Свинцовый бархат правды 38
Этот вопрос, по-видимому, предполагает, что Исход из Египта действительно был, как описано в Книге Исход, хотя следует отметить, что ученые единодушны в том, что Исход на самом деле происходил не так, как описано в Библии. В египетских записях нет упоминаний о Моисее или Исходе, но мы можем использовать список египетских царей, чтобы идентифицировать фараона, жившего во время библейского Исхода. Фараоны соответствующего периода позднего бронзового века с приблизительными датами:
• Аменхотеп I (1526-1506)
• Тутмос I (1506-1493)
• Тутмос II (1493-1479 до н.э.)
• Хатшепсут (1473-1458)
• Тутмос III (1479-1425)
• Аменхотеп II (1427-1401)
• Тутмос IV (1401 – 1391)
• Аменхотеп III (1391-1353)
• Эхнатон (1353-1336)
• Сменхкаре (1335-1334)
• Нефернеферуатон (1334-1332)
• Тутанхамон (1332-1323)
• Да (1323-1319)
• Хоремхеб (? -1292)
• Рамсес I (1292-1290)
• Сети I (1290-1279)
• Рамсес II (1279-1213)
• Мернептах (1213-1203)
1 Царств 6: 1 помещает Исход из Египта примерно в 1440 году до нашей эры, потому что этот стих датирует Исход за 480 лет до четвертого года правления Соломона, а Библия датирует этот год правления Соломона 960 годом до нашей эры. Это поместило бы Исход в середину правления Тутмоса III. Исходя из этого, Моисей родился примерно в 1520 году до нашей эры, в правление Аменхотепа I.
Однако 1440 год до нашей эры исторически невозможен, хотя бы из-за существования писем Арманы, которые убедительно доказывают, что примерно до 1350 года до нашей эры ханаанскими городами по всей Палестине продолжали править местные мелкие царьки под сюзеренитетом Египта. Исход нельзя достоверно отнести ко времени написания писем из Амарны, что исключает всех фараонов до Эхнатона.
Мы находим упоминания о рамессидах в истории Исхода, включая город Пи-Рамсес, который, по-видимому, относит Исход ко времени правления Рамсеса II. С литературной точки зрения, библейская история Исхода была бы написана намного позже времен Рамсеса II. Имя Пи-Рамсес означает "Дом Рамсеса", и город был королевским городом до десятого века до нашей эры, когда имя было изменено на Рамсес, как мы находим в Библии. Автор книги Исход не знал, что Пи-Рамсес был царским городом, называя его просто "городом-хранилищем".
Стела Мернептаха рассказывает нам, что Мернептах вторгся в Палестину примерно в 1208 году до нашей эры, после периода восстания против египетского правления и разгромил все еще существующие ханаанские города, а также израильтян, которые, похоже, были сельским народом, не имевшим собственных городов. Это делает маловероятным, что Мернептах был фараоном во время библейского Исхода.
Несмотря на исторические трудности, Рамсес II лучше всего соответствует описанию фараона во времена библейского исхода. Его долгое правление (1279-1213 гг. до н.э.) начинается со времен амарнских писем, единственных имеющихся у нас оригинальных документов, которые рассказывают нам о египетском контроле над Палестиной в предыдущие столетия. Это также предшествует победе над израильтянами, увековеченной на стеле Мернептаха. Самое главное, это обеспечивает контекст для упоминаний Рамессидов в истории Исхода.
-1 голос. Вы вводите в заблуждение только годы правления фараонов по низкой хронологии и абсолютно не упоминаете о Высокой хронологии для 18-й династии.. где правление начинается и заканчивается на 25 лет раньше: низкая хронология 18-й династии не соответствует свидетельству Священного Писания, подходит Высокая хронология. Вы утверждаете, что даты писем из Амарны являются решающими... скорее всего, это не так. Смотрите раздел о письмах Амарны здесь: christianity.stackexchange.com/questions/3160 / ...
Как только мы осознаем, что Исход произошел в 1446 году до н.э. (см. Мой другой ответ), единственным жизнеспособным фараоном для того, кто хотел убить Моисея, является Тутмос III, и, следовательно, единственным жизнеспособным фараоном для Исхода является Аменхотеп II.
Важными для идентификации фараона Исхода и его сроков являются три записи: Моисей отсутствовал в Египте сорок лет со своим тестем Иофором (Деяния Апостолов 7: 23, Исход 7: 7); за это время умер царь Египта, который хотел его убить (Исход 2: 23); битва при Мегиддо, в которой участвовал Тутмос III, произошла 1 Шему 21 на его 23-м году жизни, что было зафиксировано как 1-й лунный день Египта, т.е. во время новолуния.
Из этих данных мы заключаем, что фараон, от которого бежал Моисей, правил по меньшей мере 35 лет (Тутмос III правил 54 года), и он умер до установленной даты Исхода 1446 года до н.э. (см. Мой другой ответ). Итак, нам нужно найти Новолуние, происходящее 1 Сему 21 примерно между 1487 и 1477 годами до н.э. (54 года вычитают 23 года = 31 год; таким образом, по крайней мере, за 31 год до Исхода). Есть один и только один вариант: в 1482 году до н.э. новый полумесяц Луны наблюдался 1 декабря 22 месяца (см. Веб-страницу Риты Гауччи, "Последнее и первое наблюдение лунного полумесяца"). 1-й лунный день в Египте был за один или два дня до первого появления лунного полумесяца после новолуния.
Из этих данных можно установить правление Тутмоса III с точной датой его коронации и смерти.
Из приведенных выше свидетельств за одиннадцатилетний период с 1488 по 1477 год мы получаем единственно возможную дату битвы при Мегиддо - 16 мая 1482 года. Исходя из этого, мы можем рассчитать дату коронации Тутмоса III 1 Сему 4 как 4 мая 1504 г. до н.э., а его смерти 3 Перет 30 как 18 марта 1450 г. до н.э., даты соответствуют тому, что называется Высокой хронологией для 18-й династии Нового Царства Египет.
[Преобразование юлианских дат в египетские и наоборот стало возможным благодаря королевской пушке Птолемеев, которая начиналась с 1 года правления вавилонского царя Набонассара; и благодаря тому факту, что в египетском гражданском календаре было 365 дней, а в Юлианском - 365,25 дня. 1 Ахет 1, первый день месяца 1 Ахет 1-го года Королевской эры, был 26 февраля 747 года до нашей эры (по Юлианскому календарю). В 751 году до н.э. 1 Ахет 1 был 27 февраля (високосный год приходится на 749 год до н.э.).
В египетском календаре 12 месяцев по 30 дней в каждом. Добавляется 5 дополнительных дней, чтобы в году было 365 дней. Месяцами являются 1 Ахет, 2 Ахет, 3 Ахет, 4 Ахет, 1 Перет, 2 Перет, 3 Перет, 4 Перет, 1 Шему, 2 Шему, 3 Шему и 4 Шему.]
И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
Исход 3:7-8
Евреи — пожалуй, единственный народ на планете, у которого отношения с Богом похожи на семейные. Господь Бог Израиля склонен к обидам и приступам гнева, ему трудно угодить, зато он всегда защитит тех, кто ему верен. История Исхода, основополагающий еврейский миф и один из самых грандиозных эпосов в истории человечества, — история о том, как трудно и вместе с тем почётно быть избранным народом. А уж насколько тяжело быть главным пророком и вождём этого народа — представить невозможно.
Мальчик из корзины
История путешествия израильского (еврейского) народа в Палестину из Египта, где он находился в рабстве, описана в книге Ветхого Завета, которая так и называется — Exodus на латыни и «Исход» на русском. Это вторая книга главного священного свода иудейских текстов — Торы. Всего же в Тору входит пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Под названием Пятикнижия они составляют начало Ветхого Завета. Авторство Исхода в иудейской традиции приписывают самому пророку Моисею — хотя в этом случае выходит, что он описал в тексте в том числе свою собственную смерть и похороны.
То, что Исход следует сразу за книгой Бытия, повествующей о сотворении мира, изгнании первых людей из рая, Всемирном Потопе и основании израильского народа патриархом Авраамом, говорит о том, насколько важной оказалась для иудеев эта книга. По сути, именно Исход — история их формирования как нации, обретения собственных законов и государства. Разумеется, всё это послано Богом Яхве, а значит — священно и неприкосновенно.
Вот что рассказывает об этом Библия.
Художники XVIII-XIX веков любили изображать масштабную картину исхода евреев из Египта. Смотрится действительно очень величественно
Вся эта история началась с еврейского юноши по имени Иосиф, сына Иакова. Иаков, внук праотца Авраама, однажды боролся с самим Богом в человеческом обличье и победил его, за что был назван Израилем — «соперником Бога». Потом так стали называть и народ, который произошёл от него. Иосиф, прозванный Прекрасным, умный и талантливый юноша, умеющий ловко истолковывать сны, был приближённым фараона, и благодаря ему евреям в Египте жилось очень неплохо.
Но шли годы, Иосиф умер, евреев становилось всё больше (10-15 детей в семье было нормой), а новые фараоны стали думать, что на самом деле они ничего евреям не должны. Так что египтяне стали принуждать израильтян к тяжёлым работам и в конце концов обратили их в рабство.
Израильтяне находились в рабстве более двух веков, всё это время утешая и подбадривая друг друга легендой о грядущем спасении. Тем временем очередной фараон, видя, что рабы не прекращают размножаться, повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Женщина по имени Йохавед в отчаянии положила своего младенца в плетёную корзину и отправила плыть по Нилу в надежде на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай: Йохавед отправила свою старшую дочь Мириам присмотреть за малышом.
Как ни странно, крокодилы малышом не заинтересовались — зато заинтересовалась дочь фараона, отдыхавшая у реки. Принцесса приказала служанкам достать корзинку с младенцем и по совету очень кстати выскочившей из прибрежных кустов Мириам нашла для мальчика кормилицу-еврейку — ею оказалась, как нетрудно догадаться, Йохавед.
Выловленный из воды Моисей, дочь фараона и совершенно случайно оказавшаяся рядом Мириам
Но это было только начало истории. Когда усыновлённый фараоном мальчик, которого назвали Моисеем («Моше» означает «извлечённый из воды»), вырос и узнал, в каком положении находится его народ, первое, что он сделал, — убил надсмотрщика-египтянина, жестоко обращавшегося с рабами-евреями. Фараон изгнал Моисея из страны.
За время скитаний за пределами Египта Моисей успел жениться и завести двоих сыновей. Однажды он увидел в пустыне куст, который горел, не сгорая («неопалимая купина»). Из куста донёсся голос Бога, который призвал Моисея вернуться в Египет и увести оттуда свой народ. Ему была обещана для обитания земля Ханаан, она же Обетованная (то есть «обещанная»).
Фараон, естественно, не согласился отпустить многочисленную бесплатную рабочую силу неведомо куда. Тогда Бог обрушил на страну серию стихийных бедствий и болезней, получивших название Десяти казней египетских. После десятой до фараона наконец-то дошло, что Моисей и его брат Аарон не шутят, и евреям было позволено уйти.
В пути избранный народ ждало немало чудес: они перешли Красное море по его дну (Бог по просьбе Моисея раздвинул воды и снова сомкнул их, утопив преследователей-египтян), получали еду прямой доставкой с неба («манна небесная») и законы оттуда же, Моисей добывал воду ударом посоха о скалу… Но всего этого почему-то было недостаточно для того, чтобы евреи не усомнились в своём Боге и не начали поклоняться выплавленному из золота тельцу.
В конце концов они допекли Бога своим неверием и тот проклял свой народ, заявив, что никто из тех, кто вышел из Египта, не увидит Земли Обетованной — она будет обретена лишь тогда, когда умрут все, кто успел побывать в рабстве. Так что евреям пришлось проблуждать по пустыне сорок лет, да и сам Моисей умер, увидев Ханаан лишь издалека. После этого начались завоевания израильтянами новых земель, но это уже совсем другая история.
Исход, которого не было
Самое удивительное в этой грандиозной легенде — то, что она, возможно, выдумана от начала до конца. Хотя, казалось бы, убрать из истории божественное вмешательство и объявить счастливыми или трагическими случайностями всё, что без божественного вмешательства не объясняется, — и история великого переселения отдельно взятого народа готова.
Но проблема в том, что Исход евреев не подтверждается археологическими находками. В древнеегипетских текстах нет никаких упоминаний человека по имени Моисей и его брата Аарона. На Синайском полуострове, перекопанном археологами вдоль и поперёк, не обнаружено никаких следов перемещения огромной группы людей. В современном Израиле и Палестине, на территории которой находится древнейший город-крепость Иерихон (его разрушение с помощью громко звучащих труб описано в Исходе), также не найдено следов массового вторжения: здешние жители, несомненно, вели войны, но никаких новых поселений пришельцы извне не основывали и свою культуру в эти города не приносили. Более того, есть свидетельства (косвенные — в самой Библии), что семиты жили в этих местах с незапамятных времён и ниоткуда сюда не приходили.
Свидетельство о публикации №124062602399