Сциентизм
Кто относится к Сциентизму?
К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования.
В чем суть философии неопозитивизма?
Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т. о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в.
Антисциентизм — позиция, противоположная сциентизму, заключающаяся в критической оценке науки, её положения в культуре и её возможностей познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Критики сциентизма подчёркивают важность баланса между научным знанием и другими формами понимания мира, а также необходимостью уважения разнообразия источников знания и методов их получения.
Резерфорда: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».
Один из популяризаторов термина «сциентизм», Фридрих Август фон Хайек, описывал его как форму суеверия и «рабскую имитацию методов и языка науки»
Сциентистская тенденция становится особенно актуальной в Новое время, а после него,в XVIII веке, в эпоху Просвещения, оказывается определяющей и доминирующей в европейской культуре и философии.
«Сын Божий распят, и это не стыдно, ибо достойно стыда. И умер Сын Божий, это совершено достоверно, ибо нелепо. И погребенный воскрес, это несомненно, ибо невозможно»,знаменитый тезис Тертуллиана, тезис в котором иррациональное, противоречащее логике утверждение именно по причине своего иррационализма должно быть признано вечно и бесспорно истинным.
Абсурд как обоснование истинности откровений веры есть свидетельство не абсурдности предмета веры, а как раз наоборот с одной стороны, доказывает его абсолютный смысл, а с другой – объясняет видимую абсурдность ограниченностью человеческих, совершенно недостаточных в данном отношении рациональных способностей (именно в них причина кажущейся нелепости рассуждений о Боге).
Необычными для того времени можно считать другого рода утверждения, например
доказательства бытия Бога. Хотя, с другой стороны, и это интересно и показательно с точки зрения рассматриваемого вопроса: подобные многочисленные доказательства оказались косвенным подтверждением свойственного даже религиозной философии в сугубо религиозную эпоху стремления подсознательно следовать привычной для людей традиции – объяснять,аргументировать и доказывать.
Следовательно, философия того времени, сама того не желая, испытывала сциентист-
ское влияние и реализовывала его даже в том материале и теми методами, которые не всегда логично и ожидаемо следовали господствовавшей в средневековую эпоху религиознофилософской культуре.
Вновь возобновляется интерес к собственно науке, естествознанию и, следовательно, к сциентистски ориентированной философии в эпоху Возрождения, а затем в Новое время и особенно в эпоху Просвещения
Коперник своими исследованиями и расчетами объяснил преимущество гелиоцентриз-
ма по сравнению с доминировавшим со времен Птолемея геоцентризмом. Тем самым ученый сделал не только гениальное революционное для своего времени научное открытие, но и стал по сути одним из родоначальников развития современной науки – независимой от каких-либо внешних догм, свободной и самодостаточной
В XIX веке начинают свой путь социология, политология, геополитика.
Классики позитивистской философии и социологии- О. Конт и Г. Спенсер.
В ХХ веке экономическая, политическая и социально-историческая теория К. Маркса. Созданная как теория в области гуманитарного знания, она несла и несет в себе черты, полностью соответствующие традиционному духу сциентизма: определение собственной строгой научности, доказательности, объективности,
универсальности и безальтернативности.
Сциентисты считают, что только научный метод обладает интеллектуальной обоснованностью, и поэтому другие сферы, такие как искусство и мораль, должны адаптироваться к научной методологии.
Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем, которые приобрели широчайшую популярность и являются частью взглядов исследователей и широкой публики
Ричард Уильямс выделяет четыре характерные черты сциентизма:
Отстаивание позиции, согласно которой только научное знание является настоящим знанием, все другие виды знания — это просто мнения или абсурд.
Отстаивание позиции, согласно которой методы и допущения (включая эпистемологические и метафизические учения), на которых основаны естественные науки, могут быть использованы в общественных и гуманитарных науках.
Преувеличенная вера в науку как средство получения знаний и решения стоящих перед человечеством проблем.
Наука как религияПо мнению критиков, опасным результатом сциентизма может являться идеологизация и догматизация науки, превращение её в подобие религиозного культа. Французский философ Андре Конт-Спонвиль определяет сциентизм как науку, рассматриваемую в качестве религии, поскольку сциентисты возводят науку в ранг догмы, которую превращают в императив. По его словам, «сциентизм — опасный вздор». Сциентизм как идеологическая позиция приписывает науке способность предоставить окончательные решения для всех фундаментальных проблем бытия. Однако, в основе научного метода лежит признание того, что научные модели реальности являются открытыми и преходящими, то есть подверженными изменению, а не непреложной истиной
Приверженность натуралистической, материалистической, преимущественно механистической метафизике. Именно эта приверженность является ключевой особенностью сциентизма, и именно она служит главным объектом критики, поскольку сциентизм не просто отстаивает мощь науки, но выдвигает метафизические требования. По словам Уильямса, в действительности наука не нуждается в натуралистической, материалистической метафизике для успешного проведения эмпирических исследований.
Свидетельство о публикации №124062802228