Жил поживал...
Имел громоздкое имя,
С которым он научился
Управляться на долгом веку.
А дальше - всё, как в считалочке
Или в провинциальном журнале:
Просторный дом на холме,
В доме ружьё на стене.
Жил - поживал, а в лесах симфоний
Укоренялись небесные флейты,
Гобои тянулись
Сквозь палую хвою страданий,
И валторны-охотницы
Старинной грёзой раздвигали пространства,
А смычки затевали ветер
Осенью поздней.
"Жил - поживал", - говорю я,
Дивясь назойливости повторений.
Но ты не дослушаешь, затерявшись
В передвижных лазаретах великой войны.
И снова всё, как в нелепой игре
Под заплаканным солнцем:
Руки вперёд, ищет единственную
Кто-то с завязанными глазами.
Свидетельство о публикации №124062602496
Укоренялись небесные флейты,
Гобои тянулись
Сквозь палую хвою страданий,
И валторны-охотницы
Старинной грёзой раздвигали пространства,
А смычки затевали ветер
Осенью поздней.
Чудесно. Здесь автор будто бы наедине с тем композитором. Сразу видно, что музыку этого композитора автор впитывал всей душой, что он понимает, насколько глубок этот мир, - и у самого у него в интонации появляется тихая глубина и искренность. Он только что слушал что-то прекрасное - и вот оторвался, чтобы сказать о своих впечатлениях. Тут и мысль о том, что творчество композитора шло от несложного - к совершенному, вырастало. Тут и характеристика звучания разных музыкальных инструментов.
Построено стихотворение как монолог, обращённый к некой собеседнице, с кем автора связала судьба. И начинает он свой рассказ с простого, с бытового, с того, что может оказаться ей интересным. Пытается увлечь её этой историей даже словами о ружье. Ведь она, наверно, вспомнит:
«Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить» (А. П. Чехов).
Но ты не дослушаешь, затерявшись
В передвижных лазаретах великой войны.
Нет, в её душе нет такого же отклика на музыку того композитора, как у автора. В ней нет чего-то важного, чтобы она могла понять и его самого. Между ними, может быть, и не пропасть, но это два одиноких человека.
И снова всё - как в нелепой игре
Под заплаканным солнцем:
Руки вперёд, ищет единственную
Кто-то с завязанными глазами.
Мне вспомнилось из Вашего "Покинуть Дидону":
Несметные ошибки сердца
Обрушить
На арфу алфавита,
Отыскивая тайные тона
Грядущих бурь.
Негаданные встречи,
Между ними - вечность,
Над ними - немота...
Марина Андреева 10 24.07.2024 20:30 Заявить о нарушении
Не знаю, возможно, при чтении это не чувствуется, но я со времён ранней юности не стремлюсь в стихах к романтическим противопоставлениям.
Если рассказываю о чём-то, а потом возникают "лазареты Великой войны", то это всё принадлежит нерасчленимости нашего мира и большой жизни.
И даже не важно, что этот композитор, действительно, жил во Франции и погиб уже стариком в начале Великой войны, и это позволило мне совершить перекличку. Просто общность времени стала частью стиха.
Вообще, интересная штука творчество, правда, Марин?
Действительность слита с вымыслами, намечаются умыслы и накапливаются домыслы, от которых рукой подать до замыслов.
Tranquil 24.07.2024 22:52 Заявить о нарушении
Вот и от "Смычка Гогенцоллерна" я вовсе не в таком восторге, как от многого-многого другого у Вас. Прежде всего этот стиль - былинный, старообрядческий - мне не по вкусу. Музыку я тут не слышу.
Но что-нибудь сказать о нём я могу, конечно. Пусть это будет как бы в скобках. Мне нравится в герое полное отсутствие тщеславия. Сам он знает свою фамилию, знает, что он - королевского рода. Но и в детстве, и всю свою жизнь он любил мать-кухарку. В его сердце - её весёлый смех, а не грёзы о коронах. И когда он стал бродячим музыкантом, он не тыкал людям в нос своей фамилией Гогенцоллерн, не похвалялся тем, какой он "крутой" (это я в адрес большинства людей). Если б он разжевал приятелям, кто такие Гогенцоллерны, они бы уж запомнили это и на могильном камне записали бы... И последний аккорд прекрасен:
"Был у бродяги смычок,
Многим садам процвесть пособивший".
Безвестный гений. Даже больше, чем гений. Музыка - это тоже вибрации духовного мира, вибрации, из которых рождается материя. И значит, вибрации его смычка были прекрасны, если от них цвели сады. И ещё приходит мысль: сколько же гениев рождалось на Земле - мы просто о них не знаем...
Марина Андреева 10 24.07.2024 23:56 Заявить о нарушении
Интересно было бы узнать, какие не вошедшие стихи вы бы хотели встретить на странице. Я бы тогда смог вам сказать, почему их здесь нет. Поскольку определённые критерии в этой реорганизации содержания существуют-таки.
Я знаю, что копии почти всех прежних публикаций вы сохранили. Значит, в будущем возможны и упоминания таких "опальных" текстов.
Tranquil 25.07.2024 06:48 Заявить о нарушении
Tranquil, да Вы же сами можете сказать, ЧТО мне нравилось из прежнего. А о Вашем пересмотре своего багажа, о реорганизации - постепенно и я начну что-то понимать...
Марина Андреева 10 25.07.2024 13:38 Заявить о нарушении