11

Сговорившись о встрече на иных параллелях,
Они покинули призрачный поезд,
Зашагали по сонному городу, по неотложному делу.
Никто о них не проведал,
Только речной туман полудетских стихов,
Да камыши, да ранняя зябкость.
Я проснулся чуть свет
И отодвинул влажный засов.
Они, чужестранцы, спросили с приветливой важностью:
"Не здесь ли живёт старый Транквилыч,
Начиняющий чайники
Звуком виниловых песен?"


Рецензии
Первое впечатление при чтении цикла - весьма стойкое - у меня было: это картины не нашего мира, т.е. не обычного земного мира. Такое впечатление, что автор каким-то образом залетал в разные параллельные миры и принёс оттуда свои наблюдения.

"Ещё одна ночь сгорела дотла",
"Оглохшие от грохота киклопы",
"Девушка из пригорода" -
это могут быть, к примеру, зарисовки земного мира, но в прошлые эпохи. Это Античность, когда люди явственно ощущали присутствие рядом с собой мифологических существ - нимф и фей, циклопов, занимающихся кузнечным ремеслом, богини Персефоны (Коры)...
"Фиалки, жасмин и нарциссы",
"В темноватом углу захудалой таверны",
"Обходя городские предместья" -
а это похоже на Средневековье, по-моему. Собрание трубадуров/миннезингеров, распевающих и слушающих друг друга, не очень-то чистоплотная и скудно освещённая таверна, убогие окраины городков, множество сводящих счёты с жизнью людей...
И только оставшиеся стихи - это могут быть воспоминания автора о своей собственной жизни:
"Вечерком, сквозь позёмку и сумрак",
"Съедены жаром короткие тени",
"Август, адажио дачной округи",
"Столь желанными были прикосновения".
Но и тут картины какие-то не вполне земные, в них будто бы действует не сам автор, а его двойники из параллельных миров...

Вообще-то это только условное разделение. Возможно, что всё изображённое - наш современный мир, просто сквозь его оболочки автору проглядывает нечто из прошлых эпох. Например, "Девушка из пригорода" - современная девушка, которую автор знал, но в ней много такого, что напоминает ему Кору. Вдруг она - перевоплощение Коры? И киклопы - просто современные старики, но глухота делает их похожими на циклопов-кузнецов. И, конечно же, старик из таверны - не из Средневековья, а человек, которого автор хорошо знал и любил. И понимал (это заметно).

Потом встречаешь подсказку: "Чужая страна под названием Память". Видимо, в цикле собраны картины из памяти автора: это и эпизоды своей жизни, и впечатления о прочитанных книгах, и яркие сны, оставшиеся в памяти, и видения (как у ясновидящих).

В последнем верлибре цикла эта догадка подтверждается: в нём разные эпизоды и картины прибывают в призрачном поезде откуда-то из единого источника (их породило, похоже, сознание самого автора, а может, их создал Высший разум и отправил воплощаться в материальные миры). Картины прибывают из "мира идей" и разбредаются по разным параллельным мирам. Вот поэтому они - "чужестранцы". А в одно прекрасное утро они сходятся вновь у своего источника, у дома Транквилыча, чтобы он написал о них стихи - какими они стали, реализовавшись.

И стихи получились очень образные, сэр, они прямо встают перед глазами читателя. Я сразу подумала: они как картины художников-импрессионистов. Каждая картина - это впечатление художника о вроде бы мимолётном мгновении бытия, но каждая картина говорит о многом, о чём-то важном. Вот так и Ваши стихи, сэр. Я говорю и про этот цикл, и в основном про все Ваши стихи. "Солнце, вспыхнувшее над минувшим".

Марина Андреева 10   08.07.2024 09:20     Заявить о нарушении
Марина, со слов: "Возможно, что всё изображённое - наш современный мир", - начинается абсолютно верная трактовка цикла "Чужестранцы".
Да, верно и то, что меня всегда привлекал импрессионизм как форма отражения действительности. Обожаю Дебюсси, называю его в шутку Ахилычем (по второму его имени - Клод Ашель), дескать, от Ахилыча к Транквилычу.
Но это всё забавы, игры в имена, зато моя благодарность за отклики на стихи отнюдь не шуточная.

Tranquil   08.07.2024 10:04   Заявить о нарушении
Да, я помню Ваш восторг, когда Вы рассказывали мне о Дебюсси. Ваши письма для меня значили очень много, сэр. Навсегда благодарна Вам за них.
"Затонувший собор" - Дебюсси,
"Колокол волн
Заблудился в условности праздников,
И слышатся смутно
Стенания городов затонувших". - Tranquil.
Я успела это увидеть. А вот другие - увидят ли?

Марина Андреева 10   08.07.2024 10:52   Заявить о нарушении
Да кто же такие эти "Другие"?
Кому же ещё интересно подумывать об этих стихах, Мариночка?!
Я тут сопоставил разные события, связанные с моими стихами, начиная с гибели тетрадей и вплоть до недавних похвал на Stihi.ru, и выводы не самые лестные.
Посему ваш уровень никем не достижим.

Tranquil   08.07.2024 11:18   Заявить о нарушении
Tranquil, такие развёрнутые разборы получаются только у меня, не буду скромничать. Но прочесть Ваши верлибры, что-то впитать из них - это захотят и "Другие". Да, немало на сайте и тех, кто просто набивается на приятельство. Но зарывать своё творчество, я уверена, Вам не стоит, сэр. Вот Светлана Цветкова, когда узнала от меня, что Вы закрыли страницу, сказала: ну зачем он это сделал? Оставил бы для людей... (Скажите ей от меня, please, когда будете общаться: Светик, приветик!)
Я мало знаю о русском верлибре, не могу судить о Вашем уровне - поэтому и не заостряюсь на этой стороне в рецках. Но ведь Вы новатор, Вы продвигаете русский верлибр. И поэтому тоже Ваше творчество имеет большую ценность.

Марина Андреева 10   08.07.2024 12:21   Заявить о нарушении
Да, иногда говорю ей: "Светик, приветик!". Переписываемся мы редко, держим друг друга слегка в курсе - вот и всё.
Но, думаю, это, вообще, не может сказаться на добром друг к другу отношении.

Tranquil   08.07.2024 12:29   Заявить о нарушении
Да, у меня тоже так. Человек в душе - а общаешься редко.

Марина Андреева 10   08.07.2024 13:13   Заявить о нарушении
Марина, извините, что заглянула без спросу, но просто не знала, как сказать иначе. Спасибо Вам огромное за Ваши рецензии! Сложно передать, как они здесь нужны.
У вас редкий дар - вы расшифровываете тайнопись, которой пишет автор, берете на себя смелость говорить об этом простыми словами. Это помогает читателю глубже понять стихотворение, заметить то, что, может быть, раньше ускользало от него - посмотреть немного иначе на знакомый текст... Это касается любых авторов, которых Вы комментируете, но для данной странички по-моему просто неоценимо. Слишком тонки, многозвучны, многозначны, многогранны эти стихи... Их язык сродни языку ушедших эпох, к которому уже нет доступа, который впитало и хранит в себе только море.

Елена Квятковская   08.07.2024 18:08   Заявить о нарушении
Елена, спасибо вам за ваши слова. Да, Tranquil невероятно многозначен и многогранен. Я могу уловить далеко не всё, что вложено в его стихи. Но мне так хочется, чтобы эти стихи приняли, полюбили и другие люди, как полюбила их я.
Это правильно, что вы прочитываете рецки разных людей. Я тоже читала ваши отклики. Если захочется что-то высказать мне, так и делайте, как сейчас, не стесняйтесь, пожалуйста.
Всего вам доброго!

Марина Андреева 10   08.07.2024 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.