Ужасы не мирного времени или тема войны в литерату

Существуют правила, по которым важные для страны и народа события держатся в литературе длительное время, раз за разом открывая новые грани проблемы, отбрасывая длинные тени, а иногда искажая суть до неузнаваемости.
Тема Великой Отечественной Войны прошла через творчество писателей нескольких поколений, о войне написана целая библиотека, но и сегодня о ней продолжают думать и говорить.
Бесспорно, новым всплеском интереса послужили первые обстрелы мирного населения на Донбассе. Люди в ужасе смотрели на страшные кадры, что мелькали на голубых экранах осознавая, что привычная ось мироощущения сломалась. Сердце заходилось от пульсирующего в голове: "Война? Война! Война..."
Эти ужасы "мирного" времени стали шокирующей правдой о том, какой является война без ретуши, так сказать, моментально разделив людей на тех, кто задыхался, зная о зверствах "новых" нацистов и тех, кто трусливо отвёл глаза в сторону, признавая силу нелюдей.
Сегодня очевидно, что главная причина внимания к военной теме - желание доискаться до правды о войне. Понять, что скрывает в себе этот удушающий вой на... луну от боли и одиночества, страха и безысходности, веры в доблесть и мужество солдат.
В связи с этим крайне интересно обратиться к творчеству Василя Быкова, Константина Воробьёва, Григория Бакланова и Виктора Астафьева. Эти писатели описывали в своих произведениях - одну войну, но рассматривали её с разных точек мироощущения. Читая их произведения, можно найти множество параллелей с героями, которые сегодня участвуют в СВО.
Священная Война за Отечество - вот как можно расшифровать короткую аббревиатуру, ведь боевые действия идут не только на передовой, но и в тылу нашей страны, поскольку разум, переформатированный иностранными инагентами, развращённый вседозволенностью и "приватностью" интернета, опьянённый вейпами и наркотическими препаратами не просто перезагрузить. Упасть в пропасть легко, а выбраться из неё... могут единицы.
Одним из моих любимых стихотворений является произведение Николая Доризо:
Он бы давным-давно исчез
И потерял свое начало,
Когда б от всех живых существ
Его одно не отличало.
Он привыкает ко всему —
Удача,
боль
или утрата.
Привык же
человек
к тому,
Что человеком
стал когда-то. (1976 г.)
Страшно жить в таком мире, в котором человек не замечет издевательств, унижения и истребления себе подобных. Человек по своей сути должен быть человечным... Человечным, не зависимо от того, в какое время, в каких условиях жизни он находится.
Именно на этом настаивает Василь Быков в своей повести "Его батальон".  Главная фигура в истории - капитан Волошин, командир относительно крупной боевой единицы - стрелкового батальона; и это играет немаловажную роль в раскрытии замысла произведения: на первое место выдвигается проблема, связанная с исполнением Волошина своих комбатовских обязанностей в бою, а именно - руководство подчинёнными людьми, стремление и умение достигать победу малой кровью.
"Его батальон" - повесть о командирской этике, о том, каким быть командиру.
Каким же?
По мнению писателя, командир должен быть истинно человечным. Обладая этим драгоценным качеством, он будет беречь людей, заботиться о сохранении жизней подчинённых, и это станет его внутренней потребностью.
Война, как известно, без жертв не мыслима, но неизбежные жертвы должны быть оправданы, а залог этому - умение командиром руководить боем, его совесть и разум, способность творчески подходить к выполнению боевого приказа. Именно эта мысль пронизывает всё повествование.
Волошин хорошо понимает, что начинать бой за высоту, на которой за ночь успели укрепиться немцы, нельзя без разведки, а на разведку необходимо время. Бой нельзя начинать без обеспечения пехоты артиллерийской поддержки, а снарядов очень мало. И самое главное, не хватает активных боевых штыков - из батальона едва составится рота. Вот в каких сложных условиях оказывается главный герой повести при наступлении, и тогда, чтобы спасти своих людей от гибели, он принимает решение - отвести живых солдат на исходные позиции, за что сам получает суровое наказание.
Другой бы на его месте, успокоился и смирился, долг совести он исполнил, а остальную ответственность пусть на плечах несут другие, но только не Волошин. Отстранённый от командования мужчина некоторое время остаётся на исходном рубеже, а потом решительно устремляется в атакующие цепи, как рядовой боец. Он должен быть в тяжёлые минуты в своём истекающем кровью батальоне, чтобы как-то - опытом мудрого командира, действиями бывалого солдата - помочь ему. Он сделал всё, чтобы уберечь людей, и теперь готов погибнуть рядом с ними. Это и есть долг и совесть человека, любовь к солдатам в самом трагическом её проявлении.
Пережитое автором на фронте, доскональное знание военной действительности углубляется в его творчестве серьёзными размышлениями о судьбе родного народа, тонким знанием психологии современников. Сколь бы ни был сложен и своеобразен внутренний мир его героев, в нём неизменно отражается то общее, что присуще народному сознанию, что свидетельствует об общей атмосфере описываемого времени. Именно в час жестоких военных испытаний становится понятно, каким является нутро человека, что у него за душой.
Трудно представить ситуацию более гибельную, чем та, в какую попадает группа партизан, под предводительством пулемётчика Левчука в повести Василя Быкова "Волчья стая": их бросает из беды в беду, они борются на пределе возможного. Любые поступки и решения Левчука, радистки Клавы, крестьянина Грибоеда, партизанского командира Платонова, подрывника Колобова определяются логикой всенародной борьбы с фашизмом.
Можно сказать, что сама коллизия повести Василя Быкова несёт в себе  глубокий гуманистический смысл: партизан спасает ребёнка. Не так ли и весь наш народ, сражаясь с фашизмом, защитил от истребления саму будущую жизнь, спас грядущие поколения.
И хотя ни автор, ни его герой нигде не прибегают к какой-либо особой символике или завуалированному иносказанию, происходящее на том губительном болоте описано с присущей художнику сугубо "земной", реалистичной манере, -  сама жизненная ситуация подводит нас к широким раздумьям, к необходимым обобщениям.
Писатель Григорий Бакланов относится к тому поколению, у которого юношеская биография проста до чрезвычайности: ушёл на фронт, а отвоевав, сел на институтскую скамью.
Из двадцати ребят-одноклассников остались в живых после войны трое, но двое не воевали, а из тех, кто был на фронте, возвратился он - единственный. Именно поэтому, особое место в творчестве писателя занимает военная тема. Чем же она так приковала внимание Григория Бакланова?[BR]В первую очередь писателя побудила к этому фронтовая юность, навсегда обжёгшая тех, на чью долю выпала. Можно понять страстное желание автора рассказать о пережитом им и его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которая открывается только взору фронтовика, самолично промерившего колеи войны в составе стрелковой роты, артиллерийской батареи, поисковой группы, партизанского отряда.
Ставя своих героев в тяжёлые, очень тяжёлые, неимоверно тяжёлые положения, писатель выявляет такие глубинные свойства нравственного облика, которые в обычных условиях трудно или нельзя приметить. Смелые или трусливые, стойкие или безвольные, верные долгу или обеспокоенные лишь чувством самосохранения - так делил своих героев писатель, утверждая, что в военное время не может быть полумер.
Было бы непростительным заблуждением видеть в военных повестях Бакланова только дань прошлому. Во фронтовых коллизиях он открывает для нас великой вопрос эпохи - об ответственности каждого человека. С выстраданным на войне "нравственным максимализмом" относится писатель к своим героям и в "мирных" произведениях, появившихся за полтора десятилетия после войны. Да и герои эти - люди, прошедшие фронт.
Война для Бакланова - не просто "тема", а как бы точка высокого нравственного отсчёта, подкреплённая и личным опытом, и народной судьбой.[BR]Ему хотелось вернуться к судьбе своих сверстников, прошедших тяжёлые испытания, запечатлеть их судьбу, подвиг, духовную борьбу.
Нужна была немалая художническая смелость, чтобы решиться на подобную повесть, после всех эпических, панорамных, мемуарных разворотов в военной прозе того времени.
История о чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние" удивляет своей достоверностью и выматывающей душу болью.
Владимир Третьяков, главный герой повести, предстаёт перед нами человеком храбрым, безошибочно нравственным, верным чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юноша.
Автор придирчиво точен в любых деталях фронтового быта; он справедливо убеждён, что без правды малых фактов нет правды великого времени. А в некоторых местах писатель слишком откровенно вверяет Третьякову свои рассуждения, тем самым сближая себя с героем.
Тонкие нити бытия переплетаются, складываясь в сложный рисунок жизни. Одной из таких нитей является любовь Владимира Третьякова. Любовь, к которой едва-едва смогли прикоснуться или совсем не успели познать эти "не целованные" лейтенанты, шагнувшие со школьной скамьи в смертельную круговерть.
Подобная щемящая лирическая нота всё время звучит набатным колоколом в повести, усиливая её внутреннее напряжение.
Повесть Григория Бакланова "Навеки - двадцатилетние" - история о минувшем времени, о том, каким видят те дни уцелевшие бойцы, и как осознают свою вину и свою ответственность перед павшими. О поколении, а не об одном человеке захотел рассказать нам автор: как на фронте вся жизнь порой умещалась в одно мгновение, так и в одной фронтовой судьбе воплотились черты поколения. Именно поэтому смерть Третьякова не возвращает нас к началу повести, к тем останкам, обнаруженным в засыпанном окопе на берегу Днестра, а как бы вводит героя в круговорот жизни, в вечно обновляющееся и вечно длящееся бытие.
Новые грани "известной" войны обнаруживаются в повести Константина Воробьёва "Убиты под Москвой", которую относят к возвращённой литературе.
Это очень сильное и, с уверенностью можно сказать, лучшее произведение Воробьёва, которое можно считать, в какой-то мере, и биографичным, ведь всем известно, что писатель, будучи кремлёвским курсантом, защищал Москву осенью 1941 года. Затем были - ужасы плена, побеги из концлагерей и продолжение борьбы с фашизмом в партизанском отряде. Именно поэтому автору близки переживания героев повести, он как бы является неотъемлемой частью тех ребят, чувствует и переживает с ними, возвращаясь в свою молодость. Его герои - это скорее всего друзья, которых он не смог забыть, чьи голоса часто слышал...
Сюжет повести "Убиты под Москвой" Константина Воробьёва рассказывает о том, как роту кремлёвских курсантов отправили на фронт, тогда как они умели только красиво маршировать по площади. Казалось бы... конец истории предопределён... Но от титульного листа до последней точки повести прячется страшная, самоотверженная, выворачивающая внутренности история о том, что каждый человек мечтает совершить подвиг и для многих, в том числе и для героев повести, фронт - это место, где каждый может раскрыться, совершив этот самый заветный подвиг, пусть и незначительный в масштабах происходящего вокруг. Ведь на войне любой рискованный шаг - подвиг. Может быть поэтому ребята-курсанты представляли себе фронт "сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти..."
Однако, попав на передовую, увидев, что мечты не совпадают с реальностью, их охватил страх перед неизвестностью, перед предстоящей смертью.
Константин Воробьёв правдиво и достоверно повествует о гибели молодых, ещё "неоперившихся" юнцов. Ему больно, что вместе с этими высокими, красивыми, неопытными юношами погибает цвет нации.
Автор не оставляет нам никакой надежды на то, что кому-то удастся выжить. Нет. Все герои повести погибают. А командир, мужественный и смелый человек, делает страшный выбор - самоубийство, поскольку знает, что не сможет жить помня, как на его глазах погибли ещё совсем молодые ребята, которых он хорошо знал, каждый из которых был ему дорог.
"Убиты под Москвой" - это не просто повесть об одном из событий войны, это произведение, в котором автор пишет о том, что самое дорогое, что есть в этом мире - это человеческая жизнь, поэтому необходимо с большой трепетностью относиться к другим людям.
Автор хочет, чтобы его читатели задумались, что за словом "война", равно как и за словом "победа" стоят жизни людей, которые погибли сражаясь за Родину, мирное небо, будущее поколение. Цена победы - горькие слёзы от потери.
Но чем дольше длится мир, тем призрачнее становится страх войны, тем обыденнее слышится слово "победа", сказочнее - фронтовые истории...
Как донести до читателей, необходимость помнить о тех, кто погиб сражаясь за Отечество? Ведь Отечество - это не только родная страна, не только родной народ, это ещё и духовная составляющая каждого - вера, которая подпитывает и разум, и тело, давая силы для борьбы с нацизмом.
Возможно именно поэтому роман Виктора Астафьева "Прокляты и убиты" - стал своеобразным мозготрясением для расслабленного мирного сознания читателей. Автор открыто заявил, что "немцы утонули в нашей крови" и что в произведениях других писателей он не увидел той войны, на которой воевал, был тяжело ранен.
Войну нельзя романтизировать, считал Астафьев, поскольку это может стать фатальной ошибкой будущего.
"Прокляты и убиты" - своеобразный протест против высоко героических произведений о войне. Астафьев согласен, что на фронте были герои, были радости, были победы, но это далеко не всё... Не зная грязную, ужасающую, мерзкую сторону войны невозможно составить общую картину, невозможно осознать, через какие дебри приходилось продираться к победе, как невыносимо трудно удерживать в себе человеческую сущность, а не сорваться до лика зверя.
Бесспорно самой нравственно напряжённой, сложной и страшной в романе является сцена расстрела братьев Снегирёвых, когда у всех ещё есть надежда, что всё обойдётся, мол, попугают и только. И лишь когда майор зачитал, что приговор за побег окончательный и обжалованию не подлежит, вспыхивает недоумение: как же можно расстреливать ни в чём не повинных ребят, ведь они отправились в родную деревню, находившуюся совсем близко, за едой, и принесли в казарму мешки, полные продуктов.
До героев романа вдруг доходит, что на войне нет привычных человеку правил, что расстрел - это "нужная" работа, которую кто-то "добросовестно" выполняет. А возможно..., и это становится открытием для неискушённого читателя, ...на войне можно добить ещё живого человека.
В сцене расстрела апогеем станет ожидание чуда. Его ждут все: и герои, и "толпа", и мы, читатели. Автор робко намекает на то, что на войне человеку необходима вера... в бога, Сталина, своих друзей, что прикрывают твою спину. Человек божье создание и человечность у него в крови, именно поэтому старший брат Еремей закрывает своим телом младшего, до последнего вздоха неся бремя ответственности, впитанного с молоком матери, желая его спасти. И ему удалось это... Сергей остался жив. Он старался выбраться из наскоро вырытой могилы, которую ещё утром для них выкопали товарищи. Однако, его жизненный путь должен закончиться здесь... в этой яме... И его самолично добивает ответственный за расстрел.
Зачем такая жестокость?
Это война...
Война - разменной монетой в которой является человеческая жизнь.
Автор жаждет, чтобы у читателей появилось стойкое отвращение к войне. Война - это смерть, порой нелепая, порой случайная, порой осознанная, порой преднамеренная. А смерть человека от руки другого человека - самое страшное преступление, которое может совершить человек за свою жизнь. Война не должна стать смыслом жизни человечества. Она морально уничтожает, выматывает физически, истощает духовно.
Как остаться человеком на войне? - вот основной вопрос, который задаёт своим читателям Астафьев.
Прошло время. Нет. Прошло много времени. Не одно десятилетие, а тема Великой Отечественной Войны осталась актуальной. История переписывалась, но невозможно скрыть бесчеловечность фашистов и жестокость войны.
И закончить размышления хочу одним из своих стихотворений:

Она - война... Не просто боль потери,
Не просто крики "Господи, спаси!",
Как непросты посмертные награды,
И цинковые мрачные гробы.

В ней страх звериный, ужас Преисподней
И веры тихой слёзная мольба,
Чтоб человек остался человеком,
Познав на что способен Сатана.

От крови меч победы вытирая,
Его не спрятать в ножны просто так,
Поскольку черти, души отравляя,
Из ада лезут в каждый вздох и взгляд.

Война - она... не робкая девица,
Не признаёт трусливых полумер
И, в мерзость страха душу окуная,
Оставит горечь... превратив мир в тлен.
Copyright: Дёмина Наталья.


С уважением, Наталья.


Рецензии