Да не оскудеет рука дающего Рассказ

В принципе , богатым живётся неплохо. Но  ,как правило , таким  богатым ,кто не обременён совестью.   В противном случае как же бывает неуютно ,  когда возле тебя столько бедных и несчастных   ,  а для тебя одно лишь  их присутствие  как  призыв о помощи.
Известный меценат и благотворитель Моше Витенберг в конце девятнадцатого века был хорошо известен в еврейской общине Иерусалима . Начав заниматься купеческой деятельностью ещё в Витебске , своё состояние он сколотил на  покупке и продаже недвижимости уже в Иерусалиме  , хотя на этом пути было у него много падений и взлётов . Достигнув пожилого возраста, он прекратил заниматься сделками с недвижимостью и всецело посвятил своё время изучению Торы и благотворительности.  В отличие от многих  богатых людей , он не ограничивался распоряжением  об  отделении десятины в пользу бедных , которую бы  его помощники распределяли по собственному усмотрению.
Он   лично вникал , практически ,  в каждый случай, когда человек нуждался в деньгах  , и стремился оказывать помощь  в соответствии с обстоятельствами и ситуацией каждого нуждающегося .
Филантроп  умел вычислять  жуликов, представлявшихся нищими, и научился распознавать настоящего бедняка. Хотя и в этом искусстве у него бывали ошибки. Принимая бедняков по рекомендации надёжных людей ,  определяя сумму, он стремился руководствоваться не личной симпатией к конкретному человеку,  а точной информацией о его нуждах и материальном положении.
Как-то раз Моше Витенбергу сообщили об особом случае, когда  требуется  денежная помощь в  более крупном размере.  Его просили принять участие в расходах на свадьбу, где жених и невеста были круглыми сиротами . Люди ,рекомендовавшие их  , очень хотели ,чтобы свадьба была не столь же сиротской ,как и материальное положение молодожёнов, и чтобы на ней присутствовало побольше гостей.  Но реакция известного мецената и благотворителя превзошла ожидания .   Моше Витенберг , поговорив с женихом и убедившись в его честности и порядочности , решил взять на себя абсолютно все расходы по свадьбе, включая пышную трапезу ,  обручальные кольца и однокомнатую квартирку на первый месяц проживания.  Помощь в таком размере освобождала молодожёнов от унизительных  походов по различным адресам, составления писем покровителям и подобных процедур , а также давала возможность сосредоточиться непосредственно  на подготовке к  свадьбе и к будущей жизни. 
И несмотря на всё это  , в процессе подготовки к свадьбе  молодожёны забыли , пожалуй,  самое главное, что собственно и создало всю интригу в этой истории .
Выложив колоссальную сумму , которой хватило оплатить все расходы по свадьбе, благотворитель Моше Витенберг попросил жениха только об одном: когда точная дата свадьбы будет определена , пригласить  на неё его с супругой .  Они люди пожилые, одинокие, и им было бы очень приятно присутствовать на самом счастливом событии в  жизни молодой пары, в   которой они приняли скромное участие.
Но так случается, что в процессе подготовки к важным событиям человек сталкивается с массой трудностей и нестыковок , которые зачастую являются "родовыми муками" большого счастья.    Кроме финансовых , обычно возникает ещё много проблем , которые рассеивают память человека , вплоть до того , что из неё буквально выпадают дела первой необходимости.           Передачу и пересылку приглашений на свадьбу жених доверил своему другу  и полностью  в этом на него положился .  Трудно понять причину, но приглашение на свадьбу не пришло на самый "главный" адрес - адрес человека , который оплатил молодожёнам всю свадьбу.
Это выяснилось в момент самой церемонии Хупы *, где филантроп рав**  Моше Витенберг был выбран женихом произносить седьмое - самое почётное благословение. Когда  же того на месте не оказалось,  жених чуть ли не похолодел от ужаса. В самый счастливый день своей жизни он был подавлен от сознания собственной неблагодарности и с вопросительным гневом смотрел на друга , который почему-то не сумел  доставить приглашение  нужному адресату.  Жених корил себя, что  передоверил другому и не сделал это собственноручно. Когда закончилась церемония Хупы, жених во всеуслышание произнёс : " За все свои благодеяния рав Моше Витенберг просил только одну вещь: пригласить его на свадьбу . И вот так мы это выполнили!".
Удручённый от сознания собственной вины друг жениха не мог произнести ни слова , пока вдруг ему в голову не пришла идея. Он неожиданно закричал : " Три километра. Ребята , тут всего три километра до особняка Витенбергов!  Сейчас мы всей свадьбой, всем кагалом пойдём просить у филантропа прощения за жениха. И он , наверняка, простит.  "Его не пригласили на свадьбу  - свадьба сама пришла к нему".  А потом мы вернёмся и будем есть и пить на деньги этого человека хоть до утра ."
Все с радостью поддержали эту идею.  Публика была по большей части молодая, бедная, и многим , кроме прочего, хотелось хоть краем глаза взглянуть на апартаменты знаменитого богача и филантропа.
Было уже 9 вечера, когда во главе с женихом толпа подошла с шумом к воротам дома Витенбергов .  В первый момент людям показалось,что свадебное, карнавальное настроение уже передалось знаменитому филантропу, и он выслал им навстречу своего дворецкого - костюмированного и в маске.  Однако "дворецкий" почему-то вдруг побежал куда-то в сторону. Из двери замка выскочил ещё один - и тоже в маске.  Тот  бросился бежать в другую сторону. Полминуты толпе хватило сообразить,что это грабители , которых спугнул шум незваного свадебного паломничества . Сотня гостей , разделившись пополам, бросилась им в догонку. В течение десяти минут оба грабителя были пойманы и скручены. Далеко уйти они не могли: их одежда была полностью набита не только лёгкими купюрами, но и тяжестью золота и серебра.  Третий грабитель выскочить из дома не успел и был извлечён  из-под  кровати в одной из комнат.  Посередине салона  были обнаружены привязанные толстой бичёвкой к стульям с кляпом во рту два пожилых человека -  рав  Моше Витенберг и его жена.  Жених собственноручно освободил их и оказал первую помощь .

Дождавшись турецких полицейских , которые прибыли с арабским переводчиком и  начали готовить материалы к следствию , гости выразили благодарность с пожеланием здоровья супругам Витенбергам  и пошли делать  трапезу к  месту свадебной церемонии. Им предстояло ещё несколько часов плясать, есть и пить за счастье молодожёнов и их покровителей.


-- --- --

Примечания .

на фото на переднем плане район в старом Иерусалиме "Дома Витенберга", построенный на деньги филантропа Моше Витенберга


* Хупа - так называется еврейская свадебная церемония под балдахином.
* Рав - так уважительно принято обращаться не только к раввинам , но и к солидным людям в религиозной среде.


Рецензии
Если бы я не знала, что в основе всех «Еврейских рассказов» Графмана - реальные истории, я бы воскликнула: «Чудны дела твои, Господи!»
Но, даже зная, что это истинная правда, я всегда поражаюсь сюжетным ходам, которые с таким разнообразием использует в своих «Маленьких спектаклях» милосердный Всевышний...

А может, всё гораздо проще, и суть в том, что евреи умеют замечать чудеса и быть благодарными даже за малость, не говоря уж о таких глобальных «подношениях»!?

Татьяна Погребинская   20.01.2025 08:12     Заявить о нарушении
Эти истории достаточно хорошо известны.К сожалению, сюжеты у меня пока кончились . Надеюсь, временно. Истории, не имеющие отношения к моей жизни ,как правило, переводы известных историй - прочитанных или услышанных на уроках лекторов и раввинов.
По идее, все эти истории так или иначе открывают "Славу Всевышнего" в этом мире, несмотря на его кажущуюся абсурдность и несправедливость.
Татьяна, спасибо большое за отклик и правильные выводы, которые не всякий читатель может сделать, прочитав эти рассказы!

Графман Леонид Давидович   19.01.2025 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.