("Московские новости", 2006, №10, с. 32). В предисловии к интервью было написано: "Специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям (...) проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям, и на днях обнародовали свои выводы. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчёркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ". И далее Бехтерева поясняет: "У нас в Институте мозга человека РАН мы последние пять лет изучаем мозговую организацию творчества. Испытуемым-добровольцам задаются специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и из не связанных по смыслу слов, и с помощью ЭЭГ и ПЭТ наблюдаем, что происходит в этот момент в мозге. Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. [Вопрос Е.Кокуриной]: - Но как всё это может быть связано с физической формой человека, продолжительностью жизни? [Н.Бехтерева] - Когда происходит подобная "нестереотипная деятельность", мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью. Мозгу ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует" (Примечание: ПЭТ - позитронно-эмиссионный томограф, ЭЭГ - электроэнцефалограмма)

Обобщённо говоря, по Бехтеревой, важны усилия по созданию интегрального целого "из связанных и из не связанных по смыслу" элементов. А буквы уж точно нельзя заподозрить в том, что, будучи взяты хаотично, рандомно, они изначально связаны по смыслу, по крайней мере, в обыденном понимании. Смысл будет только в словах, из букв образованных. И эта интеллектуальная игра (работа мозга) точно соответствует той мысли, которую высказала Бехтерева. Работа по организации смысла Слова из хаоса Букв - это и есть работа Божественная (по Кандинскому), когда, по Бехтеревой, "задействован почти весь мозг".

По меньшей мере, значительно расширяется область комбинаторного разнопланового мышления, когда играешь в такой экзотический вид СШ, как "Словотворческие шахматы". Так я назвал вариант игры, когда принимаются к зачёту только новые авторские слова, окказиональные, нигде в интернете не присутствующие, придуманные здесь и сейчас в процессе партии, при этом остальные правила СШ остаются обычными. Кроме всего прочего, в этом виде СШ невероятно много юмора. При произнесении нового слова игрок обязан объяснить значение слова, его авторское толкование: например, "пропилотинка" - это "когда пилот пролетает над каким-то пространством, мимо него проносятся какие-то пилотинки маленькие - вот это и есть пропилотинки", - так объяснил свою находку Михаил Погарский, заработавший на этом смешном слове 13 баллов (по числу букв в слове плюс бонусный балл), ещё одно слово Михаила - "вопильноликан" - "это когда веЛИКАН сИЛЬНО ВОПИт" (выделяю сегменты слов, входящие в новое слово). Понятно, что субъективный оценочный критерий здесь выходит на первый план, и поэтому не обойтись без жюри, которое, впрочем, ограничивается принятием / непринятием слова и - дополнительно - начислением бонусного балла за особо оригинальное творческое слово-неологизм. Понятно, что "Словотворческие словесные шахматы" идут от поэтики Велимира Хлебникова и по сути посвящены Велимиру!.. А в буквологических играх такие СШ входят в спортивно-творческую номинацию, которую я назвал "БИП - буквологическая игровая поэзия" (стихи с анаграммами, метаграммами, палиндромами, логогрифами и т.п.).

Когда 3 июня 2023 года, сразу после окончания турнира на Кубок музея "Книга художника" мы с новоиспечённым обладателем Кубка Михаилом Погарским играли в "Словотворческие СШ" (и Михаил снова победил!), жюри состояло из двух экспертов: куратора фестивалей СШ, руководителя студии художественного слова "Контекст" Владимира Кисарова, а также почётного гостя турнира, главного координатора Международного общества друзей игры (МОДИ) профессора С.В. Григорьева. Сергей Владимирович ещё тогда, в 1990-х гг. пригласил меня, как педагога дополнительного образования, когда я работал в Доме детского творчества Железнодорожного округа Курска, включиться в работу МОДИ, и мы с нашим подростковым клубом "Скиф" стали коллективным членом общества. (МОДИ зарегистрировано в министерстве юстиции РФ, рег. №2465, от 05.12.1995). Сейчас вся наша структура турниров СШ является, по сути, общественной работой Секции словесных и буквологических игр МОДИ, которую я возглавляю.

Другой турнир 2023 года был назван мною в честь отца - Турнир памяти Владимира Петровича Бубнова. Папа приучил меня в детстве к шашкам, шахматам, поддавкам, уголкам и другим играм, включая словесные типа "балды" или "наборщика", это когда из одного длинного слова надо составить ("набрать", как в старых типографиях) как можно больше других слов, да ещё чтобы слова эти были подлиннее… Именно из детства моего произрастают корни, которые ныне оформились в крону словесных шахмат… Поначалу я не хотел участвовать в турнире памяти отца, оставаясь учредителем и судьёй турнира, но второй судья турнира Михаил Погарский и остальные коллеги по игре уговорили меня принять участие… Далее я предпочту дать слово самому Михаилу, который так написал в блоге на следующий после турнира день: "Вчера мне выпала честь судить турнир по словесным шахматам памяти Владимира Петровича Бубнова. В турнире принимали участие создатель словесных шахмат доктор филологических наук Александр Бубнов, Юрий Боб, Владимир Кисаров и Юсуп Токаев (Владикавказ, онлайн). Турнир проводился по швейцарской системе. Символично, что в финале встретились сын и внук Владимира Бубнова - Александр Бубнов и Юрий Боб. Партия была очень напряжённая… Юрий на последнем ходу, который мог бы стать выигрышным, ошибочно взял не ту букву! Жёсткие спортивные правила не допускают замены хода! В результате с минимальным перевесом в 1 балл победил Александр Бубнов! Искренне поздравляю победителя!". Благодарю, Михаил!..

По этому поводу вдруг вспомнилась история снукера. Первый чемпион мира Джо Дэвис в ноябре 1926 года сам за свои деньги купил Кубок чемпиона и в честной борьбе выиграл его, объективное доказательство и факт - никто не смог победить Джо Дэвиса вплоть до 1964 года, пока он… сам не завершил свою карьеру, уйдя непобеждённым, к тому же с Орденом Британской империи на груди!.. И таких примеров служения любимому виду спорта, - тем более, новому виду, - можно найти немало…

Тем не менее, меня всегда удивляла и удивляет увлечённость Михаила Погарского словесными шахматами, вовлечённость в них, готовность играть в них в любой момент, когда есть хоть немного времени. Удивляет, потому что не могу представить, как это художник и писатель, у которого всегда есть идеи и множество неотложных работ и проектов, сам предлагает сыграть партию-другую на дистанции или приезжает из Подмосковья специально в Москву только ради пары партий на очередном турнире на целый день в наше любимое "гнёздышко" словесных шахмат - Культурный центр академика Д.С. Лихачёва (библиотеку №73), где нас всех ждёт куратор турниров СШ и других проектов библиотеки Владимир Кисаров…

Михаил Погарский участвует в экспериментах по совершенствованию правил, заинтересованно обсуждает итоги таких опытов, осваивает и другие буквологические игры, например, "Кренолинг", в котором с первой же партии проявил истинное мастерство, постоянно находя новое оригинальное позиционное развитие и одновременно длинные слова на 10-12 букв… Если так происходит, то смею предположить, что словесные шахматы в целом удались, что СШ развиваются позитивно… Так что если бы не вдохновляющая дружеская поддержка Михаила Погарского, не знаю, были бы у меня силы на продвижение СШ, на новые турниры, идеи, на совершенствование правил… Конечно, есть и более широкий круг единомышленников, друзей, которые так или иначе популяризируют СШ как серьёзный вид спорта: пазл-спортсмен и мастер составления кроссвордов Риад Ханмагомедов (действующий чемпион мира), музыканты Алексей Круглов, Юрий Боб, Никита Плотников, поэт Наталия Лунёва из Подмосковья, журналист Павел Рыжков из Курска, учитель русского языка и литературы Галина Геннадьевна Коростина из Подмосковья, заслуженный учитель РФ Лидия Григорьевна Девянина, исследователь психологии игры профессор Сергей Владимирович Григорьев и многие другие…

Разрабатывается компьютерная программа MeetChell, с которой Михаил Погарский в первом же публичном матче сыграл вничью в декабре 2022 года. Но наш Митя-Meetchell работает над собой, совершенствуется, и вскоре, надеюсь, можно будет сыграть с ним свободно, выбирая один из пяти уровней сложности, включая "гроссмейстера", на платформе WordChess.ru

Ну а для начала - первый видеоурок на виртуальной доске в дизайне "Meetchell Desk" - для детей (10+) и взрослых "Словесные Шахматы - от буквы к слову!" смотрите по адресу
http://clck.ru/36vwxG
(либо ищите в поисковике по названию)


Александр Бубнов,

14.11. / 04.12. 2023
Курск / Москва.

Опубликовано:
Бубнов А. Словесные шахматы - от интегральной игры к творчеству и философии // Слово и спорт / под общ. ред. В.Ф. Лукина и М.В. Погарского. - М., 2023. - С. 62-71. (Междисциплинарный проект "Слово и спорт" осуществлён при поддержке Творческого союза художников России и Министерства культуры РФ)

* 15 декабря 2023 года состоялся Кубок мира по СШ-4 (словесные шахматы на четверых, "Финал Четырёх"), обладатель Кубка (чемпион) Михаил Погарский занял 2-е место, уступив первенство Александру Бубнову в упорной борьбе из 2-х туров; 3 и 4 места заняли соответственно Алексей Круглов и Юрий Боб. Александр Бубнов сохраняет титул чемпиона СШ-4 до осени 2025 года - "Финал Четырёх" проходит один раз в два года по нечётным годам.


Рецензии