Свинцовый бархат правды 35

Свинцовый бархат правды 35

ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ХАТШЕПСУТ, ФАРАОН ТУТМОС И МОИСЕЙ
За что фараон Тутмос невзлюбил свою покойную тётю?
Евгений Абдуллаев
 С вами никогда не случалось – вы просыпаетесь утром и вдруг понимаете, что смертельно ненавидите свою умершую 20 лет назад тетю?
20 лет у вас не было к покойной тете никаких претензий, а тут вас словно вдруг переклинило. Вы срываете со стены тетин портрет, потом идете на кладбище, разбиваете молотком ее надгробие, вы стираете из компьютера все ее фото… Другими словами, вы ведете себя точно так, как фараон 18-й династии Тутмос III…
Напомним, что это была за история.
Отец Тутмоса III, Тутмос II (конец XVI века до РХ), женился на своей сводной сестре по имени Хатшепсут. Такого рода браки в Египте были делом обычным. Сыновей у царственной пары не было, а единственная их дочь умерла рано.
Наш герой Тутмос III родился значительно позже от фараоновой «побочной жены», то есть от наложницы. Когда мальчику было 12 лет, Тутмос II скончался. Регентшей фараона-отрока и фактической правительницей Египта стала овдовевшая тетя. В то время Хатшепсут изображали в царских мужских одеждах, с короной на голове и с накладной бородкой. Бородатая тетя-фараон осталась в памяти как фараон-строитель и вообще как одна из самых успешных в истории женщин-правительниц. Скончалась Хатшепсут в возрасте около 50 лет, предположительно от долгого употребления обезболивающих, в которые входило канцерогенное вещество.
После смерти женщины-фараона единоличным правителем стал ее племянник и пасынок.
Тутмос III был выдающимся полководцем, его даже называют «египетским Наполеоном». Командовать армией он начал еще при жизни тети. Хатшепсут, очевидно, полностью доверяла пасынку, ведь именно она назначила его верховным главнокомандующим Египта (сам этот факт полностью опровергает гипотезы о том, что якобы тетя хотела отстранить Тутмоса от власти: потенциальному сопернику никто никогда не поручит управление армией!).
Так вот, после смерти тети Тутмос со своим войском совершил аж 18 походов на Восток… Но в 1446 году до н.э. походы эти вдруг резко прекратились… Вы еще не поняли почему?
А еще через пару лет, в 1444 году до н.э., Тутмоса вдруг укусила муха – и он начал яростно уничтожать изображения покойной тети и упоминания ее имени на обелисках и стенах храмов. Статуи разбивались и сбрасывались в ямы, надписи соскребались. В знаменитом Карнакском храме обелиск с ее именем даже замуровали в стену…
В те времена уничтожение памяти считалось убийством, проклятием, новой смертью, в чем-то даже более страшной, чем смерть на земле. Ведь человек, как считали древние, жив, пока жива о нем память…
У египтологов эта загадка так и называется – загадка Хатшепсут.
«Крайне невероятно, – читаем мы в статье “Hatshepsut” в английской Википедии, – что Тутмос…не просто самый успешный египетский полководец, но и выдающийся атлет, писатель, историк, ботаник и архитектор – мог так долго таить обиду и лишь через 20 лет решился отомстить своей мачехе и тете».
Так что все же заставило фараона вдруг возненавидеть свою покойную тетю?
А все дело в том, что, согласно принятой у библейских фундаменталистов хронологии, в 1446 году произошли 10 казней египетских и исход!
Хатшепсут, возможно, была той самой дочерью фараона, которая нашла в корзинке младенца Моисея и усыновила его
По мнению библеистов-фундаменталистов, Хатшепсут была той самой дочерью фараона, которая когда-то нашла в корзинке младенца Моисея и усыновила его. Она, очевидно, даже надеялась, что именно он, Моисей, и станет новым фараоном, ведь других сыновей у нее не было… Все поменялось, когда у Тутмоса II родился от наложницы сын, будущий Тутмос III.
Чтобы вы не запутались, дальнейшие события мы попытаемся расписать по годам. Датировка немного не совпадает с общепринятой (разница в 6 лет), но это не страшно, так как египетская хронология вообще довольно запутанна[1].
1526 г. до н.э. – дочь фараона Хатшепсут усыновляет Моисея.
1496 г. до н.э. – у Тутмоса II рождается сын Тутмос III. Моисею 30 лет, он живет во дворце фараона.
1485 г. до н.э. – умирает Тутмос II.
1485–1464 гг. до н.э. – совместное правление фараона-отрока Тутмоса III и его тети Хатшепсут. Моисей бежит из дворца фараона и становится пастухом на Синае.
1464 до н.э. – Хатшепсут умирает, и Тутмос III становится единственным правителем Египта.
1464–1446 гг. до н.э. – 18 лет Тутмос III правит единолично. Каждый год он совершает по одному походу в восточные земли.
Апрель 1446 г. до н.э. – исход евреев из Египта.
После 1446 г. до н.э. – никаких крупных походов Тутмос уже не совершает: 600 его отборных колесниц лежат на дне Красного моря. Страна опустошена и разрушена.
1446–1444 г. до н.э. – два года после Исхода Тутмос пребывает в состояние глубокого шока.
1444 г. до н.э. – Тутмос находит выход своей фрустрации: он начинает винить во всем происшедшем свою покойную тетю. Если бы Хатшепсут, рассуждает он, не спасла Моисея из корзинки и не принесла его во дворец, не было бы ничего! (Согласитесь, это ведь так удобно – найти кого-то, на кого можно спихнуть собственную вину!) Как результат «перевода стрелок на тетю», по приказу Тутмоса по всему Египту начинается массовое уничтожение изображений и надписей с упоминанием имени Хатшепсут.
1431 г. до н.э. – Тутмос умирает на 15-й год после Исхода. Говорят, его последними словами были: «Ну, тетя, погоди! Я тебя и в аду достану…» (это шутка, конечно, на самом деле мы не знаем последних слов фараона).
По всему Египту начинается массовое уничтожение изображений и надписей с упоминанием имени Хатшепсут
1406 г. до н.э. – сыновья вышедших из Египта еврейских рабов во главе с Иисусом Навином переходят Иордан и начинают завоевывать Святую Землю. Накануне на горе Нево в возрасте 120 лет умирает боговидец Моисей, приемный сын женщины-фараона Хатшепсут и сводный брат фараона Тутмоса III. Тот, кто водил еврейский народ 40 лет по пустыне. Тот, кто «верою… отказался называться сыном дочери фараоновой», «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр. 11: 24–26).
Кто был фараоном, когда Моисей жил в Египте?
Есть ли у нас хорошее представление о том, какие фараоны были рядом во времена жизни Моисея? Какие внутренние и внешние свидетельства существуют, подтверждающие эти утверждения? Придают ли какие-либо христианские традиции какое-либо значение соотнесению событий из жизни Моисея с правлением конкретного фараона?
В фильме "Принц Египта" упоминается Рамзес как имя сына приемной матери Моисея (и будущего фараона, как когда Моисей убивает египтянина в 40 лет, так и когда он возвращается в Египет в 80), но я не знаю, на чем основано это утверждение.
Итак, этот Тутмос II. начал свое правление очень блестяще. Но через некоторое время в монументальных записях о нем остается полный пробел. Но мы читаем о всеобщем восстании после его смерти среди народов, покоренных его отцом. Конечно, нельзя было ожидать найти на египетских памятниках рассказ о бедствиях, которые пережил народ во время Исхода, или о том, как фараон и его войско погибли в Красном море. Но мы действительно находим в его правлении условия, которых следовало ожидать при таких обстоятельствах, а именно: короткое, процветающее правление, затем внезапный крах; царь мертв; ему не наследовал сын; трон заняла вдова фараона, и в течение двадцати лет никаких попыток восстановить господство Египта над восставшими народами Ханаана и к востоку от Иордана. Наконец, характер его царицы, как это изображено на памятниках, - это характер гордой и крайне суеверной женщины, именно такой, какая, как мы ожидали, должна была побудить фараона "ожесточить свое сердце" против Иеговы. Но цепь совпадений не прерывается даже здесь. Из египетских документов мы узнаем, что в предыдущее царствование, то есть как раз перед тем, как дети Израиля вошли в Синайскую пустыню, египтяне прекратили заселять шахты, которые они до тех пор разрабатывали на этом полуострове. Далее мы узнаем, что во время последней части пребывания Израиля в пустыне египетский царь Тутмос III продолжил и завершил свои войны в Ханаане, и что непосредственно перед вступлением Израиля в Палестину великий союз ханаанских царей против него был полностью распущен. (Библейская история Альфреда Эдерсхайма, том 2)
Что добавляет поразительной поддержки этому аргументу, так это то, что только в этом году в Интернете была опубликована статья, в которой говорится, что "археолог с образованием Гарвардского университета и президент Корпорации палеонтологических исследований, доктор Джоэл Кленк, утверждает, что множество археологических открытий свидетельствуют о кризисе во время правления египетского фараона Тутмоса II’. Вы можете найти статью "Найти" здесь.
В этой статье упоминается, что:
Мумия Тутмоса II - единственный труп фараона Восемнадцатой династии, покрытый кистами от неизвестной болезни. (Корпорация палеонтологических исследований, доктор Джоэл Кленк)
• "что делает его самым надежным источником еврейской культуры и истории во времена Христа" Это сомнительно - у Эдерсхайма были различные предубеждения, потому что он больше не был евреем и в определенной степени христианином. Точнее, он имел некоторые знания о раввинском иудаизме из первых рук, но я не могу найти никаких ссылок, подтверждающих идею, что он был профессиональным историком в Оксфорде. Скорее, кажется, что он был теологом и проповедником.
–Единственный Истинный Бог
 
• Согласно ccel.org/ccel/edersheim , Эдерсхайм переехал "в Оксфорд, где в 1884-86 годах он был избранным университетским проповедником". Оксфорд? ДА. Историк? Необходимы дополнительные исследования.
• Во время работы в Оксфорде Эдерсхайм опубликовал "Историю Израиля от жертвоприношения на Кармиле до смерти Джедху" (1885). Я бы сказал, что того, кто опубликовал книгу по истории, работая в Оксфорде, можно считать профессиональным историком.
Этот вопрос будет обсуждаться еще долгое время. Однако Генри Х. Галлей очень четко рассматривает этот вопрос. В своей книге "Библейский справочник Галлея", издательство Zondervan Publishing House, Гранд-Рапидс, Мичиган, 113, "Есть два основных мнения: Аменхотеп II (1450-1420 гг. до н.э.) или Мернептах (1250-1220 гг. до н.э.). Мернептах был сыном Рамсеса II, который был мастером-строителем Рамессеума, расположенного через реку Нил от современного Луксора, и города Пи-Рамсес. Рамсес II, он же Рамсес Великий или Рамзесес, является одним из самых известных и могущественных фараонов всех времен. Если Моисея воспитывала дочь Рамзеса II и Нефертари, то Исход произошел под руководством Мернептаха, а жестокое порабощение евреев произошло под руководством Рамзеса II. Многие ученые полагают, что это основано на Священном Писании "Поэтому они поставили над ними надсмотрщиков, чтобы обременять их своим бременем. И они построили для фараона города-сокровища, Питом и Рамсес". Исх. 1: 11, KJV.
Международная стандартная библейская энциклопедия (ISBE) соглашается, но добавляет, что это мог быть Аменхотеп II. Вера в то, что это был Аменхотеп II, несколько сбивает с толку; и все же, убедительна! История вращается вокруг дочери фараона. "Если, как многие думают, фараоном Угнетения был Тутмос III [он же Тутмос III, Тутмос III, Тутмос, Тотмес], то дочерью фараона была какая-то неизвестная принцесса. Некоторые думали, что это была Хатшепсут, "Королева Египта Елизавета". (из Международной стандартной библейской энциклопедии "Дочь фараона", Электронная база данных Copyright © 1996, 2003 by Biblesoft, Inc. Все права защищены.). Почему важно определить, кем была дочь фараона? Определив, кем была дочь фараона, мы можем определить, кем был фараон. Проблема сложная, и я попытаюсь объяснить ее ниже.
Кстати, вера в то, что она была Хатшепсут, "королевой Египта Елизаветой", также упоминается в Справочнике Галлея, стр. 112. Она была дочерью Тутмоса I. И она была соправителем (со-фараоном) при Тотмесе II и Тотмесе III.
По-видимому, Тутмос II женился на своей сводной сестре Хатшепсут, которая была настоящей "правящей" державой Египта. После его смерти его место занял Тутмос III, а Хатшепсут все еще была у власти. После ее смерти Тутмос III расширил империю, построил множество памятников, могучий военно-морской флот; и считается величайшим завоевателем в истории Египта.
Но здесь теория становится запутанной. Если Тутмос III - фараон времен Моисея, как мог его первенец умереть от руки ангела смерти Исхода? Когда его первенец умер за два года до этого? По-видимому, Тутмос III назначил Аменхотепа II своим соправителем за два или три года до Исхода. Тотем III послал Аменхотепа II возглавить битву против сирийцев. Итак, когда ангел смерти пронесся над землей, умер первенец Аменхотепа II. Более того, история свидетельствует, что Тутмос III умер в том же году (в Красном море).
Отсюда путаница относительно того, был ли фараоном времен Моисея Тутмос III или Аменхотеп II. Это были оба. Чей сын умер? Аменхотеп II. И история действительно свидетельствует, что вскоре после начала его совместного правления его сын таинственно умер.
Тотмес II и Тотмес III были фараонами во времена воспитания Моисея. Тотмес III был фараоном в те годы, когда Моисей жил в Мадиаме. Тутмос III и Аменхотеп II были фараонами, когда начался Исход.
Более того, если вы внимательно посмотрите на Священные Писания, в 1 Царств 6: 1 говорится: "И было так, что на четыреста восьмидесятом году после того, как сыны Израилевы вышли из земли Египетской, в четвертый год правления Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который является вторым месяцем, он начал строить дом Господень". Нам нужно только отследить время от четвертого года правления Соломона и вернуться назад во времени на 480 лет, вы увидите, что он начал строить дом Господень. вернемся ко времени правления Аменхотепа II.
Кому из двух фараонов противостоял Моисей? Пусть ученые обсуждают этот вопрос. Что касается меня, я считаю, что это был Аменхотеп II. В конце концов, умер его сын! Аменхотеп II начал войну с сирийцами, потому что он был моложе, более мужественным и не верил, что угроза Моисея сравнима с горой бобов.
Мог ли это быть Рамзес II? Да, есть много свидетельств того, что это был он. У меня проблема с хронологией!
Дебаты будут продолжаться; но это точно, археология подтверждает, что фараоны пришли к власти и теперь ушли, но евреи все еще живут среди нас. Да будет хвала Богу!
Вы могли бы подумать, что достаточно просто сказать: "Исход произошел в таком-то году, посмотрите, кто был фараоном в том-то году, проблема решена". Но на практике ученые спорят только о том, когда правили различные фараоны, и еще больше они спорят о том, когда произошел Исход. Я видел теории, которые варьируются от Пепи II, обычно около 2200 г. до н.э., до Рамзеса II, около 1250 г. до н.э. Ученые, настаивающие на Пепи, должны сказать, что Моисей действительно жил намного раньше, чем принято считать, а Пепи - намного позже и т.д.
Тем не менее, большинство консервативных ученых относят Исход примерно к 1450 году до нашей эры, то есть во времена правления Тутмоса II или Тутмоса III. Либеральные ученые считают Исход более поздним, примерно в 1250 году до нашей эры, во времена Рамзеса II.
Обсуждения фараона времен Исхода, как правило, сосредоточены на более известных фараонах, таких как Рамзес. Но можно привести доводы в обратном направлении: фараон времен Исхода вошел бы в историю Египта как неудачник — тот, кого лучше замалчивать. Как отмечает Майк, Тутмос II был довольно ничем не примечательным и жил примерно в нужное время, так что его предположение может быть верным.
(На момент написания этих строк у нас с Майком есть только два ответа, и мы согласны. Не поймите это так, что существует широкий консенсус: существует много противоположных мнений, многие из которых подкреплены вескими историческими аргументами.)
-1, хотя, возможно, я слишком суров. Ученые спорят обо всем, что есть в Библии.. это не означает, что Библия непонятна. в Библии есть два совершенно независимых способа вычисления даты Исхода, и оба дают точно такую же дату - 1446 год до нашей эры. Египтологам ясно, что есть только две возможные хронологии для 18-й династии, Высшая и Низшая хронологии.. Высшая хронология очень хорошо согласуется со Священным Писанием, а Низшая совсем не соответствует. Кроме того, археологи / историки, которые сегодня придерживаются 1250 г. до н.э. как даты Исхода, такие, как Кеннет Китчен и Джеймс Хоффмайер: Я думаю, что называть их "либеральными учеными" более чем несправедливо, я думаю, это просто неправильно. Оба этих человека создали замечательные работы, стремясь защитить Священное Писание от либеральных нападок. Все, что можно сказать, это то, что я думаю, что они ошибаются и на интерпретацию Кеннетом Китченом 1 Царств 6: 1 оказали чрезмерное влияние археологи (такие как Уильям Олбрайт), и он либерален в этом единственном пункте.. каждому допускается одна ошибка.
–Эндрю Шанкс
Те, кто сегодня по-настоящему либеральные ученые, просто говорят не о том, что Исход произошел около 1250 г. до н.э., а о том, что его вообще не было.
Ну, хорошо, если вы возражаете против фразы "ученые-либералы говорят ..." и предпочитаете "либеральная позиция заключается в ...", я не против. И да, это правда, что либералы перешли от поздней даты Исхода к утверждению, что его вообще не было. Я подозреваю, что все это было чем-то вроде уловки: они говорят: "Библия говорит, что Исход произошел в 1250 году до нашей эры, но тогда, если мы посмотрим на историю, это вызывает всевозможные проблемы, и нет никаких доказательств, подтверждающих это, следовательно, Исхода, должно быть, вообще никогда не было". Но это другая тема, которая не имеет отношения к текущему вопросу.


Рецензии