Свинцовый бархат правды 39

Свинцовый бархат правды 39
 
Рамзес II, Эхнатон, Хатшепсут — три претендента на роль фараона, не желавшего отпускать евреев
Все попытки найти подтверждение Исхода в исторических событиях упираются только в «косвенные улики». Например, светлокожие рабы, изображённые на некоторых настенных рисунках в гробницах знатных египтян, истолковываются как семиты. Фараона, при котором произошёл Исход, идентифицируют как могущественного Рамзеса II Великого, фараона XIX династии, правившего приблизительно в 1279–1213 гг. до н. э., — и основываются при этом только на библейских упоминаниях того, что этот фараон очень долго правил. При Рамзесе II Египет достиг своего наивысшего расцвета, максимально приблизившись к тому, что принято называть империей — и по площади государства, и по количеству покорённых народов, и по материальному богатству, и по монументальному искусству. В последнее время стала популярна другая версия — что евреи покинули Египет при его сыне Мернептахе. А царевну, подобравшую младенца Моисея, идентифицируют как Термутис, дочь Рамзеса II от одной из его наложниц.
Стела Мернептаха
Но письменные источники, на которых основываются сторонники этих гипотез, с трудом поддаются однозначному истолкованию. В 1896 году в Фивах была найдена так называемая «стела Мернептаха» — египтяне часто делали такие стелы как памятники военным победам тех или иных фараонов: наверху изображён фараон, попирающий врагов, а внизу изложено подробное описание достижений. Текст на стеле Мернептаха описывает успешную ливийскую кампанию фараона, но в числе побеждённых народов или городов упоминается некий Isiriar или Isirial (имеются расхождения относительно чтения иероглифов). Некоторые специалисты трактуют это как описание вооружённого столкновения на берегу Красного моря, которое египтяне, в лучших традициях всех времён и народов, изобразили как разгром противника с последующим его паническим бегством. Но эта гипотеза выглядит довольно натянутой.
Ещё одно произведение, на которое опираются сторонники историчности Исхода, — это «Речение Ипувера», один из самых известных текстов древнеегипетской литературы. Но его историчность тоже подвергается сомнению.
 
Рукопись «Речения Ипувера» — письменный источник, в котором ищут и даже иногда находят подтверждение реальности Исхода
«Речение Ипувера» существует в единственном экземпляре — на изрядно повреждённом папирусе, относящемся ко времени XIX династии. Это мощный поэтичный текст, который живописует некие страшные бедствия, постигшие египетскую землю, — захват и разграбление прекрасных городов и храмов как чужеземными варварами, так и египетской чернью, неурожай и голод, болезни и смерти, трупы в дельте Нила, массовое бесплодие женщин и прочие ужасы. Часто проводят параллели событий, описанных в «Речении», с Десятью казнями египетскими, которые обрушил Бог на страну фараона, не желавшего отпускать евреев.
Многолетние попытки найти историческое соответствие описанному в тексте до сих пор не увенчались успехом. Сейчас наиболее широко принята точка зрения немецкого египтолога Герхарда Фехта, который в 1972 году интерпретировал «Речение Ипувера» как позднейший список текста, созданного во времена Первого переходного периода, так называемого «тёмного» (2250–2050 гг. до н. э.). В эту эпоху в Египте власть перешла из рук фараонов к градоначальникам-номархам, которые были не в состоянии поддерживать порядок в своих землях — фактически в стране царила анархия и беззаконие. Страна распалась на 24 отдельных округа-нома, единая ирригационная система, связанная с Нилом, была разрушена, что повлекло за собой голод и бунты в городах.
Есть и другая гипотеза, согласно которой «Речение Ипувера» не более чем художественное произведение. Это может быть описание Царства Мёртвых: немецкий учёный Людвиг Моренц усматривает параллели «Речения» с древнешумерскими «жалобами мёртвых» — особым жанром древней поэзии, призванным подчеркнуть, что на земле всё же лучше, чем в загробном мире. Также неведомый нам Ипувер может выступать в роли пророка, описывающего некие воображаемые бедствия грядущего, — это объясняет возвышенные интонации и логическую путаницу повествования.
Царь Саргон, бывший «мальчиком из корзины» задолго до Моисея
Однако параллели Книги Исхода с историей учёные ищут скорее для развлечения, чем для серьёзных доказательств (а евреи просто верят). Любопытнее другое. Дело в том, что в этой легенде множество бродячих мифологических и сказочных мотивов, а также исторических, но заимствованных из других культур. Так, законы, принесённые Моисеем с горы Синай (а он принёс оттуда не только скрижали с десятью заповедями), местами перекликаются с Кодексом Хаммурапи.
А история о спасении младенца Моисея из воды практически дословно совпадает с более древней легендой о детстве аккадского царя Саргона — этот великий правитель, известный и как военачальник, и как строитель храмов, был низкого происхождения. Надпись на одной из его статуй описывает, как он, будучи рождён в бедной семье, попал к своему приёмному отцу.
 Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила.
Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь.
Она бросила меня в реку, река меня не потопила.
Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю…
Словом, очень похоже, что миф об Исходе был создан уже во времена, когда семитские царства Израиль и Иудея, они же Северное и Южное, были завоёваны сначала вавилонянами, а потом персами. Народ этих царств отчаянно нуждался в том, чтобы сохранить под игом завоевателей свою культуру, язык и поклонение единому Богу. Из осколков исторических преданий было собрано цельное полотно о том, как этот самый Бог позаботился о своём народе, избавив его от рабства и подарив прекрасную землю в вечное владение.
Вавилонское пленение евреев, в отличие от египетского, археологией подтверждается
Гипотеза, выдвинутая историком, специалистом по древнееврейской культуре Стивеном С. Расселом, рисует довольно изящную картинку того, как могли собираться воедино куски мозаики. Северное царство Израиль сохранило предания кочевников-скотоводов, которые могли часто мигрировать в Египет и обратно, в зависимости от периодически настигающих эту страну кризисов, — поэтому сама идея Исхода могла принадлежать им. А Южное царство Иудея было занято частыми войнами с Египтом и своими соседями, поэтому ему принадлежат те страницы Исхода, где рассказывается о военных победах избранного народа над жителями Земли Обетованной.
Десять казней вулканических
Что, если Десять казней египетских были на самом деле? Точнее, так: будь они на самом деле, что могло бы их вызвать?
Примерно таким вопросом однажды задалась группа европейских и американских биологов во главе с главным эпидемиологом Нью-Йорка Джоном С. Марром. В 1996 году на основе этого исследования Марр написал статью «Эпидемиологический анализ Десяти казней египетских», которая потом, в свою очередь, стала основой документального фильма. Увлёкшись темой, эпидемиолог сочинил и издал успешный технотриллер «Одиннадцатая казнь» — о безумном учёном, намеренном повторить эффект библейских казней в наше время.
Гипотеза Марра и его коллег основывалась на предположении, что Десять казней начались с мощного извержения вулкана, сопровождавшегося взрывом. А что было дальше?
Встреча рассвета на горе Синай — популярное туристическое развлечение, благо извержение вулкана туристам не грозит
• Повышение температуры воды вызвало покраснение фитопланктона — явление, известное под названием «красных приливов» («вода превратилась в кровь» — первая казнь).
• Токсины, выделяемые планктоном, вызвали массовое бегство жаб, которые наводнили дома живших у воды египтян (вторая казнь).
• Умершая от тех же токсинов рыба привела к реке полчища мошек рода Culicoides, переносчиц инфекции, и оводов, жалящих людей и скот (это явление разделено на два — третья и четвёртая казни).
• От переносимой мошками и оводами заразы закономерно вымер скот и развились кожные нарывы у людей (пятая и шестая казни)
• Гром, молнии и падение с неба раскалённых камней («огненный град» — седьмая казнь) — это наконец-то донесённые до египтян прямые последствия взрыва вулкана.
• Тем же ветром, который принёс катастрофическую грозу, в Египет принесло саранчу, пожравшую все посевы (восьмая казнь).
• Всё тот же вулкан вызвал погодную аномалию, а уничтоженные растения больше не могли сдерживать почву — так поднялась песчаная буря, затмившая солнце (это девятая казнь — «Тьма Египетская»).
• В то зерно, которое ещё сохранилось в запасах, попали экскременты саранчи, заразившие его грибком Stachybotrys chartarum. Токсины грибка отравили верхний слой зерна. А в египетской традиции первыми за столом получали еду старшие сыновья (им к тому же полагалась двойная порция), да и до кормушки первыми добирались самые сильные молодые животные. Именно они отравились токсинами. В Книге Исхода это описано как десятая казнь, убившая всех египетских первенцев.
Так божественные казни в интерпретации учёных превратились в катастрофическое природное явление с разрушительными последствиями, которые лишили египтян пищи и поразили их болезнями. То, что эту катастрофу пережили евреи, могло быть позднейшей вставкой в рассказ о реальном ужасном событии.
Вулкан, с которого всё это началось, мог быть Санторином — именно его извержение и взрыв уничтожили минойскую цивилизацию Крита (ту самую, которая построила Кносский дворец с его лабиринтом и Минотавром). До Египта всё это докатилось в виде волны цунами, облака пепла и грозы. Кстати, разошедшиеся перед евреями воды Красного моря тоже могли быть последствием цунами.
Другой потенциальный виновник казней — вулкан Алаль Бадр на территории Саудовской Аравии. Его также считают главным кандидатом на роль горы Синай, учитывая, что во время беседы Моисея с Богом вершину горы окутывало грозовое облако, пышущее молниями. Отождествление ныне существующей одноимённой горы с местом библейских событий восходит к более поздней традиции.
Нет бога, кроме Атона?
Идею монотеизма (единобожия) изобрели не древние евреи. Первым подобное божественное откровение обрёл египетский фараон Аменхотеп IV из XVIII династии, вошедший в историю под именем Эхнатон. Перемена имени была связана именно с тем, что фараон желал отринуть старых богов: Аменхотеп означает «Амон доволен» (Амон — бог солнца, более известный как Ра), Эхнатон — «полезный Атону» (Атон — единый бог-Солнце, не верховный, а заменяющий всех богов). Не у него ли заимствовал идею единобожия Моисей?
Первым высказал эту идею основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своей работе «Моисей и монотеизм» (полное название — «Этот человек Моисей и монотеистическая религия», 1939). Будучи евреем, воспитанным в строгих традициях иудаизма, Фрейд очень интересовался глубинными корнями религии и культуры своего народа. Он предположил, что Моисеем могли впоследствии назвать одного из учеников Эхнатона — Осарсифа, которого упоминает в своих сочинениях древнеримский историк Иосиф Флавий.
 


Рецензии