Храм спаса на косарях. Послесловие
И, все-таки, церковь производит величественное впечатление своей неубиваемой Божественной красотой.
В «Кратком Путеводителе по церквам г. Ярославля» г-на В. Листвицына за 1887 год можно такое великолепное признание в любви этой уникальной церкви: «Церковь сия кирпичного цвета, с пристроенными папертями, снаружи испещрена муравлеными поясами с различными арабесками и точеными из кирпича фигурами; две башни, возвышающиеся одна с правой стороны над приделом трех святителей, а другая — с левой, со своей отдельной колокольней, над приделом Казанских чудотворцев, срастаясь в одно гармоническое целое, увенчанное 15-ю позолоченными главами, поражают смелым и замысловатым стилем зодчества. Церковь Иоанна Крестителя величественна и в стенах своих: иконостас шести ярусный, царские врата обложены серебром; иконы древнего письма и при том некоторые богато украшены; сплошная живопись — памятник 1695 1696 годов, покрывает стены храма, его своды и паперти. Словом, в этом по истине благолепном здании, начиная от крылец и портика над входом, все носит на себе печать художественного вкуса, хорошо постигшего тайну церковного зодчества и иконописи».
Предтеченская церковь, что в Толчкове, имела два каменных храма: теплый и холодный.
Предание гласит, что Предтеченский холодный храм построен русскими мастерами под руководством голландцев (по другим источникам — голландскими мастерами) за шесть лет (с 1671 — 1687) иждивением прихожан и приношениями других доброхотных жертвователей. Ранее на месте его был женский Вознесенский монастырь, разрушенный поляками в 1609 году. Теплый храм построен в 1658 – 1665 годах. В том и другом храме престолов пять. До построения каменных храмов здесь был храм деревянный, который сгорел между 1649 и 1659 годами.
Внутри храм расписан живописью, которая представляет из себя незаурядный памятник русского настенного письма. Стенопись алтаря имеет литургико-символический характер.
Профессор Покровский пишет об этой живописи так: «В целом мире едва ли возможно найти другую, столь обширную по объему и замыслу стенопись, как это произведение русских иконописцев; оно смело может стоять не только рядом, но даже превзойти знаменитые стенописи саламинские, о которых сообщались западными учеными легендарные известия». Мастера здесь были русские, православные. Во главе их стоял известный своими работами даже в Москве потомственный иконописец Димитрий Григорьев Плеханов. Стенопись Предтеченской церкви не чужда западного влияния, которое обнаруживается в западных изображениях коронования Богоматери, в стремлении к природе, роскоши форм и в иностранных костюмах; но это влияние не убивает здесь ни исконного влияния греческого искусства, ни русской самобытности. В центральном куполе храма — Господь Вседержитель, а в трибуне купола — праотцы ветхозаветные; в куполах побочных — Богородица и Иоанн Предтеча с крыльями; возле него две группы детей, которые означают души праведных; по ту и другую сторону ветхозаветные пророки, святители и преподобные».
Среди выдающихся артефактов:
Шестиярусный иконостас превосходной древней работы, потрясающий воображение.
Царские врата в приделе Гурия и Варсопофия, казанских чудотворцев, привезенные по преданию из Казани тамошними благотворителями.
Антиминс, освященный святителем Димитрием, митрополитом ростовским в 1704 году.
Сосуды серебряные позолоченные современные устройству храма.
Грамота ростовского митрополита Варлаама, данная в 1644 году, попу предтеченского прихода Копону на постройку и освящение деревянной церкви.
Грамота царя Алексея Михайловича, данная в 1671 году на постройку кирпичного завода попу Абросину, да диакону Родиону.
Совершенно отдельно от храмов стоит каменная колокольня, представляющая собою восьмигранный столб 21 саженей вышиной, который завершается небольшою главкою.
17 мая 1892 г.— день открытия Общества трезвости Его Высокопреосвященством Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, коим утверждены правила Общества трезвости при церкви Иоанна Предтечи, первоначальное возникновение и зарождение которого относится к концу 1891 года. Задумывая открыть общество трезвости, учредители его руководствовались следующим побуждением: юго-западное предместье города Ярославля, с тремя фабриками и семью заводами изобиловало не одним десятком различных заведений с продажею алкогольных «питей». Отвратительные картины пьяного разгула, расстройство семейного мира, бедность, нищета — типичная картина предместья. «Простолюдины, зашедшие в Ярославль для заработков издалека и поработав немного, предаются пьянству, бросают свои семейства, превращаются в бездомных и небезопасных бродяг, не только не отсылают своим родным, заработанного, но пропивают здесь все: и свои юные силы, свой ум, свою честь и свою совесть, губят и душу, и тело» — тревожились учредители Общества.
В начале деятельность общества трезвости ограничивалась церковными собраниями за вечернее богослужение и раздачей книжек о вреде пьянства. По мере присоединения новых членов за вечернее богослужение стало стекаться довольно значительное число богомольцев. С разрешением Святым Синодом и Министерством Народного Просвещения открытия библиотеки, чайной и чтений деятельности нашего общества трезвости значительно расширилась. Кроме храма Божия общество имело теперь свое пристанище в помещении, для которого общество приобрело святую икону, как залог милосердия Божия. На совещании по делу сему определено было изобразить на иконе Святого Иоанна Предтечу, как небесного покровителя того храма, при котором учреждено общество и охранителя всей Ярославской Толчковской слободы, где оно зародилось. Вместе с Предтечею определено было написать на иконе мученика Вонифатия и преподобного Моисея Мурина, из жизни которых известно, что они сами испытали с одной стороны тяготу недуга пьянственного и с другой — возможность исправления при помощи Божией.
«Утешаемое Господом» Общество существовало до 1900 года, привлекая в свои ряды все новых и новых членов, в благородной надежде вырвать их привычной среды бедных рабочих предместий. Переменное число его членов достигло к этому времени почти 1500 человек, однако дальнейшие следы его теряются в перипетиях исторических событий начала XX века.
Подумалось, что если бы один рубль от каждой тысячи, на которой изображена церковь, пошел бы на ее возрождение, то скорее мы бы увидели этот уникальный храм во всей его красе, свойственной XIX веку.
http://stihi.ru/2024/06/29/4359
Свидетельство о публикации №124062904359