11
Они покинули призрачный поезд,
Зашагали по сонному городу, по неотложному делу.
Никто о них не проведал,
Только речной туман полудетских стихов,
Да камыши, да ранняя зябкость.
Я проснулся чуть свет
И отодвинул влажный засов.
Они, чужестранцы, спросили с приветливой важностью:
"Не здесь ли живёт старый Транквилыч,
Начиняющий чайники
Звуком виниловых песен?"
Свидетельство о публикации №124062901610
"Ещё одна ночь сгорела дотла",
"Оглохшие от грохота киклопы",
"Девушка из пригорода" -
это могут быть, к примеру, зарисовки земного мира, но в прошлые эпохи. Это Античность, когда люди явственно ощущали присутствие рядом с собой мифологических существ - нимф и фей, циклопов, занимающихся кузнечным ремеслом, богини Персефоны (Коры)...
"Фиалки, жасмин и нарциссы",
"В темноватом углу захудалой таверны",
"Обходя городские предместья" -
а это похоже на Средневековье, по-моему. Собрание трубадуров/миннезингеров, распевающих и слушающих друг друга, не очень-то чистоплотная и скудно освещённая таверна, убогие окраины городков, множество сводящих счёты с жизнью людей...
И только оставшиеся стихи - это могут быть воспоминания автора о своей собственной жизни:
"Вечерком, сквозь позёмку и сумрак",
"Съедены жаром короткие тени",
"Август, адажио дачной округи",
"Столь желанными были прикосновения".
Но и тут картины какие-то не вполне земные, в них будто бы действует не сам автор, а его двойники из параллельных миров...
Вообще-то это только условное разделение. Возможно, что всё изображённое - наш современный мир, просто сквозь его оболочки автору проглядывает нечто из прошлых эпох. Например, "Девушка из пригорода" - современная девушка, которую автор знал, но в ней много такого, что напоминает ему Кору. Вдруг она - перевоплощение Коры? И киклопы - просто современные старики, но глухота делает их похожими на циклопов-кузнецов. И, конечно же, старик из таверны - не из Средневековья, а человек, которого автор хорошо знал и любил. И понимал (это заметно).
Потом встречаешь подсказку: "Чужая страна под названием Память". Видимо, в цикле собраны картины из памяти автора: это и эпизоды своей жизни, и впечатления о прочитанных книгах, и яркие сны, оставшиеся в памяти, и видения (как у ясновидящих).
В последнем верлибре цикла эта догадка подтверждается: в нём разные эпизоды и картины прибывают в призрачном поезде откуда-то из единого источника (их породило, похоже, сознание самого автора, а может, их создал Высший разум и отправил воплощаться в материальные миры). Картины прибывают из "мира идей" и разбредаются по разным параллельным мирам. Вот поэтому они - "чужестранцы". А в одно прекрасное утро они сходятся вновь у своего источника, у дома Транквилыча, чтобы он написал о них стихи - какими они стали, реализовавшись.
И стихи получились очень образные, сэр, они прямо встают перед глазами читателя. Я сразу подумала: они как картины художников-импрессионистов. Каждая картина - это впечатление художника о вроде бы мимолётном мгновении бытия, но каждая картина говорит о многом, о чём-то важном. Вот так и Ваши стихи, сэр. Я говорю и про этот цикл, и в основном про все Ваши стихи. "Солнце, вспыхнувшее над минувшим".
Марина Андреева 10 08.07.2024 09:20 Заявить о нарушении
Да, верно и то, что меня всегда привлекал импрессионизм как форма отражения действительности. Обожаю Дебюсси, называю его в шутку Ахилычем (по второму его имени - Клод Ашель), дескать, от Ахилыча к Транквилычу.
Но это всё забавы, игры в имена, зато моя благодарность за отклики на стихи отнюдь не шуточная.
Tranquil 08.07.2024 10:04 Заявить о нарушении
"Затонувший собор" - Дебюсси,
"Колокол волн
Заблудился в условности праздников,
И слышатся смутно
Стенания городов затонувших". - Tranquil.
Я успела это увидеть. А вот другие - увидят ли?
Марина Андреева 10 08.07.2024 10:52 Заявить о нарушении
Кому же ещё интересно подумывать об этих стихах, Мариночка?!
Я тут сопоставил разные события, связанные с моими стихами, начиная с гибели тетрадей и вплоть до недавних похвал на Stihi.ru, и выводы не самые лестные.
Посему ваш уровень никем не достижим.
Tranquil 08.07.2024 11:18 Заявить о нарушении
Я мало знаю о русском верлибре, не могу судить о Вашем уровне - поэтому и не заостряюсь на этой стороне в рецках. Но ведь Вы новатор, Вы продвигаете русский верлибр. И поэтому тоже Ваше творчество имеет большую ценность.
Марина Андреева 10 08.07.2024 12:21 Заявить о нарушении
Но, думаю, это, вообще, не может сказаться на добром друг к другу отношении.
Tranquil 08.07.2024 12:29 Заявить о нарушении
Марина Андреева 10 08.07.2024 13:13 Заявить о нарушении
У вас редкий дар - вы расшифровываете тайнопись, которой пишет автор, берете на себя смелость говорить об этом простыми словами. Это помогает читателю глубже понять стихотворение, заметить то, что, может быть, раньше ускользало от него - посмотреть немного иначе на знакомый текст... Это касается любых авторов, которых Вы комментируете, но для данной странички по-моему просто неоценимо. Слишком тонки, многозвучны, многозначны, многогранны эти стихи... Их язык сродни языку ушедших эпох, к которому уже нет доступа, который впитало и хранит в себе только море.
Елена Квятковская 08.07.2024 18:08 Заявить о нарушении
Это правильно, что вы прочитываете рецки разных людей. Я тоже читала ваши отклики. Если захочется что-то высказать мне, так и делайте, как сейчас, не стесняйтесь, пожалуйста.
Всего вам доброго!
Марина Андреева 10 08.07.2024 21:47 Заявить о нарушении