Жил поживал...

Жил - поживал композитор,
Имел громоздкое имя,
С которым он научился
Управляться на долгом веку.
А дальше - всё, как в считалочке
Или в провинциальном журнале:
Просторный дом на холме,
В доме ружьё на стене.

Жил - поживал, а в лесах симфоний
Укоренялись небесные флейты,
Гобои тянулись
Сквозь палую хвою страданий,
И валторны-охотницы
Старинной грёзой раздвигали пространства,
А смычки затевали ветер
Осенью поздней.

"Жил - поживал", - говорю я,
Дивясь назойливости повторений.
Но ты не дослушаешь, затерявшись
В передвижных лазаретах великой войны.
И снова всё, как в нелепой игре
Под заплаканным солнцем:
Руки вперёд, ищет единственную
Кто-то с завязанными глазами.


Рецензии
...Жил-поживал, а в лесах симфоний
Укоренялись небесные флейты,
Гобои тянулись
Сквозь палую хвою страданий,
И валторны-охотницы
Старинной грёзой раздвигали пространства,
А смычки затевали ветер
Осенью поздней.

Чудесно. Здесь автор будто бы наедине с тем композитором. Сразу видно, что музыку этого композитора автор впитывал всей душой, что он понимает, насколько глубок этот мир, - и у самого у него в интонации появляется тихая глубина и искренность. Он только что слушал что-то прекрасное - и вот оторвался, чтобы сказать о своих впечатлениях. Тут и мысль о том, что творчество композитора шло от несложного - к совершенному, вырастало. Тут и характеристика звучания разных музыкальных инструментов.

Построено стихотворение как монолог, обращённый к некой собеседнице, с кем автора связала судьба. И начинает он свой рассказ с простого, с бытового, с того, что может оказаться ей интересным. Пытается увлечь её этой историей даже словами о ружье. Ведь она, наверно, вспомнит:
«Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить» (А. П. Чехов).

Но ты не дослушаешь, затерявшись
В передвижных лазаретах великой войны.

Нет, в её душе нет такого же отклика на музыку того композитора, как у автора. В ней нет чего-то важного, чтобы она могла понять и его самого. Между ними, может быть, и не пропасть, но это два одиноких человека.

И снова всё - как в нелепой игре
Под заплаканным солнцем:
Руки вперёд, ищет единственную
Кто-то с завязанными глазами.

Мне вспомнилось из Вашего "Покинуть Дидону":

Несметные ошибки сердца
Обрушить
На арфу алфавита,

Отыскивая тайные тона
Грядущих бурь.

Негаданные встречи,
Между ними - вечность,
Над ними - немота...

Марина Андреева 10   24.07.2024 20:30     Заявить о нарушении
Мариночка, большущее спасибо за отклик!
Не знаю, возможно, при чтении это не чувствуется, но я со времён ранней юности не стремлюсь в стихах к романтическим противопоставлениям.
Если рассказываю о чём-то, а потом возникают "лазареты Великой войны", то это всё принадлежит нерасчленимости нашего мира и большой жизни.
И даже не важно, что этот композитор, действительно, жил во Франции и погиб уже стариком в начале Великой войны, и это позволило мне совершить перекличку. Просто общность времени стала частью стиха.
Вообще, интересная штука творчество, правда, Марин?
Действительность слита с вымыслами, намечаются умыслы и накапливаются домыслы, от которых рукой подать до замыслов.

Tranquil   24.07.2024 22:52   Заявить о нарушении
Да я с Вами того и гляди с ума сойду. Сло-ожное у Вас творчество, сэр. Иной раз просто читаю и перечитываю, как музыку. Некоторые из опубликованных Вами после закрытия страницы вещей я очень люблю (их и рецензировала), но немало и таких, о которых я думаю: ну зачем Вы даёте это, а самое лучшее скрываете?..

Вот и от "Смычка Гогенцоллерна" я вовсе не в таком восторге, как от многого-многого другого у Вас. Прежде всего этот стиль - былинный, старообрядческий - мне не по вкусу. Музыку я тут не слышу.
Но что-нибудь сказать о нём я могу, конечно. Пусть это будет как бы в скобках. Мне нравится в герое полное отсутствие тщеславия. Сам он знает свою фамилию, знает, что он - королевского рода. Но и в детстве, и всю свою жизнь он любил мать-кухарку. В его сердце - её весёлый смех, а не грёзы о коронах. И когда он стал бродячим музыкантом, он не тыкал людям в нос своей фамилией Гогенцоллерн, не похвалялся тем, какой он "крутой" (это я в адрес большинства людей). Если б он разжевал приятелям, кто такие Гогенцоллерны, они бы уж запомнили это и на могильном камне записали бы... И последний аккорд прекрасен:
"Был у бродяги смычок,
Многим садам процвесть пособивший".
Безвестный гений. Даже больше, чем гений. Музыка - это тоже вибрации духовного мира, вибрации, из которых рождается материя. И значит, вибрации его смычка были прекрасны, если от них цвели сады. И ещё приходит мысль: сколько же гениев рождалось на Земле - мы просто о них не знаем...

Марина Андреева 10   24.07.2024 23:56   Заявить о нарушении
Доброе утро, Марин!
Интересно было бы узнать, какие не вошедшие стихи вы бы хотели встретить на странице. Я бы тогда смог вам сказать, почему их здесь нет. Поскольку определённые критерии в этой реорганизации содержания существуют-таки.
Я знаю, что копии почти всех прежних публикаций вы сохранили. Значит, в будущем возможны и упоминания таких "опальных" текстов.

Tranquil   25.07.2024 06:48   Заявить о нарушении
Tranquil, да, у меня есть копии практически всего, что было на этой странице раньше. Но упоминать о тех, других стихах я если и буду, то достаточно мягко. Цитировать их не буду. Раз Вы не показываете это сейас, значит, этого как бы нет.
Tranquil, да Вы же сами можете сказать, ЧТО мне нравилось из прежнего. А о Вашем пересмотре своего багажа, о реорганизации - постепенно и я начну что-то понимать...

Марина Андреева 10   25.07.2024 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.