Да не оскудеет рука дающего Рассказ
Известный меценат и благотворитель Моше Витенберг в конце девятнадцатого века был хорошо известен в еврейской общине Иерусалима . Начав заниматься купеческой деятельностью ещё в Витебске , своё состояние он сколотил на покупке и продаже недвижимости уже в Иерусалиме , хотя на этом пути было у него много падений и взлётов . Достигнув пожилого возраста, он прекратил заниматься сделками с недвижимостью и всецело посвятил своё время изучению Торы и благотворительности. В отличие от многих богатых людей , он не ограничивался распоряжением об отделении десятины в пользу бедных , которую бы его помощники распределяли по собственному усмотрению.
Он лично вникал , практически , в каждый случай, когда человек нуждался в деньгах , и стремился оказывать помощь в соответствии с обстоятельствами и ситуацией каждого нуждающегося .
Филантроп умел вычислять жуликов, представлявшихся нищими, и научился распознавать настоящего бедняка. Хотя и в этом искусстве у него бывали ошибки. Принимая бедняков по рекомендации надёжных людей , определяя сумму, он стремился руководствоваться не личной симпатией к конкретному человеку, а точной информацией о его нуждах и материальном положении.
Как-то раз Моше Витенбергу сообщили об особом случае, когда требуется денежная помощь в более крупном размере. Его просили принять участие в расходах на свадьбу, где жених и невеста были круглыми сиротами . Люди ,рекомендовавшие их , очень хотели ,чтобы свадьба была не столь же сиротской ,как и материальное положение молодожёнов, и чтобы на ней присутствовало побольше гостей. Но реакция известного мецената и благотворителя превзошла ожидания . Моше Витенберг , поговорив с женихом и убедившись в его честности и порядочности , решил взять на себя абсолютно все расходы по свадьбе, включая пышную трапезу , обручальные кольца и однокомнатую квартирку на первый месяц проживания. Помощь в таком размере освобождала молодожёнов от унизительных походов по различным адресам, составления писем покровителям и подобных процедур , а также давала возможность сосредоточиться непосредственно на подготовке к свадьбе и к будущей жизни.
И несмотря на всё это , в процессе подготовки к свадьбе молодожёны забыли , пожалуй, самое главное, что собственно и создало всю интригу в этой истории .
Выложив колоссальную сумму , которой хватило оплатить все расходы по свадьбе, благотворитель Моше Витенберг попросил жениха только об одном: когда точная дата свадьбы будет определена , пригласить на неё его с супругой . Они люди пожилые, одинокие, и им было бы очень приятно присутствовать на самом счастливом событии в жизни молодой пары, в которой они приняли скромное участие.
Но так случается, что в процессе подготовки к важным событиям человек сталкивается с массой трудностей и нестыковок , которые зачастую являются "родовыми муками" большого счастья. Кроме финансовых , обычно возникает ещё много проблем , которые рассеивают память человека , вплоть до того , что из неё буквально выпадают дела первой необходимости. Передачу и пересылку приглашений на свадьбу жених доверил своему другу и полностью в этом на него положился . Трудно понять причину, но приглашение на свадьбу не пришло на самый "главный" адрес - адрес человека , который оплатил молодожёнам всю свадьбу.
Это выяснилось в момент самой церемонии Хупы *, где филантроп рав** Моше Витенберг был выбран женихом произносить седьмое - самое почётное благословение. Когда же того на месте не оказалось, жених чуть ли не похолодел от ужаса. В самый счастливый день своей жизни он был подавлен от сознания собственной неблагодарности и с вопросительным гневом смотрел на друга , который почему-то не сумел доставить приглашение нужному адресату. Жених корил себя, что передоверил другому и не сделал это собственноручно. Когда закончилась церемония Хупы, жених во всеуслышание произнёс : " За все свои благодеяния рав Моше Витенберг просил только одну вещь: пригласить его на свадьбу . И вот так мы это выполнили!".
Удручённый от сознания собственной вины друг жениха не мог произнести ни слова , пока вдруг ему в голову не пришла идея. Он неожиданно закричал : " Три километра. Ребята , тут всего три километра до особняка Витенбергов! Сейчас мы всей свадьбой, всем кагалом пойдём просить у филантропа прощения за жениха. И он , наверняка, простит. "Его не пригласили на свадьбу - свадьба сама пришла к нему". А потом мы вернёмся и будем есть и пить на деньги этого человека хоть до утра ."
Все с радостью поддержали эту идею. Публика была по большей части молодая, бедная, и многим , кроме прочего, хотелось хоть краем глаза взглянуть на апартаменты знаменитого богача и филантропа.
Было уже 9 вечера, когда во главе с женихом толпа подошла с шумом к воротам дома Витенбергов . В первый момент людям показалось,что свадебное, карнавальное настроение уже передалось знаменитому филантропу, и он выслал им навстречу своего дворецкого - костюмированного и в маске. Однако "дворецкий" почему-то вдруг побежал куда-то в сторону. Из двери замка выскочил ещё один - и тоже в маске. Тот бросился бежать в другую сторону. Полминуты толпе хватило сообразить,что это грабители , которых спугнул шум незваного свадебного паломничества . Сотня гостей , разделившись пополам, бросилась им в догонку. В течение десяти минут оба грабителя были пойманы и скручены. Далеко уйти они не могли: их одежда была полностью набита не только лёгкими купюрами, но и тяжестью золота и серебра. Третий грабитель выскочить из дома не успел и был извлечён из-под кровати в одной из комнат. Посередине салона были обнаружены привязанные толстой бичёвкой к стульям с кляпом во рту два пожилых человека - рав Моше Витенберг и его жена. Жених собственноручно освободил их и оказал первую помощь .
Дождавшись турецких полицейских , которые прибыли с арабским переводчиком и начали готовить материалы к следствию , гости выразили благодарность с пожеланием здоровья супругам Витенбергам и пошли делать трапезу к месту свадебной церемонии. Им предстояло ещё несколько часов плясать, есть и пить за счастье молодожёнов и их покровителей.
-- --- --
Примечания .
на фото на переднем плане район в старом Иерусалиме "Дома Витенберга", построенный на деньги филантропа Моше Витенберга
* Хупа - так называется еврейская свадебная церемония под балдахином.
* Рав - так уважительно принято обращаться не только к раввинам , но и к солидным людям в религиозной среде.
Свидетельство о публикации №124062702266
Но, даже зная, что это истинная правда, я всегда поражаюсь сюжетным ходам, которые с таким разнообразием использует в своих «Маленьких спектаклях» милосердный Всевышний...
А может, всё гораздо проще, и суть в том, что евреи умеют замечать чудеса и быть благодарными даже за малость, не говоря уж о таких глобальных «подношениях»!?
Татьяна Погребинская 20.01.2025 08:12 Заявить о нарушении
По идее, все эти истории так или иначе открывают "Славу Всевышнего" в этом мире, несмотря на его кажущуюся абсурдность и несправедливость.
Татьяна, спасибо большое за отклик и правильные выводы, которые не всякий читатель может сделать, прочитав эти рассказы!
Графман Леонид Давидович 19.01.2025 22:41 Заявить о нарушении