Свинцовый бархат правды 40
Женой Эхнатона была та самая Нефертити, в честь которой до сих пор называют салоны красоты
Осарсиф был знатным египтянином, жрецом Осириса. Он стал преданным сторонником новой религии и был изгнан из высшего общества после смерти Эхнатона. Тогда Осарфис завоевал доверие рабов-семитов и способствовал их бегству из Египта. В доказательство своей гипотезы Фрейд приводит тот факт, что обряд обрезания, введённый Моисеем, изначально был в ходу среди знатных египтян — он выполнял не столько религиозную, сколько гигиеническую функцию (хотя телесная чистота в сознании египтян была тесно связана с чистотой духовной и интеллектуальной). Далее, по мнению Фрейда, имя Атон в языке евреев приняло форму Адонай («Господь») — одно из имён бога Яхве.
Современный египетский писатель Ахмед Осман, известный своими ревизионистскими конспиролигическими теориями а-ля Николай Фоменко, вообще считает, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо. Есть также любительская гипотеза о том, что царевной, спасшей младенца Моисея, была Хатшепсут, дочь Тутмоса I и одна из четырёх египетских фараонов-женщин. Она правила в XV веке до нашей эры, за 300 лет до Рамзеса II. В этой гипотезе сам Моисей отождествляется с фараоном Тутмосом II, сводным братом и мужем Хатшепсут (инцест в семьях египетских фараонов был нормой и даже обязанностью), либо с архитектором Сенмутом, которой мог быть её фаворитом. Косвенно эта гипотеза подтверждается тем, что внешность Тутмоса II, если судить по статуям и изображениям, была скорее семитской, чем египетской. Однако исторический Тутмос II, хоть и совершил некоторое количество успешных военных походов, ни в каких попытках вывести из Египта семитский народ не был замечен.
Пасха мимо
Десятая, решающая казнь: ангел смерти забирает первенцев египтян и не замечает евреев
В память об Исходе евреи отмечают праздник Песах — его название буквально означает «миновал», «проходил мимо». Это связано с тем, что во время десятой казни в Египте Бог повелел всем евреям помазать косяки своих домов кровью жертвенного ягнёнка — чтобы Господь карающий мог зайти только в те дома, где этой отметки нет, и забрать первенцев египтян.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
(Исход 12:12-14)
Тайная вечеря, описанная в Новом Завете, была традиционной трапезой Песаха, который начинают праздновать в 14-й день весеннего месяца нисана и продолжают в течение семи дней. Иисус, будучи евреем по рождению и воспитанию, придал ей новое содержание. А во времена раннего христианства именно в эти дни начали совершать богослужения и трапезы в память о крёстной жертве Христа, которые тоже стали называть Пасхой. Но ни о каком Исходе евреев из Египта христиане уже не вспоминают.
Моисей — суперзвезда
Моисей, в отчаянии разбивающий скрижали с десятью заповедями, — один из ярчайших драматических моментов Исхода. Таким его изобразил Рембрандт
Легенда об Исходе оказалась настолько мощным и монументальным повествованием, что долгое время не имела в культуре иных интерпретаций, кроме собственно библейского текста. Логичнее всего было перевести эту историю на язык музыки, искусства, умеющего выражать невыразимое и описывать неописуемое. Именно композиторы первыми и взялись за эту сложную задачу — в эпоху барокко, тяготеющую к пышным усложнённым структурам, ярким эмоциям и идее Бога как непостижимого и подавляющего своим величием верховного существа.
Оратория Георга Генделя «Израиль в Египте» (1739) — это торжественная и трагичная история, в которой главным героем стал страдающий еврейский народ (его изображает хор). Карл-Филипп Бах, один из многочисленных детей Иоганна Себастьяна Баха, разбавил монументальность подлинной человеческой драмой — в его оратории «Израильтяне в пустыне» (1769) главным героем становится Моисей. Джоаккино Россини, автор оперы «Севильский цирюльник», создал оперу «Моисей» (1818), следующую библейскому канону.
А вот австрийский композитор-экспрессионист ХХ века Арнольд Шёнберг в неоконченной опере «Моисей и Аарон» (1930–1950) описывает конфликт между двумя братьями: вдохновлённым Моисеем и трезвомыслящим Аароном, который терпеливо объясняет брату, что народ не будет верить в Бога, которого он не видит, что ему нужны чудеса и знамения, наконец, какие-нибудь изображения божества (а Яхве категорически запрещал себя изображать — заповедь «Не сотвори себе кумира» именно об этом). Беда в том, что, несмотря на трагическую разницу в мировосприятии, Моисей не может обойтись без брата: Аарон — прекрасный оратор, а Моисей косноязычен и не умеет говорить на публике. Но в конце концов Аарон умирает, и пророку приходится стать вождём народа самому. При этом Моисей говорит евреям, что они останутся сами собой только в том случае, если сохранят своё единобожие, — заимствовать религию иных народов им ни в коем случае нельзя.
Нередко, изображая Исход, художники рисовали героев в одежде как у своих современников
Евреи в произведениях на тему Исхода — далеко не всегда собственно евреи. В середине XIX века отождествлять себя с угнетённым народом стали американские негры-рабы — один из их спиричуэлов (религиозных гимнов) Go Down Moses, написанный на основе цитаты из Исхода «Отпусти народ мой!», наиболее известен в версии Луи Армстронга. А украинский поэт Иван Франко в поэме «Моисей» пишет, разумеется, о сложной судьбе собственного народа. В его версии Моисей под влиянием демона Азазеля попросту утратил веру в Бога — и именно поэтому ему было суждено лишь издалека увидеть Землю Обетованную, но не войти в неё.
Эпическая личность Моисея, разумеется, не могла не привлечь поэтов-романтиков. Француз Альфред де Виньи в поэме «Моисей» (1826) изображает пророка сверхчеловеком, мудрым и могущественным, внушающим трепет вместо любви, страдающим под бременем ответственности и безумно одиноким. «За этим великим именем скрывается человек всех веков и в большей степени современный, чем древний, человек гениальный, изнемогший от своего вечного вдовства, с отчаянием взирающий на то, как по мере его возвышения его всё более окружает бескрайнее и сухое одиночество», — писал поэт о Моисее.
Если личность пророка Моисея ещё поддавалась осмыслению в литературе, а эпическое настроение Исхода — в музыке, то полностью показать все грандиозные события, описанные в книге, мог только кинематограф. Книга Исхода словно только и ждала появления и расцвета Голливуда, с самого начала тяготевшего к гигантомании.
Роль Моисея в «Десяти заповедях» исполнил любимый актёр Сесиля де Милля — Чарльз Хестон
Уже первая экранизация истории бегства из Египта произвела революцию в кинематографе и по сей день входит в десятку самых любимых фильмов американцев. «Десять заповедей» снял в 1923-м и переснял в 1956 году Сесиль де Милль — один из первых режиссёров откровенно коммерческого кино, блокбастеров в современном понимании. Он любил пышность и роскошь, истории с моралью и многолюдные эпические сцены со спецэффектами. Кроме того, он был верующим христианином и человеком консервативных взглядов, потому считал производство фильмов на библейские сюжеты в некотором роде своим долгом. В «Десяти заповедях» были впервые использованы двуслойные (комбинированные) съёмки, особенно впечатлившие зрителей в сцене с переходом евреями Красного моря.
В 1959 году, через три года после появления «Десяти заповедей», киноэкраны всего мира покорил другой библейский эпос — «Бен-Гур». Его действие происходит во времена Иисуса Христа, и на событиях Библии не акцентируется — в центре сюжета судьба человека на фоне рождения христианства. Но идеи у двух картин сходные — размышление о роли личности в истории, природе веры и духовной силе человека. «Десять заповедей» и собравший 11 «Оскаров» «Бен-Гур» обозначили расцвет голливудского жанра «пеплум» — масштабного исторического кино в декорациях античности или Древнего Мира.
Берт Ланкастер (вверху) и Бен Кингсли (внизу) в роли Моисея
«Десять заповедей» в версии 1956 года продолжались 220 минут — без малого 4 часа. События Исхода действительно очень сложно втиснуть в меньшее время, поэтому идеальным форматом для них стал мини-сериал для ТВ. Один из самых известных сериалов вышел в 1974 году — в «Моисее» (в оригинале сериал называется Moses The Lawgiver, «Моисей Законодатель») главную роль сыграл именитый актёр Берт Ланкастер, которому был доступен самый широкий диапазон ролей. Его Моисей получился не эпической устрашающей фигурой, а уязвимым, сомневающимся, одиноким и в то же время сильным и решительным человеком — но человеком, а не полубогом.
Именно на игру Ланкастера ориентировался великолепный Бен Кингсли, сыгравший главного героя в телефильме «Пророк Моисей: Вождь-освободитель». Некоторые кинокритики называют Кингсли лучшим экранным Моисеем на сегодняшний день.
Ни одна популярная тема не может считаться охваченной полностью, если о ней не сняли пародию и диснеевский мультфильм. Пародийный фильм «Всё о Моисее» (1980) — откровенное подражание монти-пайтоновскому «Житию Брайана». Он рассказывает о человеке по имени Гершель, который, как и Моисей, получал указания от Бога, но не знал, что с ними делать, поэтому в историю не вошёл. В этом фильме обстёбываются и другие библейские сюжеты — о Лоте и его жене, о Давиде и Голиафе. Однако юмор тут далеко не такой тонкий, как у «Монти-Пайтона»: лица персонажей не обременены интеллектом, а большая часть шуток не поднимается выше пояса. Неудивительно, что критика разорвала этот фильм в клочья.
«Принц Египта» уступает диснеевской анимации по качеству прорисовки, но не по яркости и эмоциональности сюжета
Что до мультфильма, то его сделала не студия Диснея, а их главные конкуренты DreamWorks — «Принц Египта» (1998) ознаменовал рождение этой студии как производителя красивых полнометражных мультфильмов. Сюжет мультфильма отличается от библейского незначительными деталями. К тому же в нём больше внимания уделено личным отношениям Моисея с его приёмной и родной семьями, а также с женой Сепфорой. «Принц Египта» охватывает не всю Книгу Исхода — он сосредотачивается на истории самоопределения Моисея как лидера еврейского народа и заканчивается получением божественных заповедей на горе Синай. Моисея озвучивает Вэл Килмер, ему же принадлежит роль Бога.
Музыкальным лейтмотивом фильма стала эмоциональная, нежная и при этом торжественная песня When You Believe, за которую мультфильм получил свой единственный «Оскар». В фильме её исполняют Сепфора (Мишель Пфайффер) и Мириам (её озвучила Сандра Баллок, но так как актриса не умеет петь, вокальная партия принадлежит Салли Дворски), а во время финальных титров — поп-звёзды Уитни Хьюстон и Мерайя Кери.
В начале XXI века жанр пеплума вернулся на большие экраны — во многом стараниями Ридли Скотта с его «Гладиатором». Кому, как не ему, было переснять историю Моисея? Фильм «Исход: Цари и боги», вышедший на наши экраны в начале 2014 года, новой интерпретацией критиков не впечатлил, но по крайней мере, зрелище подарил незаурядное — с масштабными боевыми сценами и эффектными картинами «казней египетских». Одну из ролей — еврейского мудреца Навина — сыграл всё тот же Бен Кингсли.
Свидетельство о публикации №124062602415